Песни дорог войны. На солнечной поляночке

Владимир Калабухов
                ИСТОРИЯ ПЕСНИ «НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ» («ТАЛЬЯНОЧКА»)

     «На солнечной поляночке» – жизнерадостная песня военной поры. Эта композиция стала первой в последующей череде созданных творческим дуэтом поэта и композитора популярных песен дорог войны.

     Автор слов – Алексей Иванович Фатьянов (1919 – 1959) – советский фронтовой поэт-песенник, участник Великой Отечественной войны. С её началом поэт рвался на фронт и периодически попадал на передовую (и военным корреспондентом, и в составе фронтовых бригад, и даже – после ссоры с офицером – в качестве штрафника), но руководство ценило творчество поэта, справедливо полагая, что строки Алексея Ивановича повышают боеспособность войск сильнее, чем нахождение стихотворца в окопе. Поэтому в военные годы случались и периоды пребывания Фатьянова в тылу. В Венгрии при взятии города Сехешфехервар он был ранен. Поэт награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995, посмертно).

     Автор музыки – Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907 – 1979) – советский российский композитор, пианист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских и Ленинской премий. В годы войны жил в Чкалове (ныне Оренбург). В эвакуации познакомился с поэтом Фатьяновым, ставшим его постоянным творческим партнёром. В 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. Артист фронтовой бригады, «маршал песни», как его называли, Соловьёв-Седой награждён тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «В память 250-летия Ленинграда» и «Ветеран труда».

     Начало плодотворного сотрудничества двух великих мастеров описано в мемуарах композитора:

     – Познакомился я Фатьяновым в 1941-м в Оренбурге (в то время Чкалов), в захудалом скверике с гордым названием «Тополя». Алексей мне сразу понравился – молодой, красивый и статный парень-богатырь. Я таким Добрыню Никитича представлял себе. Могучие плечи распирали выгоревшую на солнце и многократно застиранную гимнастёрку бог весть какого срока носки. Щегольская пилотка сидела на чуть вьющейся шевелюре цвета спелой пшеницы. Глаза – ясные, голубые, чуть озорные – светились любопытством и неподдельным интересом. Не думал и не гадал я тогда, что этот парень навсегда войдет в мою жизнь.

     На второй день новый знакомый принёс музыканту старательно выписанное на вырванном откуда-то листке стихотворение, которое, по признанию композитора, его «сразу обворожило».

     – Стихи были трогательны, свежи, без литературной вычурности и попыток казаться оригинальными. Простой русский язык, доверительная интонация... В стихах уже была мелодия, – признавался автор музыки.

     Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Интересно, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке». Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения.

     Однако песней стихотворение на тот момент не стало из-за запрета Политуправления («излишняя легкомысленность в период тяжелейших кровопролитных боёв»). Вместо «Солнечной поляночки» цензоры посоветовали создать «Марш Южно-Уральского военного округа». Эта сочинённая в Чкалове композиция стала второй работой творческого дуэта.

     Далее последовало несколько песен, не получивших широкого распространения. После побед под Сталинградом и Курском ситуация на фронтах изменилась, все были уверены в успешном исходе войны, в репертуаре военных ансамблей появились «лёгкие» песни о доме и любви. В изменившихся условиях нашлось место и для «Поляночки». Было это в 1943-м...

     Однако первоначальная мелодия в ритме вальса не устраивала композитора, хотя его друзья были в восторге.

     – Было в ней нечто такое, с чем я был не вполне согласен. Мелодия казалась мне нечёткой, какой-то расслабленной и не сливавшейся с текстом в единый образ. Я отбросил её и написал новую, – вспоминал автор музыки.

     Готовая после всех перечисленных перипетий песня стала популярной далеко не сразу из-за проблем с исполнителями. «Солнечную поляночку» пытались исполнять разные певцы, однако особого ажиотажа она не вызывала. Ситуация изменилась после исполнения композиции по Всесоюзному радио земляком Соловьёва-Седого, обладателем шикарного «бархатного» баса Ефремом Борисовичем Флаксом (1909 – 1982). Успех был колоссален! Флакс поспешил записать песню на пластинку. Композитор позднее признавался, что писал мелодию «с прицелом» на тенора.

     Позднее песню «На солнечной поляночке» с не меньшим успехом исполнили Георгий Павлович Виноградов (1908 – 1980), Ансамбль им. Александрова (КАППРА) и др.

                НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ

     На солнечной поляночке,
     Дугою выгнув бровь,
     Парнишка на тальяночке
     Играет про любовь.
          Про то, как ночи жаркие
          С подружкой проводил,
          Какие полушалки ей
          Красивые дарил.
     Припев:   Играй, играй, рассказывай,
                Тальяночка сама
                О том, как черноглазая
                Свела с ума.

     Когда на битву грозную
     Парнишка уходил,
     Он ночкой темной звёздною,
     Ей сердце предложил.
          В ответ дивчина гордая
          (Шутила, видно, с ним):
          «Когда вернешься с орденом,
          Тогда поговорим».
     Припев

     Боец средь дыма-пороха
     С тальяночкой дружил
     И в лютой битве с ворогом
     Медаль он заслужил.
          Пришло письмо летучее
          В заснеженную даль:
          Что ждёт, что в крайнем случае
          Согласна на медаль.
     Припев
                1943

     Сегодня в Интернете можно найти аудиозаписи десятков исполнителей этой песни и несколько видеоклипов, в том числе:

     – Татьяна Ивановна Буланова (рожд. 1969) – советская и российская эстрадная певица, актриса и телеведущая. Заслуженная артистка Российской Федерации. Двукратная обладательница Национальной российской премии «Овация»:
          http://www.youtube.com/watch?v=HN8lPkr5TM8;

     – Алексей Мартынов (КАППРА, исполнение 1982 года):
          http://www.youtube.com/watch?v=hIhmfLDXc4E;

     – Валерий Сергеевич Золотухин (1941 – 2013) – советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР. С октября 2011 по март 2013 года был художественным руководителем московского Театра на Таганке. Исполнение 1975 года:
          http://www.youtube.com/watch?v=pm6lgdwp84g.

     По материалам сайтов Интернета.

     Возвращение к содержанию сборника «Песни дорог войны» – http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.

     2020