Не успел...

Александр Молчанов 4
Народного артиста РСФСР Игоря Александровича Богодуха не стало 19 марта. Он был любим многими и давно, с далёкого 1964 года, когда впервые ступил на сцену тогда ещё не академического Ростовского драмтеатра им.М.Горького.
И я его увидел тогда же – крупного, яркого, сходу запоминающегося, как теперь принято говорить, очень позитивного человека.
Я был ещё мал, но молодой, дышащий здоровьем, мощный и спортивный актёр Игорь Богодух не мог не привлечь к себе внимание даже такого мелкого пацана. Тем более что мой отец – в те годы режиссёр театра им. М.Горького - рассказал, что Богодух – не только здоровяк от природы, но перед тем, как поступить в театральное училище, окончил факультет физвоспитания Ростовского пединститута, то есть фактически был профессиональным спортсменом.
Это было круто! Как опять-таки сегодня сказали бы ровесники меня тогдашнего.
Игорь Богодух был настолько заметен на сцене – и своей могучей фактурой, и своей острохарактерностью, что почти сразу стал любимцем как публики, так и коллег по театру. Да и критики, что удивительно и встречается крайне редко, с самых первых спектаклей были к нему благорасположены.
Мне вспоминается, как искренне тепло, всегда по-доброму приветствовали Игоря Александровича коллеги из разных театров Ростова и области, встречая его в Ростовском отделении Всероссийского театрального общества (ныне СТД). А это в завистливом и не всегда добром актёрском сообществе, поверьте, встречается не часто.
Но он никогда не переходил другим дорогу, не напрашивался на «вкусные»  роли, ничего не требовал - был какой-то отдельной фигурой в сложном театральном коллективе. И при этом играл Короля Лира и мужа Вассы Железновой Сергея Петровича, городничего в «Ревизоре» и гетмана Скоропадского в «Белой гвардии», Степана Разина в спектакле по Василию Шукшину «Я пришёл дать вам волю»…

Особой стала для Игоря Александровича роль мелкого проходимца Антонио в спектакле «Моя профессия – синьор из общества», поставленного в театре им.М.Горького Всеволодом Шиловским. А когда Одесская киностудия в 1985 году предложила режиссёру экранизировать эту пьесу Д.Скарначчи и Р.Тарабузи, Всеволод Николаевич пригласил сниматься в новом фильме под названием «Миллион в брачной корзине», конечно же, своего любимого ростовского актёра.
И Игорь Богодух не только не затерялся среди сонма кинематографических звёзд, блиставших тогда на съёмочной площадке, но и во многом выделялся  своей актёрской свежестью и «не замыленностью» образа. Напомню лишь, что в фильме снимались Александр Ширвиндт и Софико Чиаурели, Лариса Удовиченко и Ольга Кабо, Семён Фарада, Валентин Никулин, Николай Гринько – одни из самых востребованных в ту пору артистов.
А за Игорем Богодухом, как потом, смеясь, рассказывал Всеволод Шиловский, эти «первачи» в перерывах между съёмками ходили по пятам – очень уж заразительно и смачно он умел рассказывать всевозможные байки и анекдоты, был таким органичным.
На счету Игоря Александровича более двадцати полнометражных художественных фильмов и сериалов. Причём снимался он отнюдь не в эпизодических ролях, установив своеобразный кинематографический рекорд для артистов, постоянно работавших в РАДТ им.М.Горького.

Впрочем, и про самого Игоря Александровича ходили разные байки, и, что опять же удивительно, всегда добрые. Однажды мой отец поведал такую.
В середине 70-х годов в Ростовском Дворце спорта состоялся Чемпионат СССР по фигурному катанию, в котором принимали участие все звёзды этого вида спорта – Ирина Роднина и Александр Зайцев, Людмила Пахомова и Александр Горшков, многие другие мастера, бывшие в самом расцвете и переживавшие в те годы настоящий  мировой триумф. Однако молодому тогда ещё актёру Игорю Богодуху удалось пообщаться с ними. Кажется, была организована какая-то встреча спортсменов с творческой молодёжью города.
В особом восторге актёр остался от Ирины Родниной! И не скрывал этого. А когда друзья попросили подробнее описать Ирину: «Ну, какая она в жизни, Игорь?», он, с трудом подыскивая слова, ответил: «Она такая, такая… маленькая». И шумно выдохнул. Что для этого крупного, физически сильного человека значило очень многое – он-то, как бывший спортсмен-профессионал, прекрасно понимал, какими усилиями, каким сверхчеловеческим трудом даются этой миниатюрной девушке высочайшие спортивные достижения.

У Игоря Александровича сложились с моим отцом очень тёплые  человеческие отношения, которые распространились и на всю нашу семью, включая и меня – мальчишку, потом подростка, юношу. Однако в течение долгих лет мы не встречались, я лишь видел актёра Богодуха на сцене и экране. Но когда летом прошлого года я, присутствуя в качестве приглашённого журналиста на сборе труппы театра, подошёл к Игорю Александровичу и представился, он меня сразу узнал. И пошли воспоминания…
Я попросил тогда народного артиста об интервью, хотя знал, что он неохотно общается с прессой.
«А ты хороший журналист?» – лукаво улыбнувшись, спросил Игорь Александрович. И я, зная, насколько он ценит юмор, в тон ему ответил – «лучший».
Мы поняли друг друга, переглянулись, обменялись телефонами и договорились, что обязательно встретимся в новом сезоне.
Я долго и тщательно готовился к встрече с любимым артистом и старинным знакомым. Ведь он мог поделиться такими воспоминаниями о театре, о великих людях, украшавших донскую сцену на протяжении многих десятилетий, какими уж не поделится никто. Нельзя было ничего упустить, что-то важное проворонить. И я тянул, в нерешительности, тем более, что явного повода вроде бы не случалось.

А пару месяцев назад ко мне обратился мой близкий друг из мира спорта, который знал, что Игорь Александрович в своей спортивной молодости дружил с серебряным призёром Олимпиады-1956 в Мельбурне, боксёром Львом Мухиным, который давно ушёл из жизни. Спортивные общественники хотели поправить памятник на могиле выдающегося тяжеловеса, но не знали, как разыскать его семью. И народный артист Игорь Богодух охотно пошёл с ними на контакт, отыскал координаты дочери друга, обещал быть на открытии обновлённого монумента. В этом он весь. И этот его поступок подтолкнул меня к более решительным действиям.

Буквально за пару дней до 82-летия Игоря Александровича я позвонил ему на мобильный, чтобы, наконец, уже определиться с датой нашей встречи. Но трубку взяла его дочь: «Папа в реанимации, но борется, надежда есть…»
А через несколько дней его не стало.
Никогда не прощу себе!
Не прощу того, что не успел его выслушать, не успел сказать тех важных  слов, которые накопились, не успел пожелать…