Притча

Валерий Хорошун Ник
Джун  было  пятнадцать,  когда  приехал  Учитель.  В  их  далёкую  деревню  его  по  распределению  прислали  из  Центра.  Точнее,  по  принуждению.  Чтобы  он  смог  отработать  диплом,  через  три  года  вернуться  назад  и  продолжить  поиск  своей  заветной  звезды.

-  Зачем  присылать  чужаков?  –  возмущённо  недоумевал  тогда  директор  школы  –  отец  Джун.

Он  не  любил  инородцев.  А  особенно  викингов,  на  войне  с  которыми  погиб  его  единственный  сын.  И  по-прежнему  винил  их  в  смерти  Нэо,  сокрушаясь  ещё  и  оттого,  что  больше  некому  будет  исполнить  священную  традицию  предков  и  в  назначенный  судьбой  час  перенести  умирающего  старика  на  вершину  горы  Нараяма.

Джун  тоже  сразу  невзлюбила  Учителя.  Слишком  уж  он  был  колоритен.  Будто  сошёл  с  рекламного  щита.  Чрезмерно  бледнолиц.  Вызывающе  светловолос  и  неестественно  голубоглаз.  Викинг,  одним  словом.  Но  больше  всего  ей  не  понравилось  то,  что  при  нём  была  большая  металлическая  труба,  похожая  на  гранатомёт,  который  разорвался  и  убил  её  брата,  когда  тот  стрелял  из  него  по  противнику.  С  тех  пор  минуло  восемь  лет,  а  для  Джун  викинги  всё  так  же  оставались  врагами,  в  том  числе  и  Учитель,  несмотря  на  его  исключительно  мирную  и  добрую  миссию  преподавателя  физики  и  астрономии.  «Буду  жить  в  горах,  а  значит  –  ближе  к  звёздам»,  –  успокаивал  он  себя  по  пути  в  этот  суровый  и  неприветливый  край.

Конечно  же,  он  знал,  куда  едет.  Знал,  что  его  ждёт  малокомфортное  существование  в  чуждой  цивилизации  среди  обозлённых  и  опустошённых  минувшей  войной  аборигенов.  Поэтому  кроме  телескопа  прихватил  с  собой  два  чемодана  книг,  которые  должны  будут  помочь  ему  выстоять,  не  поддаться  коварному  гипнозу  мстительного  эха  войны  и  ускоренно  преодолеть  эту  унылую  трёхлетку…

Началом  которой  можно  считать  появление  Учителя  на  школьном  дворе,  куда  его  доставил  старенький  грязно-жёлтый  служебный  автобус.  Здесь  же,  в  невзрачном  флигельке  ему  предстояло  квартировать.

Внутри  жилище  оказалось  таким  же  жалким,  как  и  снаружи.  Впрочем,  на  большее  он  и  не  рассчитывал.  Поэтому  довольно  спокойно  воспринял  мрачную  тесноту  коридорчика  и  гулкую  пустоту  комнаты,  повлиять  на  которую  не  удалось  ни  солдатской  кровати,  ни  двум  стульям  со  столом,  ни  платяному  шкафу,  ни  двухкомфорочной  электроплите  с  допотопным  умывальником.  И  только  сравнимое  с  рериховским  горным  пейзажем  окно,  вступив  с  ней  (пустотой)  в  мирное  противоборство,  слегка  потеснило  её  нежным  светом  и  давней  мечтой  о  заоблачной  Шамбале.  Увы,  вскоре  оно  заплатило  за  свой  несколько  преждевременный  и  неуместный  пафос  разбитым  стеклом.  В  первую  же  ночь  чья-то  недобрая  рука  запустила  в  него  весьма  увесистый  булыжник.  К  счастью,  телескоп  не  пострадал,  а  его  хозяин  отделался  лишь  лёгким  испугом.

