ЗФШ 2-6

Яков Задонский
Глава 6. Варнава.

И тут на исторической сцене появляется некий Варнава, сыгравший не последнюю роль в жизни Шауля-Павла, а главное, в становлении его главным апостолом язычников.

Ну, а странности и чудеса продолжаются.

Что случилось с новоиспеченным апостолом Павлом, после того как в видении явился ему Иисус?

Кстати, как полагают многие исследователи имя Павел – это так называемый когномен, т.е. нечто вроде фамилии, по-нашему. А Шауль – преномен, т.е. собственно имя. Как римский гражданин, Павел имел как минимум два имени: преномен и когномен, причем с рождения. Есть правда версия, что имя Павел у него появилось в честь проконсула Кипра Сергия Павла во времена императора Клавдия. Этот Сергий, якобы, под впечатлением от Павла и Варнавы  стал христианином, о чем есть рассказ в Деяниях (13:6-12). В Деяниях апостол упоминается и с именем Шауль (Савл) и с именем Павел, как до, так и после своего обращения.

Итак, одну версию мы уже знаем: слепого Павла приводят в Дамаск, где он вновь прозревает трудами не мага и целителя, а просто благочестивого мужа из иудеев Анании, с жаром и пылом проповедует Иисуса, затем, преследуемый евреями, бежит при помощи корзины, возвращается в Иерусалим, где Варнава представляет его апостолам (см. главу 5).

Другую версию, излагает сам Павел в посланиях Галатам и 2 Коринфянам. В послании Галатам он говорит, что после явления ему Иисуса, он «не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск» (Гал. 1:17).  Забыв о своей слепоте и исцелении его Ананией? Но все же более логичный и связанный рассказ получится, если принять версию Деяний. Потерявшего зрение Павла, отвели в Дамаск. А вот тогда, когда к нему зрение вернулось, он пошел в Аравию, пробыл там некоторое время и вернулся в Дамаск, откуда, уже бежав, пошел в Иерусалим. Зачем он ходил в Аравию, одному Богу известно.

Аравия – это и есть страна набатеев, которой управлял царь Арета, тот, по чьему указанию Павла ловили в Дамаске, отчего ему пришлось бежать. Т.е. Павел зачем-то идет прямо к зверю в пасть. Зачем? А может он испросил высочайшего соизволения находиться в Дамаске? Получил нечто вроде вида на жительство. Иначе зачем ему туда возвращаться?

Получается так, что в Аравии и Дамаске Павел провел суммарно около трех с половиной лет. Он сам об этом говорит.

«Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать» (Гал.1:18).

И вот, когда Павел, наконец, оказался в Иерусалиме он встретил Варнаву. Были ли они ранее знакомы, нигде не сказано, однако странно, что последователь Христа, апостол из числа семидесяти, вдруг испытывает дружеские чувства к человеку, который не так давно был непримиримым гонителем назарян. Еще одна загадка? Однако, объяснение есть.

Иосиф Варнава, как сказано в Деяниях, «левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян. 4:36-37).

Климент Александрийский (1) и святой Епифаний (2) пишут, что Варнава своими родителями в юности был отправлен в Иерусалим для обучения у знаменитого иудейского учёного Гамлиэля, где он учился вместе с Шаулем, будущим апостолом Павлом.

Если эти уважаемые господа говорят правду, все становится на места, а моя версия получает серьезное подкрепление.

Варнава «был внедрен» много раньше Павла, и, скорее всего, еще при жизни Иисуса, впрочем, это совсем не обязательно. Он сделал серьезное денежное пожертвование, и моментально был признан своим.

Ну, а так как Шауль и Иосиф были хорошо знакомы по школе у Гамлиэля, а возможно и друзьями, естественно, что, придя в Иерусалим, Павел направился прямиком к нему.

«Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса» (Деян. 9:27).

В Иерусалиме Павел не поладил с эллинистами, которые задумали убить его, и потому бежал к себе на родину в Тарс. Варнава же вскоре отправился следом за ним. Ему было поручено присмотреть за нарождавшейся Антиохийской церковью (3). Однако Варнава решил привлечь к этому делу своего друга и единоверца Павла.

«Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.  Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11: 25-26).

Посмотрим, как излагает посещение Иерусалима сам Павел.

«Потом, спустя три года (после пребывания в Дамаске – ЯЗ), ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1:18-19).

Павел кратко видится только с Петром и Яаковом и покидает Иерусалим. Почему? Предположительный ответ может быть один: он им не понравился. Потому представление Павла остальным апостолам не состоялось и потому он спешно покинул Иерусалим. И если бы не Варнава, Павел, возможно, никогда бы не стал тем, кем он, в конце концов, стал.

В следующий раз Павел посетит Иерусалим нескоро.

«Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита» (Гал.2-1).

Почему? Скорее всего потому, что он для апостолов так и не стал своим. Особенно его идеи.

******

(1) Климент Александрийский (Тит Флавий Климент 150 – 215) – христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы, возглавлявший её до Оригена.
Кипрский монах Александр (Александр Кипрский VI век):
«Еще юношей Варнава был послан своими родителями в Иерусалим учиться у Гамалиила, там он имел своим соучеником Савла, впоследствии апостола Павла и с каждым днем возрастал в премудрости и добродетели. Хотя он еще не имел надлежащих лет, чтобы служить в качестве левита, однако, он не уклонялся от храма, и проводил день и ночь в посте и молитве. Вследствие постоянного занятия священным Писанием он знал его наизусть, и чрез удаление от мира достиг высоты добродетели. Однажды он увидел, как Христос исцелил расслабленного, находившегося в болезни 38 лет, и совершил другие знамения и чудеса. Изумление объяло его, – он бросился к ногам Иисуса и просил Его благословения. Господь с любовью поднял его, и с того часа Варнава не оставлял Иисуса. Чрез него скоро и Мария, мать Иоанна Марка (Деян. 12:12), обратилась ко Христу, и по ее настоятельной просьбе Господь имел пристанище в ее доме, когда Он бывал в Иерусалиме. Здесь Он совершил и тайную вечерю с Своими учениками, и человек с кувшином, которого Иисус обозначил Своим ученикам, чтобы найти им комнату для вечери, был Марк».

(2) Епифаний – святой Епифаний Кипрский, Саламский и Константийский (III – IV век).

(3) Антиохия на Оронте, совр. Антакия (Antakya, Турция) – город в Сирии на реке Оронт (тур. Asi), основанный ок. 300 г. до Р. X. Селевком I Никатором и названный им по имени своего отца Антиоха. Антиохия являлась одной из столиц царства Селевкидов. Войдя в состав Римской империи в 64 г. до н. э., Антиохия стала столицей римской провинции Сирии; в ней находилась резиденция сирийского наместника (легата). Иосиф Флавий назвал Антиохию третьим по значению после Рима и Александрии городом римского мира (ИВ 3.29). В Антиохии с момента её основания проживала большая и привилегированная еврейская община. Евреи Антиохии были богаты и обладали всеми правами граждан Сирии.


Продолжение http://www.proza.ru/2020/02/01/793