Засек 2 рассказы отца по истории села ива

Сергей Соколов -Ивинский
 
                ЗАСЕК 2. 
   
    - Мой отец, твой дед, Соколов Иван Сергеич (мы  в честь моего деда тебя Сергеем назвали) в Ерманскую с самого её начала воевал.
   
Осенью  в  начале зимы 18-ого  года в село стали приходить фронтовики, прямо с винтовками приходили. Они рассказали, что произошла какая-то революция и, что  больше нет царя Николашки, и правят  в Рассеи   рабочие люди.  Эти слова, как горох об стенку, отлетали от народного понимания: чего там говорить -  забитые все были, дремучие  и неграмотные. Нет царя Николашки, ну, и бог с ним - найдут другого царя, чай, свято место пусто не бывает, так всё говорят в народе. Какой-то Питер … это так далеко!  Никакого страха, даже простого любопытства к рассказам фронтовиков у простых людей не было.  Подумаешь,  революция…
   
Тут, вон, какая радость!  С войны домой  мужики, отцы наши, возвратились. Работники и хозяева. Вот это да! Событие, так событие! А то – революция… Фу, слово-то не русское, тянется, как  сопля… Ре-во-лю-ци-я… Народ жил ещё в старом  омуте времени и ловил счастье, как привык,  по-старому.

И в наш дом радость пришла – отец с войны вернулся живым и здоровым. Как щас помню, входит в избу человек в шинели с башлыком. Когда клубы морозного воздуха осели, мы увидали отца: стоит красный с мороза и усы белые от инея, за спиной винтовка. Мать Мариша чуть в обморок от радости не упала, а мы, кто знал его, облепили тятьку. Дунька-то  с Оленькой не помнили отца - смотрели отлячив губёнки от удивления. Вот, это действительно радость, событие!

Все ждали  перемен к хорошему.  Думали, мол, при хозяевах, при мужиках-то,  жизнь наладится:  поля рожью засеятся и при добром уходе за землёй  хлеб дадут.  Хоть досыта поедим! Никаких других мыслей и не было, не было и тревоги….

Зима 18-ого на Иве начиналась тихо. Народ радовался.  Хлебец  в амбарах пока у всех был: у бедных, что б концы с концами свести и на посев весной, у богатых, даже  на продажку был припасён, так, что голодом сильно-то и не пахло. Церковь  стояла на горе и, колокола, как и прежде, звонили и звали всех к обедне. Службы служил благочинный батюшка Константин, чего ещё надо было простому мужику! Самое главное – крещёные люди, а у нас на Иве  доныне все крещёные,  могли собчаться  и каяться…

Неожиданно, приоткрыв горничную дверь, встряла мать:
   
- Скажешь тоже по басурманскому – собчаться! Чай, правильно говорят: «Причащаться». А  каются – это, уж когда грех тебя согнул в бараний рог, и душа от тоски на куски  разрывается и белый свет ей не мил, вот тогда со слезами каются, а  обычно все просто исповедуются, потом у Чаши причащаются Святых Тайн. Так правильно надо писать, Серёжа, тоже мне, знахарь нашёлся…   

-  Вот и я о том же  толкую, - взвизгнул сбитый с течения мысли отец - ничего у нас в глухомани не происходило. Правда, я заметил, хоть ещё и малец несмышлёный был, что про царя на службах петь перестали: всегда  пели «победы православному царю даруя», а стали проще петь: « победы православным христианам…». Есть такое место в молитве. Как-то так…

Мне думается, что попы, как  политруки в армии,  в  проповедях нам, тёмным, толковали, что творится в стране,  чего ждать и как жить  - только никто ничего не понимал и как надо не делал.
    Мать опять юрко выглянула из-за дверного косяка и, недовольная отцовскими словами о попах,  уверенно дополнила:

- Ну, понёс – семь вёрст до небёс и всё лесом. Чай, батюшки всегда нас учили и учат одному и тому же:  как надо жить всегда.  Просто – живи по-христиански с терпением: Христос терпел и нам велел. Люби всех людей:  грешница, любить всех не знаю как,  но скажу, как понимаю – не обижать людей, жалеть и подавать нищим.  Всегда и везде, честно, зная, что Христос смотрит на тебя с неба.  По силе крайней возможности угождать другим людям. Этому и учат нас, грешных и тёмных, батюшки. И никакие они не политруки, вера - это тебе не газетные указки начальников! Так я думаю.

