Мужик и медведь

Содружество Внипимовцев
Давным-давно в те времена
Когда лучина и луна
Вечёр жилище освещали,
Когда картошку не сажали,
А репу очень уважали,

Жил-был мужик в селе у леса,
Трудяга был а не повеса,
Семью имел, детей растил,
К тому ж смекалистым он слыл.

И вот весеннею порой
У леса распахал сохой
Земли участок небольшой.
Засеял репы семена,
Чтобы зима была сытна.

Потом домой засобирался,
Глядь, медведь из леса показался.
- Мужик, ты страх что ль потерял,
Мои владения занял.

Тебя сейчас я заломаю,
Ведь силушку свою я знаю
- Ну, ты меня и напугал,
Не на того ты друг напал.

К тому же посмотри сюда,
Видишь вилы у меня
Глаза я в миг лишу тебя.
Без них ты быстро пропадёшь,
Ведь пропитанье не найдёшь.

Давай-ка лучше в мире жить
И вместе урожай растить.
Чтобы его не потерять
Участок должен охранять:
Зверьё лесное отгонять.

Потом поделим урожай,
Смотри, приди не прозевай.
Тебе достанутся вершки,
Уж, так и быть – мне корешки.

Ну, как тебе наш уговор,
Не стоит строить мне забор?
- Мужик, не обмани меня,
В таких делах не сведущ я.

Пожалуй соглашусь с тобой,
Езжай спокойненько домой.
Вот осень в окна постучала,
Для репы уж пора настала.

Мужик весь урожай собрал,
Медведь сидел, добычу ждал.
Ботву он кучкой уложил,
В телегу репу загрузил.

Ботву попробовал медведь,
На мужика начал реветь.
- Но-но, Топтыгин, ты остынь,
Умишком же своим прикинь:

По честному я поступил,
Ведь уговор такой же был.
Чтоб на меня зла не держать,
Могу тебе пообещать,

Что в будущем году
Посев я новый проведу.
Возьмёшь себе ты корешки,
А мне достанутся вершки.

И, как положено всегда,
За осенью зима пришла.
Медведь в берлоге почивал,
Какие сны он там видал,

Никто не ведает о том
Ну, а потом… потом
Проснулась и весна,
Одела листьями леса,
Настала новая страда.

Участок вновь мужик вспахал,
Но репу же сажать не стал,
Овёс он в землю побросал.
Медведь за этим наблюдал.

- Топтыгин, очередь твоя,
Потраву допустить нельзя,
Придётся снова сторожить,
Иль урожаю здесь не быть.

Лето быстро пролетает,
С ним наши годы нарастают:
Ни сколько вёсен, сколько зим,
А сколько лет мы говорим.

Приметы осени видны,
В полях уборочные дни.
У мужика поспел овёс,
Косу с собою он привёз,

Скосил, овёс в снопы связал
Все их в телегу забросал.
Топтыгину же он сказал:
«Чтоб корешки тебе достать,
Придётся землю распахать.

Дня через три приеду я,
И расквитаемся сполна.
Обмолотил мужик овёс
И сам себе задал вопрос:

«А честно ли так поступать,
Медведя снова охмурять,
Грех на душу обманом брать.
Ведь это не его вина,
Природой хитрость не дана

Медведь исправно охранял,
Я урожай не потерял.
В копну солому соберу,
Её медведю отвезу.
Медку с собою прихвачу.

Вот повстречались вновь они,
Там, где остались корешки.
- Я, Миша, что хочу сказать:
Не будем корешки мы доставать,

Совсем не вкусные они,
Взамен же от меня возьми
Копну соломы, ею застели
Свою ты зимнюю берлогу,
Тебя заверю я, ей богу,

Тепло и мягко будешь спать,
Так лучше силу сохранять.
А вот тебе горшочек мёда,
Твоя медвежья порода,

Охоча очень до него
А для тебя  важней всего
Жирок на зиму накопить
Спокойно зиму пережить.

Ну, как тебе такой расклад?
- Мужик, ему я буду только рад.
Когда придёт тебе пора
В лес приехать по дрова,

Тебе могу я подсобить,
В телегу брёвна загрузить,
Давай, продолжим мы дружить.
- Конечно, дружба – не вражда,
В сто крат нужнее всем она.

Урок мы вынести должны,
Нам чувства добрые нужны,
Нельзя другого обижать,
Грех на душу не надо брать

Про хитрость так могу сказать:
Корыстью липкой обрастать,
И вред другому причинять
Мы не должны ей позволять.

Сентябрь 2018