Ой, вы думы мои, думы или растревоженный улей

Людмила Бержакова
Продолжение очерка http://www.proza.ru/2020/01/17/1171

Вот сижу я в раздумьях, а правильно ли мы сделали, что потревожили этот улей. Может, надо было бы сидеть тихо, работать больше, зарплату не спрашивать, дадут хорошо, не дадут, потерпим. Говорят, от голода не сразу умирают,  в войну в Ленинграде люди выжили 872 дня , а мы всего – то сорок пять дней. Правда дали «полушку» в виде аванса, все ж люди, хоть чуток да дали, можно и подождать.
Только ждать – то молодежь и не стала, вот и написал заявление последний «воин», кредит у него был, да родители болеют заболеванием современности, кто его станет осуждать.
А остальные приготовились ждать. Все как в сказке, не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.
По Федеральной программе по поддержке работы школ искусств, приехал в город град  самый главный начальник, всеми уважаемый и почитаемый министр. И на пути ему попадается этот злосчастный народец, что не очень любимый местной властью за то слезное письмо- прошение об оказании помощи и избавлении в доме культуры  от «привидений» и «кукол марионеток», ну хотя бы одного главного убрали, а остальные бы и сами разбежались. Но нет, не согласились, говорят творческие работники, конечно творческие, вон как гайки закрутили, такое не всякий сценарист опишет, не всякий артист съиграет, все очень талантливо исполнено, как же от него избавляться, а все что не делает коллектив, все подлежит осуждению и порицанию. А он  и подписи нигде не ставит,  чужими руками все делает, а в глазах сам ангел воплоти.
Пожурил их министр при народе и обещал разобраться,  и как бы там сложилась судьба этого учреждения культуры, да только  вмешалось проведение. Есть еще высший судья, да и  случай помог.

Встретился « наш» самый главный куратор, всех начальников командир, на пути министра и возомнил себя выше всех: «Мне министр, на указ!», что хочу, то ворочу, так сказать. Этими словами и подписал себе резюме. Как уж там было, то нам не ведомо, но только пришли к народу важные люди, избранники этого народа на справедливость. Пришли, посмотрели, где народ занимается важным для государства делом, посмотрели на развал в помещениях, что учинили «привидения», посмотрели на клетушку, в которую переселили лучший коллектив края, да не один коллектив, а целых два, да что говорить, всего-то 30 человек в пять квадратных метров. Ну,  как – нибудь расселятся, они же репетируют – то в большом зале. Но не учли, что эти тридцать человек еще занимаются индивидуально, да и пальто где-то снять надо, гардероба, то нет, сумку оставить, обувь переодеть. А иногда в  день рождения и тортик разрезать и пообщаться, это же учреждение и создано для общения в свободное время, для проведения досуга и заметьте, молодежи. Ладно, уж там «стариков» бы повыгоняли, хватит небо «коптить», а молодежь, которую надо отвлечь от пагубного влияния улицы. Ведь вся политика в культуре и призывает к приобщению молодежи к народным истокам, чтобы жило в веках народное творчество, которое создавалось нашей историей.

Но для наших «горя» руководителей, оказалось главнее раздать кабинеты, рассадить номенклатуру, чтобы было, где чай попить. А что тут плохого, вы скажите, каждый человек имеет право  немного отвлечься от работы, выпить чайку, пообщаться.
Все верно, кто же против,  но не за счет же этих коллективов, которым и заниматься-то негде. И так, если проводятся фестивали самодеятельного творчества, помещений всегда не хватает и переносить порой не куда, разве проситься в детскую музыкальную школу, а им самим места мало.

Конечно, давно назрел вопрос о постройке нового учреждения культуры в городе, но этот вопрос долговечен, да и не решит он проблем в нынешней ситуации. Вот и разгулялась номенклатура, знаете, как в улье  у пчел распределяются обязанности?
Эти рабочие - собирают мед, это охрана молодого семейства, а это уборщики, но есть и  главная-матка. Она выращивает потомство. Чтобы опять их потом разделить, на главных и второстепенных. Но в течении их короткой жизни, пчелы успевают поработать на разных должностях, так природой заложено. Кончаются одни способности, развиваются другие, а потом и третьи.
«Некоторые исследователи пытаются проводить аналогию с распределением труда в человеческом обществе и вспоминают при этом парикмахеров, нянек, скульпторов и земледельцев. Однако нельзя не заметить существенного различия: человек, который посвящает себя какой-нибудь профессии, занимается ею, как правило, до конца жизни. Рабочие пчелы имеют обыкновение в зависимости от возраста много раз менять род своих занятий .С начала это ульевая пчела. Она чистит и обрабатывает челюстями внутренние стенки ячеек.
Со временем становится или повышается в должности до работы в качестве кормилицы
принимать и перерабатывать приносимый в улей нектар, заполняя им ячейки.  В улье должна поддерживаться чистота, но эта работа связана с выходом на волю. Пчелы подбирают всевозможный мусор и относят его подальше от улья. И в третий период жизни  пчела становится сборщицей.

В жизни людей все наоборот, главные это номенклатура, а второстепенные это  «рабочие пчелки». А рабочим пчелкам надо работать за пределами своего помещения, вот  пусть и освобождают помещения для главных.
Но вернемся к нашей ситуации.
Вынесли наши справедливые заступники недоверие главному  курирующему начальнику над учреждениями культуры, его заботой были все учреждения культуры города, но он больше всего занимался только домом культуры. Что за любовь такая к этому учреждению, а все просто, его жена там решила стать начальницей, а коллектив был против, помните, об этом писалось в статье «ЧП в курортном городе».

