Лутоня

Содружество Внипимовцев
Люблю про дураков я сказки,
Люблю, наверно, потому,
Что не боюсь людской огласки,
И дураком я прослыву.

Когда в минуту заблуждения,
Поступок глупый совершу.
И так я сказку начинаю,
Но философски отмечаю,

Что в сказках часто всё наоборот:
Дурак рождает умный плод.
Я этот случай приведу,
В основу сказки положу.

Жили были дед да баба,
И была у них досада,
Что их сын уже большой
Не обзаводится семьёй.

Так втроём они и жили,
Мужики дрова рубили,
И насущный хлеб растили.
Баба им еду варила,
За скотиною ходила,
Уборку, стирку проводила.

Как-то раз отец с Лутоней
Вышли наколоть дрова,
Печь топить пришла пора
Баба же в избе одна
Растопить её должна.

Ну, а что бы разжигать
Лучины надо настрогать.
С печи взяла она полено,
Но в руках не удержала,
На скамью оно упало.

И старуха зарыдала,
Завопила, причитала.
Вот старик, услышав крик,
Возвратился в избу вмиг.

Что старуха ты орёшь
Отчего же слёзы льёшь?
И старуха отвечает
И навзрыд опять рыдает:

Был бы наш сынок женат,
Мог бы кто-то из внучат
Здесь на лавочке  сидеть
Могло поленом бы огреть.
Внучок наш мог бы умереть.

Старик с ней вместе зарыдал,
И тут Лутоня в дом вбежал.
Вы что родители блажите,
Мне причину расскажите.

И, услышав объяснение,
Потерял совсем терпение.
- А ну-ка прекратите ор,
Таков мой будет приговор:

Из дома я сейчас уйду,
Пойду по миру похожу,
Коли найду дурнее вас,
Тогда вернусь домой тотчас.

Взял шапку он свою в охапку,
Котомку за плечо закинул,
Перекрестился и свой дом покинул.

И вот Лютонюшка пошёл,
И не вперёд или назад,
Пошёл куда глаза глядят.
Был краток или долог путь,
Для нас важна другая суть

Толпу людей он повстречал,
Их за работою застал:
Они корову всемером
На крышу дома поднимали,
Бранились на неё, стегали.

- Эй, мужики вы мне скажите,
Зачем на крышу волочите?
- Трава на крыше проросла,
Её корова съесть должна.

Ну-ка, дурни, погодите,
Вот как надо, посмотрите
На крышу дома он залез,
Траву там быстренько сорвал,
Её корове побросал.

Ну, ты умён, мил человек,
Не догадаться б нам во век.
В селе останься с нами жить,
Нас будешь разуму учить.

Нет, остаться с вами не могу,
Пойду по миру похожу,
Ещё я дурней поищу.
Идти пришлось не далеко,
Пред ним ещё одно село

К избе какой-то подошёл,
И на толпу опять набрёл.
На воротах хомут висит,
Толпа коня к нему тащит

Конь упирается, храпит,
До полусмерти он избит.
Эй, мужики, вы что творите,
Зачем коня в хомут тащите.

Вы сдурели что ли все,
Его запрячь позвольте мне
С ворот хомут спокойно снял,
И им коня захомутал.

Мужики так удивились,
Чуть дара речи не лишились.
Лутоню стали останавливать,
Его остаться уговаривать.

Хоть недельку тут пожить,
Их чему-то научить.
-Ну, нет – Лутоня им сказал,
И мимо дальше зашагал.

И сам с собою размышлял:
«Уж коли бог не дал ума,
То с ними сам сойдёшь с ума,
Долгий путь пришлось держать,
Устали ноженьки шагать.

Зашёл на постоялый двор,
Увидел длинный-длинный стол
Ребята вдоль стола сидят
И саламату все едят.

Мать сметану ложкой им кладёт,
И в погреб каждый раз идёт.
Лутоня  дурь здесь увидал,
Не удержался и сказал

Зачем ты ложкою сметану носишь,
Зазря ты лапти так износишь
Давай ка в погреб я схожу,
В горшке сметану принесу,

И всё по маслецу  пойдёт,
И время много не займёт.
И вот сметана на столе,
На удивленье всей семье.

Хозяйка ложкою черпает,
И саламату  поливает.
Ну ты, родимый, и умён,
В делах наверное силён.

Садись-ка накормлю тебя,
Наелся парень донельзя.
И на палати спать полез
От дураков сон не исчез.

Во сне увидел дом родной,
И мать зовущую домой.
Проснулся рано, солнце встало.
Подумал: «Я прошёл не мало,

«И в руку сон» пойду домой.
Хоть всё не вечно под луной,
Но дураки будут всегда,
И не исчезнут никогда.

Путь мимо церкви пролегал
И тут Лутоня увидал:
Девица милостыню просит,
Крестясь, дающих превозносит.

К ней  подошёл, спросил её,
Какое горе у неё.
-Сиротою стала я,
В огне погибла вся семья,
Совсем осталась без жилья

Она Лутоне приглянулась,
Сердечко как-то встрепенулось
- Если я тебе пригож,
То может быть со мной пойдёшь.?

В свой дом тебя я приведу
Благословения испрошу,
Мы обвенчаемся с тобой,
И станешь ты моей женой.

Время, как стрела летит,
Внучок на лавочке сидит,
С ним рядом бабушка стоит.
С печи полено не берёт,
Не дай-те бог, вдруг упадёт.


На этом сказку я кончаю
Но на прощанье отмечаю:
Мы все бываем дураками
И в этом сознаемся сами.
Ну кто хоть раз не говорил:
«Каким же дураком я был».

Октябрь 2018