Ч. 26 Варшавское восстание

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/02/13/1965

В июле 1944 года советские войска дошли до Вислы и в начале августа остановились на подступах к Варшаве. На юге советские войска вошли в Румынию, Болгарию и Югославию. В Югославии было сильное партизанское движение во главе с Иосифом Броз Тито.

Бои шли в Венгрии, но продвижение Красной Армии в Польше было остановлено. После перехода советскими войсками линии Керзона в Москве был создан Польский комитет национального освобождения  (ПКНО).

22 июля 1944 года ПКНО опубликовал Манифест, в котором призывал поляков к совместной борьбе с немецкими оккупантами. В Манифесте определялся будущий государственный строй Польши в соответствии с демократической конституцией 1921 года.

Однако не было опубликовано соглашение с советским правительством, что ПКНО отказывается от  притязаний на восточные районы Польши, занятые Красной Армией в 1939 году.

ПКНО переехал в освобождённый от Армии Крайовой (АК) Люблин. Там была временная столица нового государства. ПКНО издал несколько законов, в том числе: августовский «О гитлеровских преступниках и их приспешниках» и октябрьский  «О защите государства», в котором предусматривалась смертная казнь для тех, кто не признавал ПКНО.

Комитет создал Министерство общественной безопасности (МОБ). Копировались советские законы и структура власти. Отряды НКВД и МОБ арестовали тысячи членов АК и НСЗ (Народове Силы Збройне). Последние считали, что воевать нужно с немцами и советскими войсками за независимость Польши.

Арестованных отправили в оставшиеся от гитлеровцев тюрьмы и лагеря: люблинский замок, Майданек и другие. В сентябре  ПКНО провёл аграрную реформу, передав землю крестьянам. В Люблине начала налаживаться нормальная жизнь.

Но в польском обществе было расслоение. Одни ассоциировали новую власть с насилием, а другие – с возвращением к обычной жизни. Однако почти все поляки верили, что союзники вернут Польше независимость.

Англичане нажимали на польское правительство в Лондоне, чтобы оно восстановило отношения с Советским Союзом. Премьер-министр польского правительства в Лондоне Миколайчик, сменивший погибшего генерала Сикорского, выехал в Москву, а в Варшаве Армия Крайова 1 августа 1944 года в 17 часов подняла восстание.

Переговоры Миколайчика со Сталиным окончились ничем. Армия Крайова в Варшаве насчитывала 40 тысяч человек, оружия было очень мало, у многих бойцов  не было ничего,  кроме бутылки с зажигательной смесью.

В советской литературе писалось о Варшавском восстании 1944 года, а о восстании в Варшавском гетто в 1943 году умалчивалось, хотя там евреи сражались почти месяц,  добывая оружие только у убитых гитлеровцев.

Командование АК рассчитывало продержаться три дня в расчёте на подход советских войск. К Армии Крайовой присоединились бойцы НСЗ, Армии Людовой и жители города. Были забыты все политические противоречия.

На пятый день немцы перешли в наступление. Они использовали танки, тяжёлую артиллерию, бронепоезд и авиацию. Гитлер приказал стереть Варшаву с лица земли, а жителей уничтожить.

Помимо немецких частей, в подавлении  восстания участвовали карательное подразделение СС, собранное из заключённых (Зондерполк СС
«Дирлевангер»), азербайджанский полк вермахта, казачьи воинские части, отряды СС из украинцев, белорусские полицейские, русская пехотная дивизия СС, восточно-мусульманский полк СС.

В середине сентября десант польских солдат генерала Берлинга высадился на левом берегу Вислы, чтобы помочь варшавянам, но, понеся огромные потери, десантники отступили.

Варшавское восстание было подавлено после 63-х дней боёв. Погибло свыше 150 тысяч человек, в основном, патриотически настроенная молодёжь. Варшава была разрушена. Все эти люди полегли, сражаясь за свою родину.

Польские историки утверждают, что советские войска не пришли на помощь восставшим умышленно, по политическим соображениям  -  отечественные историки возражают, что войска по объективным причинам не могли прийти на помощь, а восстание было поднято преждевременно, тоже по политическим соображениям.

Пока архивы закрыты, думаю, что истину мы не узнаем. По крайней мере, ныне живущие.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/02/14/2031