http://www.proza.ru/2020/02/05/1261
Чи бачили ви киценьку?. Дети ГСВГ. Школа 66. 12 Мировоззрение.
Мировозрение. МЫ и НАШЕ.
Я быстро запоминала имена всех соседей по НАШЕМУ дому, но сегодня могу назвать только некоторых ровесников: Лариса Кушакова, Юрка Серобаба, Вадик Гришин, подружка Светка Ильина. А Таня Горшенина, вторая моя подружка, была НЕ ИЗ НАШЕГО дома. Её семья занимала комнату в ближайшем соседнем доме, ИХ дом назывался Офицерским Общежитием!
Хорошо было втроём, но и в гурьбе детей НАШЕГО дома здорово! Время от времени к играм присоединялась ребятня подходящего возраста, приходившая из каких-то ближайших домов НАШЕГО Городка. Почему-то таких ребят не бывало много. Вероятно, в ИХ дома селили семьи с уже подросшими старшими детьми, немногочисленные младшие братья и сёстры которых иногда подтягивались к нашей малолетней компании.
Вместе так весело и интересно! И хотя без ссор и даже драк, не обходилось, но ни одна из них не запечатлелась в сознании, видимо они того не стоили. Разве только конфликт с незнакомыми старшими мальчиками? Но он касался лично меня, о нём уместнее упомянуть позже.
Я не идеализирую товарищей детских игр. Очевидно, что к миролюбию располагала благополучная среда, практически однородная социально, материально и культурно. Кроме того, в те годы у нас, подраставших за границей, в избытке было поводов задуматься над тем, а какие мы? Что это значит – быть РУССКИМ? Ведь РУССКИМИ там оказывались мы все.
Сложившегося коллектива не существовало. Сбегались и разбегались по случаю, порою даже имён у новичков не спросив, а соседи менялись часто. Не было ни вожаков, ни лидеров. Взрослых к разборкам подключать считалось недостойным, справлялись сами.
При этом, во взаимоотношениях, как - бы сами собой, соблюдались всем известные прописные истины. Дай-ка припомню:
…
Ябеде позор!
Врать нельзя!
Чужого без спросу брать нельзя!
Хвастаться и воображать – некрасиво!
Старших надо уважать!
Младшим надо помогать!
Слабых надо защищать!
Сила – не право
Я – ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА В АЛФАВИТЕ !!!...
Один за всех и все за одного!
Сам погибай, а товарища выручай
Лежачего не бьют!
Трусить – стыдно!
Предательство - самый страшный, самый позорный поступок!
…….
Спросить бы, кто нас этому научил, вот бы все удивились! Нам казалось, что мы такими родились, что иначе и быть не может…
Во всяком случае, когда кто-то подарил мне книжку Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», она оказалось совершенно бесполезной.
Лет мне в тот момент было не более четырёх - сама я читать ещё не умела, донимала маму просьбами… Поймите, ведь исчерпывающий перечень, ожидаемый под таким названием, крайне необходим ребёнку, старающемуся вырасти хорошим!
А там оказались стихи ПРО ТО, ЧТО ВСЕ И ТАК ЗНАЮТ!
Вероятно, мне до того уже было прочитано много хороших книжек. Прямых же внушений совсем не помню. Хотя догадываюсь, что в тесном общении с мамой её слова принимала за собственные мысли.
МОИ товарищи … МОИ, наши соседи; МОЯ, наша комната в НАШЕМ ОБЩЕМ доме… Так что, выходит, МОЁ – это только часть НАШЕго?
Но это ведь МОЙ дом, МОЙ Городок, МОЯ СТРАНА… Так что, выходит, что НАШЕ – это часть МОЕго?
Вовсе я не запуталась, и никакая это не головоломка. Просто, ИМЕННО ТАК ОНО И БЫЛО.
Ленин и дети. Давши слово, держись!
Понятие справедливости являлось насущным, поэтому в наших ребячьих рядах Ленин имел авторитет непререкаемый. Ведь главное, чему он учил:
ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО-ЧЕСТНОМУ!
ЧЕСТНОЕ ЛЕНИНСКОЕ СЛОВО признано было СВЯЩЕННЫМ, его приберегали для исключительных случаев!
Впрочем, и ЧЕСТНОЕ СЛОВО – большая ответственность, хорошенько подумаешь, прежде чем дать. И разве не достаточно просто сказать:
-ЗУБ ДАЮ!
Или:
- ВОТ ТЕБЕ КРЕСТ НА ПУЗЕ!
Согласитесь, вполне убедительно.
Давши СЛОВО, старались его держать. Не сдержишь – стыда не оберёшься. Что такое стыд и совесть объяснять никому не приходилось.