Бесполезно  закрывать  окно  тяжёлыми  ставнями,  бесполезно  ставить  металлическую  дверь,  бесполезно  носить  на  себе  бронежилет…  Всё  это  и  многое  другое  бессмысленно  и  напрасно,  если  в  атмосфере  господствует  враждебность.  Она  непременно  отыщет  лазейку,  просочится  в  неё  и  больно  ударит.  Оглушительно  взорвётся  во  время  урока  петардой  под  учительским  столом,  уколет  гвоздём,  умело  замаскированным  в  стуле,  до  мурашек  напугает  скорпионом,  внезапно  выползшим  из  портфеля…

Не  поддаваться.  Не  запутаться  в  этой  липкой  паутине  враждебности.  Не  реагировать  на  её  злобные  и  в  то  же  время  по-детски  наивные  гримасы.  Ни  в  коем  случае  не  дать  ей  поселиться  внутри  себя.  Только  так  Учитель  надеялся  её  победить.

А  ещё  он  понял,  что  напуганным  войной  детским  душам  нужна  сказка.  Добрая  незамысловатая  сказка.  Поэтому  учить  их  астрономии  он  будет,  опираясь  на  неё.  На  мифологию  звёздного  неба.

Дождался  полнолуния  и  пригласил  желающих  на  ночные  внеклассные  занятия.  В  первый  раз  на  школьный  стадион  пришло  двое  из  двадцати  учеников.  Начал  с  самой  простой  легенды  о  том,  как  Луна  обманула  Солнце,  оставив  жить  на  небе  своих  детей-звёздочек.  Направлял  на  них  телескоп,  рассказывал  о  созвездиях,  демонстрировал  лунные  кратеры.

Во  второй  раз  желающих  послушать  звёздные  истории  и  посмотреть  на  ночное  небо  оказалось  пятнадцать
.
В  третий  раз  пришли  все,  кроме  Джун.

Она  по-прежнему  воспринимала  Учителя  настороженно.  К  ночным  походам  на  стадион  относилась  с  показным  высокомерием,  а  к  звёздному  небу  взор  обращала  лишь  украдкой,  когда  укладывалась  спать.  При  этом  и  по  физике,  и  по  астрономии  получала  одни  пятёрки,  что  свидетельствовало,  скорее  всего,  об  особой,  не  совсем  обычной  форме  протеста  (не  скорпионов  же  в  портфель  подбрасывать),  а  вовсе  не  о  её  любви  к  предметам.  Одноклассники  её  позицию  встретили  с  пониманием  и  уважением  не  потому,  что  директорская  дочка,  а  потому,  что  смелая,  честная,  отчаянная.  Сами  же  с  интересом  и  удовольствием  продолжали  рассматривать  созвездия  через  похожую  на  гранатомёт  металлическую  трубу.  Под  руководством  Учителя  постепенно  отрывались  от  земли  и  протаптывали  свои,  сугубо  индивидуальные  тропинки  в  небо,  чтобы  однажды  испытать  на  них  радостное  удивление,  восторженный  трепет  и  обрести  неведомые  ранее  смыслы.

Следует  признать,  что  сказочником  он  оказался  весьма  талантливым.  За  год  ему  удалось  не  только  вызвать  интерес  к  мифологии  у  школьников,  но  и  раздвинуть  её  границы,  аккуратно  приземлив  живущие  там  высокие  идеи  и  мастерски  разбавив  ими  унылое  однообразие  деревенских  будней.  Что  в  свою  очередь  обезопасило  его  пространство  и  полностью  исключило  в  нём  шальные  перемещения  скорпионов,  неуместные  взрывы  петард  и  нецелевое  расходование  гвоздей…  Да  и  застеклённое  окно  флигелька  после  той  ночи  больше  никогда  не  тревожило  его  звоном  своих  острых  осколков.

Что  касается  директора,  то  с  приходом  весны  и  ростом  качественной  успеваемости  на  тридцать  процентов  его  отношение  к  Учителю  несколько  потеплело.