Отец, не переча,  угодливо  мотал лысой головой. С шумом фыркнул воду на закатку, влажно поплямкал губами и продолжил рассказ-лекцию по истории села:

- Щас, Сергун, увидишь, как народ слушался попов – жалел и не обижал других, - с ехидцей в сторону кухни произнёс отец и хихикнул:

- Все происходило так, - продолжал он, -  перед Михайловым днём на сьезжей стоял шум и гам: галдели до третьих петухов. Проходили выборы в комитет бедноты, после названный комбедом. Это своего рода сельский совет, но только заправщики в нём в основном бедные люди: и члены, и председатель, и все, кто там должен быть.  Я теперь  не скажу - откуда в селе началось этакое движение, вроде как власть наметилась, а то ничего не было: ни судов, ни совета в том виде, каким мы его знаем сейчас,  дикая воля.Всем правила съезжая и законы общины! Сами бы мужики не додумались ни до советов, ни до комбедов, кто-то подсказал. Кто? Теперь-то понятно кто – они, чай, новые хозявы - коммунисты, или по-тогдашнему большевики, а по ивински – антихристы, так наши бабы потом их  прозвали. Из волости никаких указаний старосте тоже не приходило, дедушка бы рассказал.

В военные годы власть строго следила за продразверсткой – ещё при царе такая канитель  пошла. Тогда хлеб скупали по твердым государственным ценам у крестьян, чтобы не было спекуляции, вроде как само государство покупало хлеб по устойчивой цене,  чем  спасало население городов от голода.  На волость из уезда был наложен налог – столько-то продать   хлеба. А волость давала задание ивинской общине, на съезжей обсуждали и распределяли, кто и сколько продаст ржи в казну. Учитывали и бедность, и солдаток не обижали, а мы солдатовы были.    Понятно?

Я мотнул головой.

- Сергун, учти - это не та развёрстка, о которой ты учил по истории, та  начнётся в конце 18 года. А пока никаких  продотрядов не было, своей сельской управой обходились, по-доброму…

И вдруг новое – комбеды!

Сначала депутатов  выбирали всем селом. Село неделю кипело, как котёл с водой на огне. Потом депутаты предложили  членов комбеда. Как сквозь сон помню, кто-то, то ли из волости, то ли из уезда, был: даётся мне это комиссар или какой-то уполномоченный, точно уже никто не скажет. Но ясно вижу человека в шинели и фуражке: стоит напротив кута* и трясёт в воздухе  бумагой.  Он убедительно толковал, что в Питере был какой-то съезд, что там постановили все помещичьи земли и усадьбы  отдать крестьянам, настоящим хозяйственникам, пусть заселяются, заполняют своими посевами пустующие поля – помещики-то сбежали вместе с управляющими.  Пусть работают теперь на своих, полях, чтоб землица не пустовала… как-то так   понял я слова того человека. Велел, чтобы  на селе выбрали  сельскую  власть  – комитет бедноты.  Он, комитет, будет следить за правильным разделом земли, решать сельские и людские  вопросы. А главное -  через него будет идти связь с государством.

Выбрали в комбед членом моего отца, как фронтовика, и немного грамотного, человека смелого – так считали на Иве его товарищи. И стал Соколов Иван Сергеевич членом комбеда, а те его в председатели выдвинули. Рассудительный был и смелый, а ещё справедливый…

В село  с разных сторон просачивались  слухи: где-то в мордве за Ковылкино* крестьяне прогнали помещиков,  а землю и добро разделили по общине. В Наровчатском уезде крестьяне у одного хозяина растащили по себе всё его добро из флигеля; и даже господский пенькозавод разорили. Помещиков на Иве не было. Мы – село свободное, общинное, после расскажу тебе, как образовалась Ива.

Вот тогда старый Максим Дрючка возьми и спроси:

- У кого землицу-то с добром забирать? А то ить есть богатые посильней самих графьёв, как тут разобраться…»

Мужик тот ответил:

-Забирайте у тех, кого вы называли «Ваше высокоблагородие»! «Ваши высокоблагородия» отменяются, отныне все равны, ясно!

- Чево ж тут не ясно… всё понятно: ить  и у нас на Иве есть такие «ваши высокие благородия», - не унимался хитрый прищуренный от косоглазия Дрючка, - вон  они  на Ивинском кордоне расселились, как гниды на гашнике*:  лесничие, урядники разные, объездчики и кондухтора, во…

- Чево я тебе скажу - дело говоришь, отец. Теперь у вас комбед есть, вот, и решайте -  посоветовал представитель, - как решит комбед, так и делайте, власть ваша отныне… и не бойтесь. Не зря ж винтовки с  фронта прихватили,- напоследок намекнул он.

И тут началось!

Все забыли про Дрючку, не слушают  и  уполномоченного! Орут, кто чего. Кто-то вспомнил, как объездчики не давали пасти сельский скот в лесу, как гоняли из леса детей и баб с ягодами или грибами. Дрючку за пучок  лык для лаптей два дня держали взаперти, а лыки отобрали. Судить хотели за порчу леса. Ивинский народ батрачил на этих господ и не любил их.

Хотя они были государственными служащими - соблюдали лесное хозяйство,  следили и охраняли леса, разводили  в парницах* из семян разные деревца для засадки лесов -  все равно народ был обозлён на них: то ли из-за собственной зависти к ихнему богатству, то ли действительно те углебали* наше население – теперь точно  не скажу.

