Голливуд-9. Скаген

Саня Катин-Ларцев
Следующим утром выходим из Кальмара, сопровождаемые легким попутным северным ветром, следуем дальше по южной Балтике. За штурвалом я. Ник - рядом за боцмана.
Наше следующее место для приема топлива — датский порт Скаген, расположенный на границе между двумя большими проливами Каттегат и Скагеррак. Здесь соединяются солёные морские воды Северного моря и воды, не так круто посолённой Балтики. Иногда в спокойную погоду эту разницу вод можно даже увидеть визуально. К полудню подходим к проливу Дрогден,  Дрогден примечателен тем, что с самого берега пролива начинается посадочная полоса крупнейшего аэропорта Копенгагена и самолёты, заходящие на посадку, проносятся над самой головой. Отчетливо видно брюхо воздушного лайнера и опознавательные знаки.
Вид на Копенгаген с моря никакой, видны только верхушки куполов, все остальное закрыто прибрежной промышленной зоной. Дрогден – это часть пролива между Швецией и Данией. Раньше сообщение между датским Копенгагеном и шведским Мальмё поддерживалось паромами, сейчас они соединены длинным мостом и туннелем прокопанным в морском дне под судоходным фарватером, по которому мы и движемся. С западной стороны канала, выстроена целая роща ветряков, добывающая электроэнергию из дармового ветра. Сейчас таких ветряков, вынесенных на прибрежные воды, можно встретить всё больше и больше в разных странах, они занимают целые поля. По английски они так и называются «wind farm” – ветряные фермы.
Через двадцать миль к северу в самом узком месте пролива Зунд на датской стороне красуется великолепнейший замок принца Датского. Днем его великолепно видно, особенно когда идешь с севера (сказал мне Ник).
Движение судов через эти проливы довольно плотное. Зунд с Дрогденом – это один из основных путей к портам Балтийских государств. Каждый день здесь проходят сотни грузовых пароходов. Большие суда с осадкой, превышающей 7 метров, попадают в Балтийское море через пролив Большой Бельт. Ещё одна дорога, которой можно добраться до Балтики, это Кильский канал, проходящий по немецкой земле.
В таких местах с сильным движением судов, на морях организованы схемы движения судов  напоминающих шоссе: есть своя зона разделения, которую пересекать без нужды запрещено, есть своё подобие обочины, вот только светофоров еще не наставили. К десяти часам вечера, проскакиваем и Дрогден и завлекающе светящиеся берега Зунда. Ник отправляется поспать часа на четыре, а я остаюсь нестись в темноте ночи со скоростью 20 узлов.
Сам я отправился поспать, только в шесть часов, передав управление, слегка отдохнувшему Нику.
Просыпаюсь в 9 утра, подымаюсь в рубку, а снаружи вокруг сплошной стеной плотный туман, и Ник с азартом гоняется за каким-то рыбаком, пытаясь зайти в порт Скагена, надеясь, что рыбачок едет в порт. Делает он это, сбавив скорость до 6 узлов и ориентируясь по электронной карте и радару. Визуально вокруг белое молоко тумана и без радара определить в какую сторону ехать, абсолютно невозможно. Но рыбак  в порт не собирается и сворачивает влево. Ник без дальнейших раздумий направляется в ворота порта. Он опять пытается связаться с портовыми властями и в очередной раз безуспешно, напрашивается мысль,  может у нас  радиостанция не совсем исправна.
Проходим входные молы порта. Видимость становится гораздо лучше. Ник швартуется к причалу с топливной колонкой, место ему знакомо по прошлому году.
Скаген – это в основном рыбный порт, здесь есть причалы и для грузовых пароходов, но в большинстве тут снуют рыболовные суда. Небольшие рыбацкие кораблики заходят, быстро разгружают  рыбу и снова выскакивают в море. Для них реально — время деньги. Порт пропах рыбой. Причалы все заляпаны белыми пятнами, чаячьими бомбами. Тоже не дуры, где же ещё тусоваться как не в рыбном порту. Чего там трудиться вылавливать рыбку из пруда (из моря), тут проще на халяву выхватить.
Надеюсь сходить за время бункеровки в город. Планы на прогулку провалились, когда я спросил подошедших датчан о времени бункеровки, они пообещали залить нас солярой меньше чем за час.