И  вот после этого недоверия и загудел  улей. Пригласили аудиторскую комиссию, независимую от нас и начали штатку переделывать, нашли документы из Министерства и стали подгонять под документ все коллективы. Распоряжения Министерства культуры, даны, как рекомендация, которой надо придерживаться, но решения принимать  по необходимости  исходя из приоритетов. А их всего- то два, это развитие самодеятельного художественного творчества и клубная работа с населением.
 
Ну, если с самодеятельностью, еще как-то понять можно, то работа с населением сводится на нет. Ведь в отделе остался один человек, а может один проводить столько мероприятий, чтобы выполнить муниципальное задание? Вы скажите, но есть же методист и еще. Есть,  только они не проводят эту работу, они же относятся к главенствующей «когорте»,  они только принимают поручения от художественного руководителя и раздают тем, кого разжаловали в должности.
 Снизили зарплату,  и посадили на самую низкую интенсивку, чтоб ему неповадно было,  и не вздумал никуда жаловаться, загрузить работой, чтобы головы не поднял. А если не справиться и уволить можно. Но не учли, что человек может и устать от напряжения и заболеть. Но это уже его дело, пусть терпит, а не успевает, можно и попросить освободить место, как это сделали с работником кадров, не справляется и все. А человек головы не поднимал от работы, так сказать, но не подошел, так как сделал такую оплошность, не успел удалить подготовленные договора с работниками.  Тем самым, создались условия для прочтения его другими сотрудниками. Сотрудники прочитали свои договора и сравнили с  «основными» работниками и увидели…

Но что они увидели, Бог мой! Что зарплаты у них в разы меньше, тех основных,  а интенсивка зашкаливает за 270%, это как нужно работать, чтобы не просто на пол оклада успеть выполнить свою работу, а еще и перевыполнить на 270%.
Это просто подумать страшно, как человек работает. Теперь понятно, что просто дать распоряжения о выходе на работу в праздничный или выходной день, этому сотруднику некогда, какие там подписи. Времени нет наклониться над бумажкой с ручкой. Ведь надо же 270% процентов интенсивки отрабатывать или сделать вид, что отрабатывает, ведь это, если посчитать, на работе нужно раскладушку ставить.

А как работают остальные? Да все работают, кроме тех, кто подписал то, злощастное письмо, они вот оказались и не работники. Правда поэтому,  уже вторую неделю и работают без выходных, пусть работают, у них работы мало, судя по интенсивке, самая низкая, даже у костюмера больше в разы. Но конечно больше, он ведь еще и костюмы шьет для театра ее величества главной пчелы, правда этот театр к нашему учреждению не относится, но регулярно дает спектакли и репетирует на сцене, а вырученные денежки  или сладкий медок, носит в свой улей. Так, что  рот на него не разевай.

А как же этот независимый аудит, он - то должен следить за выполнением распоряжений Министерства культуры, должен, но только через призму зрения художественного руководителя учреждения культуры, это как она на это взглянет и кто ей придется по нраву. Тех и в должности повысит и интенсивку прибавит, а кто попытался оспорить ее решение, ну в лучшем случае отправить на самую низкую должность в роли девочки  на побегушках или руководить одним из клубных объединений, только на ставку надо вести целых три клуба, а как же,  они же время не вырабатывают. А не учитывают, что вторым приоритетным направлением в работе учреждений культуры и есть работа с населением.
И любые доводы здесь бессильны и даже воспоминания про профстандарты, когда каждая работа должна выполняться специалистами, но это ведь касается только тех «неугодных», а на остальные должности набрали молодежь, без соответствующего специального образования, причем необходимого высшего образования,  и стажа работы по специальности, как говорится в документе Министерства культуры.

Вот и вернемся к аудиту, кадровика уволили, как несправляющегося со своими обязанностями, а  участника из группы аудит приняли и еще зарплату дали. И стали они быстро бумажки печатать, так сказать доп. соглашения, чтобы все подписали, что согласны с понижением заработной платы и низкой оценкой их труда. А тем, кто попытался проконсультироваться в инспекции по труду, сказали, чтобы даже и не пытались, что они тоже в работе аудита, а значит и зарплату получают.

А кто работодатель?
Да все тот же художественный руководитель учреждения культуры, да я не ошиблась, не директор, а художественный руководитель, который должен поддерживать коллективы  по творческому цеху, а не чинить препятствия в работе, но тут - то и вспомнить нужно, кто есть «теневой» директор, а по совместительству еще и гражданская жена главного куратора по культуре в городе.
Ясно, несправедливость на лицо и говорить нечего, всем все известно, а «воз, как говорят и ныне там».
И что же в заключении?
Да просто, поражает действительность в управлении культурой города. Сколько это будет продолжаться и найдется ли управа на таких «горе» руководителей, остановит кто-то этот беспредел в городе или все решают деньги?
Кто ответит, господа? И господа ли мы своей жизни, а сколько их по всей стране? Страшно подумать, а стоит…. ведь за этим стоят судьбы людей, человеческое достоинство, участники коллективов, дети и их родители, ведь все это происходит на их глазах.
Хочется обратиться к жителям города, это происходит в 21 веке, в вашем городе, это ваши дети занимаются в этом учреждении, а чему они научатся, и как будут жить дальше, а как будите жить дальше вы?

Продолжение следует http://proza.ru/2020/06/07/812