С  эхом  войны  тоже  что-то  произошло.  Оно  умолкло  и  растерянно  затаилось,  будто  прислушиваясь  к  тихой  мелодии  перемен…

Чьи  мажорные  лаунж-аккорды  не  могла  не  услышать  и  Джун.  Однако  их  благотворный  эффект  она  объяснила  обычным  весенним  возрождением,  которое  ежегодно  в  течение  трёх  месяцев  призвано  приятно  волновать  душу  ожиданием  чего-то  светлого,  и  вовсе  не  догадывалась,  что  появилось  в  её  жизни  нечто  такое,  что  выходило  за  рамки  простого  сезонного  обновления.  Оно  поселилось  в  ней,  это  незримое,  жизнерадостное  Нечто,  и  свежим  дыханием  обдавало  все  её  весенние  порывы.  Оно  присутствовало  независимо  от  желания  и  воли  Джун  примерно  так  же,  как  присутствуют  звёзды  на  ясном  ночном  небе,  или  кратеры  на  лунной  поверхности.  Объективно  и  непостижимо.

Учитель  также  пребывал  в  бодром  настроении,  причину  которого  видел  в  скором  отпуске.  Он  очень  ждал  его.  Мысленно  перебирал  грядущие  беззаботные  деньки,  наслаждаясь  их  тёплым  и  мягким  светом.

  Возможно,  поэтому  именно  в  отпуске  его  и  посетила  идея,  осуществление  которой  он  решил  начать  в  новом  учебном  году.  Идея  простая  и  вместе  с  тем  сложная   –  оборудовать  на  чердаке  школы  класс  астрономии…  Дерзко  пронзить  крышу  своим  телескопом  и  соорудить  нечто  похожее  на  мини-планетарий.

«Звёздная  перспектива».  Так  назвал  Учитель  свой  авантюрный  план  и  стал  с  нетерпением  ждать  окончания  отпуска.

Реакция  директора  оказалась  быстрой,  немногословной,  с  предсказуемым  присутствием  вопросительного  знака:

-  Где  взять  деньги?

Из  трёх  озвученных  Учителем  ответов  первый  оказался  правильным  и  результативным:

-  Найти  спонсора.

  Выпускник  школы,  хулиган  и  троечник  Саид,  ставший  успешным  бизнесменом,  согласился  финансировать  проект,  благодаря  чему,  «Звёздная  перспектива»  утратила  иллюзорность  и  обрела  реальные  контуры.  Перед  тем,  как  сесть  во  внедорожник  и  укатить  в  свой  деловой  мир,  он  предупредил  Учителя:

-  В  Новогоднюю  ночь  прыду  в  планэтарый,  и  ты  мнэ  покажешь  Млэчный  Пут.

-  Конечно,  покажу.  Покажу  все  триста  миллиардов  его  звёзд.

На  самом  деле  это  благосклонно  улыбалось  небо.  Учителю  была  знакома  его  улыбка.  Он  всегда  легко  улавливал  её  в  причудливых  звёздных  узорах,  восхищался  её  неземной  красотой  и  довольно  часто  верно  разгадывал  её  смысл.  В  этот  раз  она  пообещала  ему  покровительство.  Он  понял  это  и  вовсе  не  удивился  щедрости  бывшего  троечника  Саида,  который  вместо  одного  телескопа  подарил  школе  целых  три…

И  после  четырёх  месяцев  напряжённого  труда  под  голубыми  небесами  появилась  очередная  познающая  их  точка  зрения,  вооружённая  тремя  мощными  стационарными  телескопами.

На  её  торжественное  открытие  съехалось  множество  чиновников,  среди  которых  был  даже  важный  гость  из  Центра.  Ему  было  поручено  произнести  речь  и  вместе  с  директором  школы  перерезать  ленточку.  Случилось  это  тридцатого  декабря,  а  ночью  первого  января  Учитель  показывал  Саиду  Млечный  Путь,  используя  при  этом  все  три  телескопа.