Орали, орали и решили:  на завтра с утра идти на Ивинский  кордон «трясти» лесников.

Мне было интересно. Я обо всём, что говорили на съезжей, рассказал другу Максиму Солдатову. И мы с ним чуть свет, боясь не пропустить поход, пришли  к Игошкиному дому. 

Была поздняя осень, морозец небольшой и снежок порошей ятно белел везде и похрустывал под лаптишками. Чтобы согреться, мы играли в ласки круглым лошадиным  мерзляком.

Добрая моя крёстная Оля, хозяйка мово родного дяди Ивана Акимовича,   заметила меня и зазвала в тёплую избу, дала  нам круглой подпеченной  на сковороде картошки  в прихлёбку с пахтаньем и   хлеба. Мы славно заправились с другом.

Скоро начали приходить  мужики и бабы. Народ празднично галдел у двора.

- Дядя Максим, - смеялся бедный мужик по прозвищу Икылка, часто икал при разговоре, - ик, что у тебя за палка на плече?

- Сам ты палка, - с хитрецой жиденьким голоском отзывался Дрючка, это, бараняя башка, ружжо – дробовик!

Икылка подзадоривал:

- Ик, поди пустой!

- Кидай в верьх малахай свой, прицелюсь, да, как хряпну и решетом малахай упадёт…

- Чем заряжен-то? – спросил молодой мужик в шинели, - поди, камнями…
Ты что ж, в «ваших благородиев» стрылять будешь?

- Чугунками… от старого чугуна наколол, - уточнил Дрючка.  - Для страсти взял.- Ик, как завизжат чугунки по лесу, подумают - снарядами  из орудия  дядя Максим палит ик, в штаны навалят и разбегутся, - подковырнул Икылка и беззубо ощерился.
   
Все захохотали: мужики басовито, бабы с мелким взвизгом, как поросятки.  Веселье и возбуждение охватило серую толпу,  будто гулять к празднику зваными гостями на кордон собрались.

Некоторые солдаты пришли  с винтовками.

Мой отец винтовку не взял. Сказал, что в своих людей не то, чтоб стрелять, даже пужать оружием  не будет, мол, это не на войне, и не враги они, лесники эти, а уважаемые люди.  Просто,  какая-то хреновина непонятная творится на Иве – грабят людей за то, что те  богатые.Я сейчас думаю: ну и что, что богатые! Они же сами добились богатства, знать,  Бог дал. Они же не разбойничали

- Не по совести всё это! –громко  отрезал мой отец перед толпой и рукой чиркнул по воздуху –  Надо о работе говорить, о дорогах. Столько дел в селе накопилось! Дома обновить надо, с землёй решать надо, а тут уплотнять велят, честных людей грабить! Не дело это, я вам скажу! Вы как хотите, а я не пойду с вами, хоть и в комбеде состою! Грабёж… не е о том дума ваша…

- Вот и мы говорим, - робким голоском встряла крёстная Оля и бабка моя Алёна,  как это грабить, чай, грех!   

К обедне ударил колокол, бабы перекрестились. Многие из них не пошли на кордон, повздыхали и разошлись: кто в церковь на службу, кто домой поплёлся в раздумьях. Мой отец остался у Игошкиных.  Он, хоть и в бедняках числился, был против грабежей

Не все пошли на кордон грабить. И тогда разные люди были, как и теперь - все мы разные:  одни, вон, бессовестно, чтоб удержаться у власти, в сущности, у кормушки,  врут народу  по радиву о какой-то перестройке, сулят горы золотые, другие верят им, ждут хорошей жизни и честно трудятся.   А будет, как всегда делёжка. По себе растаскают то, что я защищал в войну…. Видал я всё это -  на войне они кричат: «Ванька вперёд, а мы сзади командовать будем». А в мирной жизни в очереди в кассу за пензией уже так кричат: « Ванька, ты иди назад, а мы вперёд – у нас и наград больше и пензия, так что посторонись!»  Тьфу, опять отвлёкся…
Врать не буду: не все тогда потирали руки от удовольствия при дармовщине-то, предчувствуя делёжку!

Отец остановился, сложил закатку конвертом и подытожил:

- Готова закатка на один валенок. Завтра с утра другой закатывать начну  и  доскажу тебе историю про грабёж кордона.

А пока запиши так:  и  вот большая толпа народа повалила на кордон. Хохот и  галда разлетались во все стороны от шествия. Мы с другом Максимом вприпрыжку бежали  за взрослыми, предчувствуя что-то  интересное. Нам казалось, что пришло новое чудное время,  и  мы стали участниками важных событий  в жизни села.


*- кут – передний угол с иконами;
*- гашник – пояс у штанов или у брюк;
*- парница – парник.
      Переход   к ЗАСЕКУ 3 :http://www.proza.ru/2020/03/17/972