Я прошёлся вдоль причалов пару сотен метров, но с этой стороны гавани здесь были только рефрижераторные склады и стояло пару офшорных судов, оранжевого цвета, обслуживающих морские установки. Офшорные от английских слов «off shore” вне берега, то есть в море.
Если набрать в интернете слово Скаген, то вся страница будет с упоминанием слов «край света». Эти слова вполне уместны для этого города.
Он расположен на узком мысу в самой северной точке полуострова Ютландия. И, если забравшись на самую верхнюю точку Скагена, посмотреть вокруг, то практически со всех сторон, вы увидите море. Если точнее, то два моря. С одной стороны будет пролив Скагеррак Северного моря, с другой стороны Каттегат Балтийского моря. Более плотные солёные воды Северного моря встречаются с опреснёнными водами Балтики, границу этой встречи можно заметить в тихую погоду на поверхности воды. Некоторые и называют это явление «край света».
По моему мнению, больше  край света напоминает сам городок, куда приводит только одна дорога, она же и выходит из него, больше ехать здесь некуда.
Городок рыбаков и туристов,  побывать в нём не удалось, но и ничего особо интересного там наверняка меня и не ждало.
Закончив очередной приём топлива, через час мы отходим от причала, держа курс на Норвегию.
Нам нужно пересечь пролив Скагеррак и затем нырнуть в шхеры в районе Бергена и следовать уже шхерными фарватерами в район порта Алесунд.
Первый час прошёл идиллически, почти штилевое море, затем сначала возникла легкая рябь, позже ветерок от северо-востока постепенно усилился до 10-12 метров в секунду, разгоняя волну вдоль всего немаленького пролива. Мы попытались пойти курсом когда ветер и волна, вернее волна, (она играет более значительную роль для судна), попадала в правую раковину с кормы ( в спину немного справа). Но идти так стало практически невозможно, началась такая сильная бортовая качка, которую выдержать было не просто и нам, и всем тем предметам, которые хранятся на яхте, а имущества у нас оказалось немало. Пришлось взять вправо, чтобы следовать курсом против волны. Качка бортовая уменьшилась, зато увеличилась килевая, яхта стала биться о встречные волны, подпрыгивая и подскакивая, недоумевая, куда её, бедную, запихнули и за какие-такие провинности. Но Данина яхта класса А – морская, так что бояться нам нечего. Однако скорость пришлось снизить до 15 узлов. Теперь у нас стояла задача пересечь пролив, идя против волны, но совершенно в другую сторону от порта назначения. Затем, подойдя поближе к норвежскому побережью, прикрывшись от большой волны, попытаться лечь курсом по волне, двигаясь вдоль  берега. Ну а если и там не получится следовать безопасно, то зайти во внутренние воды Норвегии и переждать погоду где-нибудь в укромном местечке.
В таком положении брызги от встречных волн заливали яхту от киля до клотика, брызговики на лобовых иллюминаторах не справлялись с потоками взлетающей воды. Через два часа такой тряски, как на плохой телеге, мы приблизились к норвежскому берегу достаточно, чтобы лечь на нужный нам курс. Волна стала не такой крупной, и Ник  лег на курс 280 градусов, ведущий вдоль берега. Сразу все неприятности прекратились, скачки по волнам закончились, теперь мы шли на попутной волне, слегка покачиваясь и разгоняясь до 19 узлов. Даня, который уже намекал нам, чего мы колбасимся как проклятые, не лучше ли встать на якорь и переждать погоду, видя, что мы пошли нормально, успокоился и ушёл к себе в каюту. Так сопровождаемые попутным ветром, который вскоре ещё уменьшился, мы и пилили вдоль берегов Норвегии до вечера, любуясь прибрежными красотами. В районе Ставангера вошли во фьорды.
Засветло проскочили мимо этой нефтяной столицы Норвегии, и направились в самый дождливый город в Европе или даже на земле, как описывается в туристических буклетах, в город Берген.
В блеске ночных огней, которые обычно не в радость судоводителям, слепят в самом ответственном месте, в час ночи по московскому времени ошвартовались у причала Бергена, в популярном туристическом месте.
Утром прибыл агент, для разрешения ряда вопросов по пребыванию яхты в Норвегии.  Так как я не был официальным лицом на судне, то меня они мало касались, решали их владелец яхты «капитан Ден» и шкипер Ник.

Продолжение следует
http://www.proza.ru/2020/02/17/1799