С  того  дня  время  ускорило  свой  бег  настолько,  что  на  чтение  привезённых  Учителем  книг  его  совсем  не  оставалось.  Оно  всё  уходило  на  преподавание,  а  также  на  внеклассную  просветительскую  работу.  В  планетарий  массово  пошли  желавшие  увидеть  звёзды.  Кроме  местных  это  были  жители  соседних  деревень,  районного  и  даже  областного  центра.  Популярность  планетария  быстро  росла.  А  вместе  с  ней  рос  и  авторитет  Учителя.  Порой  люди  приходили  к  нему  в  поисках  ответа  на  самые  разные  житейские  вопросы.  В  итоге  к  концу  учебного  года  у  него  появилось  много  друзей,  в  число  которых  можно  смело  включить  и  директора.  Да,  директора  школы,  зашедшего  в  своих  крамольных  мыслях-мечтах  слишком  далеко…  А  точнее,  высоко…  На  вершину  горы  Нараяма,  куда  в  скорбный  час  прощания  его  в  качестве  зятя  отнесёт  на  себе  белокурый  викинг.

Свой  третий  учебный  год  Учитель  начал  с  того,  что  объявил  конкурс  «Лучший  в  астрономии».  Победителя  определит  жюри,  и  ему  будет  вручён  приз  –  телескоп  Учителя.

Год  пролетел  незаметно.

Лучшей  стала  Джун.  Но  не  потому,  что  директорская  дочка,  а  потому,  что  самая  настойчивая.  По  мнению  одноклассников,  её  победа  в  конкурсе  была  неизбежной,  поскольку  являлась  целью  её  странного  протеста,  а  в  достижении  целей  равных  Джун  не  существует.  Телескоп  она  получила  на  выпускном  вечере  вместе  с  аттестатом  и  золотой  медалью…

И  не  пришла  на  следующий  день  в  школу,  где  собрались  почти  все  жители  деревни,  чтобы  проститься  с  Учителем.  Срок  его  контракта  истёк,  и  он  уезжал  домой.

Накануне  директор  уговаривал  его  остаться,  обещая  ему  место  завуча  и  новый,  построенный  силами  общины  дом.  А  ещё  обещал  склонить  Саида  к  строительству  обсерватории.  Но…

Но  вот  и  автобус  подъехал.  Тот  самый  грязно-жёлтый,  который  три  года  назад  привёз  сюда  Учителя.  За  это  время  он  заметно  постарел.  Заглох  на  полпути.  Водителю  едва  удалось  его  оживить.  Когда,  наконец,  натужно  пыхтя,  бедняга  добрался  до  станции,  поезд  уже  стоял  на  платформе,  и  Учителю  пришлось  немного  пробежаться.  Тяжело  дыша,  он  открыл  дверь  купе  и  остолбенел.  Там  его  ждала  Джун.

Она  так  и  сказала,  когда  он  спросил,  что  она  здесь  делает:

-  Жду  тебя.  Целых  три  года  жду.

Шумно  вдохнула  много  воздуха  и  скороговоркой  выдохнула  признание…  В  том,  что  давно  любит,  что  не  представляет  без  него  своей  жизни,  что  готова  ехать  с  ним  в  Центр,  или  остаться  здесь,  неважно,  важно  быть  рядом,  быть  всегда  вместе,  вместе  искать  заветную  звезду,  вот  и  телескоп  для  этого  взяла…

-  Пожалуйста,  возьми  меня  с  собой!

Эпилог.

Жарким  июньским  днём  внимание  немногочисленных  пассажиров  и  сотрудников  малоизвестной  железнодорожной  станции  привлекла  сошедшая  с  поезда  дальнего  следования  странная  пара  –  светловолосый  викинг  и  местная  темноглазая  девушка.  Первая  странность  состояла  в  том,  что  они  перешли  на  другую  платформу,  куда  через  тридцать  минут  должна  подойти  электричка,  следующая  в  обратном  направлении.  Во-вторых,  они,  несомненно,  были  счастливы.  Но  самой  настораживающей  оказалась  третья  странность,  никак  не  поддававшаяся  объяснению.  За  плечами  у  девушки  висела  металлическая  труба,  похожая  на  гранатомёт.  Оно  и  понятно…  Ну  откуда  далёкие  от  астрономии  обыватели  могли  знать,  что  это  –  всего  лишь  телескоп,  оптический  прибор  давным-давно  изобретённый  для  того,  чтобы  уменьшить  расстояние  между  людьми  и  звёздами…      
 




 



      



.