Родня моя или 99 с половиной

Наталья Калининградка
Вот он - День Победы! Пришёл снова в наши дома. Праздник лучший, самый дорогой, самый радостный. И с каждым годом лучше понимаешь его величие и значение для каждого на Земле.

Вспомнить родных, растревожить душу помогают старые фотографии.
Вытащила альбом, рассматриваю, вспоминаю…

Люблю эту фотографию. Не очень она чёткая, но такая памятная. 1998 год.  Отмечаем юбилей Шуры, дочери Николая Григорьевича Дружинина. А самому ему  85 лет. Вот он на фотке бравый какой! С моими братьями двоюродными – Сергеем и Вячеславом. Это я их в Багратионовске в саду щёлкнула.  В ресторане местном днём посидели, отметили, домой вернулись, теперь чаёвничать будем здесь, в саду. Позировать  не хочет, некогда ему, отмахивается, ведёт разговор про политику, да и опытом надо жизненным поделиться, да поучить кое-кого уму-разуму...  Говорит громко, рассуждает напористо, пересыпает речь прибаутками, смеётся. Ребятам  уже самим шестой десяток, но молодцы, слушают, улыбаются, поддакивают. А Серёга даже рукой показал, кто здесь главный. И не перечить!

Родство с ним у меня не близкое – отец Валентины - жены двоюродного брата  Сергея. Он на фото слева.

…Дома у Николая Григорьевича  армейский порядок – всё на своих местах, книги ровными стопочками по темам, цветы пышные на окошке. За ними жена следит Вера Николаевна. Она лет на 13 его младше. Такая певунья… Голос сильный, красивый. Валюшке она мачеха. Мама умерла рано, в 26 лет.

В ванной чистота и та же чёткость в расстановке пузырьков и стаканчиков. Чтобы внуки не путались, чем вытираться, как руки помоют, крючок для полотенца подписан – «для детей».  В комнате большой портрет на стене – в белом кителе с наградами военный седовласый  человек… Хоть в кино снимай такого рослого красавца. А  Валя как-то  сказала: «Фильм «Офицеры» помнишь? Там прямо про него. Папа же пограничник был. Служил  в Туркмении на границе с Ираном.  И всё так было, и горы, и скачки, и перестрелки… Там на горной заставе в  1943 году и я родилась».

После войны переселились в Багратионовск, здесь Валентина с Сергеем в одном классе учились, потом поженились, двоих детей родили. Большая жизнь прошла…

Любимая моя Родня… Многих нет, братья умерли, не стало моей мамы, тёток двух, их мужей… Валюшке самой в этом году 77 стукнуло. 

Часто ей звоню, вспоминаем, шутим, удивляемся быстротекущему времени…

Когда Николаю Григорьевичу исполнилось девяносто лет, из газеты пришли, фотографировали ветерана, интервью брали. Не стушевался, доволен был очень, заговорил молодёжь...

Потом из книжного издательства гонцы появились - решили делать большой календарь с его портретом.
Славная получилась цветная картинка – на зимней рыбалке возле лунки с удочкой в руках сидит крепкий мужик с заиндевелыми бровями в валенках, тулупе, шапке-ушанке…

А сегодня с Валентиной Николаевной поговорили - надо же, уже семь лет прошло, как не стало Николая Григорьевича.  А прожил он всего девяносто девять с половиной лет!  Так хоронили достойно – почетный военный караул, море цветов, на кладбище прощальные залпы…

Вспоминаю его, такого, весёлого, шумного человека, прожившего большую, очень не простую жизнь. С улыбкой вспоминаю, с хорошим чувством.

Альбом листаю, смотрю на родные лица, улыбающиеся и серьёзные, молодые и не очень, на малышей и стариков, с цветами и котами, за свадебным столом и в саду...
Родня моя. Оставшаяся, немногочисленная, постаревшая, не очень здоровая, любимая...

Сейчас острее ощущается беспокойство за родных, за их здоровье, благополучие, настроение. Будем здоровы все, оптимистичны, сильны. Поможем друг другу, чем можем,  - вниманием, добрым, ободряющим, ласковым словом, любовью и нежностью.