Дневник бомжа 2 - 5

Дмитрий Красавин
2 января 2020 года.
Итак, я убегаю из Москвы во Владивосток, став третьим лишним для Никиты и Ангелины. Я не чувствую себя жертвой во всей этой истории – скорее виновником. После поспешного ухода из их квартиры, у меня было достаточно времени покопаться в себе. В Библии сказано, что всякий, кто мыслит о женщине с вожделением, уже прелюбодействует с ней. Мысли передаются от одного человека к другому – это необъяснимо, но факт. Не я ли накануне той ночи, пусть мимолетно, но смаковал, как возлежу на ложе рядом с Ангелиной? Вот, все и случилось.

В купе нас едет трое. Я, футбольный тренер Валера Битов и Арджуна – без акцента говорящий по-русски, рослый смуглый индус, преподаватель экзотических курсов с красивым названием «Счастье». Из Москвы поезд отправился в половине первого ночи, поэтому особо не общались, а сразу залегли по полкам спать.
Утром после завтрака Валера ушел в соседний вагон, в котором ехали игроки его команды, и пропадал там до вечера.
Мы с Арджуной познакомились немного ближе.
Родился он в России в семье индийского дипломата. В середине восьмидесятых семья вернулась в Дели. Арджуна окончил университет, женился, стал директором крупной процветающей компании. В те же годы он познакомился с основателем фонда «Искусство жизни»  Шри Шри Рави Шанкаром, стал учителем йоги и активным участником различных благотворительных проектов, таких как очистка берегов рек от мусорных свалок, посадка лесов и др. По вероисповеданию он индус. Едет до Иркутска, там проведет свои курсы, а 17 января его ждут в Токио.

Вечером в Кирове в нашем купе появился четвертый пассажир, православный священник отец Сергий – мужчина средних лет, невысокого роста, грузноватой комплекции, с аккуратной черной бородкой.
Когда провожающие вышли из купе, он стал расспрашивать нас – кто мы, и откуда, потом рассказал немного о себе.
Родом он из Екатеринбурга. После окончания Уральского политехнического института работал инженером в Газпроме. Его непосредственный начальник был человеком  верующим, через него отец Сергий (а тогда его звали Сергей Валерьянович) и обратился к вере, крестился, потом совместно с другими добровольцами принимал участие в восстановлении храма Пресвятой Богородицы в деревне Ходки. Позднее работал в уже отреставрированной церкви алтарником, совмещая работу с заочным обучением в Духовной семинарии. Пять лет назад рукоположен в священнический сан. Едет, как и Арджуна до Иркутска, а оттуда на вертолете в какое-то таежное село, где встретит Рождество Христово и будет работать священником в местном храме.

Как водится в поездах, после короткого знакомства, потекла беседа. Вначале о том, кто, где и как встретил Новый год; чуть-чуть поговорили о политике, а потом мне пришла идея провести цикл бесед о религии, науке, инакомыслии, духовности.
Моим попутчикам идея понравилась.
Я спросил, как они смотрят на то, если я буду записывать беседы на мобильник, а потом переброшу аудиофайлы им на телефоны.
Они не возражали. Договорились начать диспуты на следующий день с утра, на свежую голову.

6 января
Я остался в купе один. Прослушал записи наших бесед. Многое было сказано и в перерывах между ними. Пока память свежа, решил самые интересные мысли конспективно перенести на бумагу, чтоб было над чем поразмышлять.

1. О познании и погромах.
Наука познает мир путем внешних наблюдений, анализа, формул, сопоставлений, а религия через погружение человека вглубь себя, через медитации, молитвы, ритуалы, практики… Их пути не пересекаются. Войны, погромы начинаются тогда, когда одна из сторон вторгается на территорию другой и пытается диктовать свои условия. Так жгли на кострах еретиков в средневековье. Так в недавнем прошлом нашей страны разрушали храмы и ссылали в лагеря священнослужителей.

2. О многообразии.
Бог один, но Он вездесущ. В христианстве Единому Богу молятся, как Богу Сыну, Богу Отцу, Богу Святому духу, а также возносят Ему молитвы через посредство Богоматери и целого сонма святых.

В Индии единство Бога определяется термином Ишвара. Для индусов Бог безграничен, а потому неописуем. Людям легче общаться с безграничным посредством многочисленных образов. Эти образы они также назвали богами, потому что в каждом из них отображается та или иная ипостась Безграничного. Брахма, Шива, Вишну, Христос, Аллах – это все Ишвара.

Многообразие культур, государственных устройств, языков, верований, обычаев, обрядов  – достояние человечества.
Попытки возвеличить над другими одну культуру, один тип государственного устройства, одну религию (будь то православие или какая-либо из ветвей ислама), один язык – признаки духовной нищеты, источники войн, революций, бесчисленных конфликтов.
К чему они нас ведут – вопрос риторический.

3. Оценка религии
Сравнивать и оценивать различные религиозные догматы, таинства, писания, обряды по законам логики, по внешней стороне – занятие абсурдное.
Единственная внешняя оценка любой религии – сами верующие: их открытость миру, жизнелюбие, широта улыбок, оптимизм, доброта, бескорыстность – весь набор общечеловеческих, нравственных ценностей.

4. О истинно верующем человеке.
Истинно верующий человек – тот, кто открыл в себе Бога и видит Его в других людях.
Высокомерное отношение к другим людям, другой вере или безверию – признак душевной ущербности.

5. Духовный путь и конкуренция.
Конкуренция уместна в бизнесе. На духовном пути ее нет.
Все, что очищает душу, возвращает на лица улыбки, должно приветствоваться, а не отвергаться.
Чем более открыт мир во всем его многообразии, чем доступнее в нем красота, сокровенные знания, тем больше в нем любви, веры, милосердия.

6. Объединения верующих.
Вне объединения в молитвах, обрядах, медитациях, большинству людей трудно осознать присутствие в себе божественного начала, а однажды осознав – удержать, не соскользнуть вновь в бездну сомнений и безверия.
Но бывает и уединение лекарем души.
Сочетание того и другого в разумных пропорциях – наилучший вариант.

7. Диалектика добра и зла.
Зло часто является условием проявления добра.
Сострадание возможно проявить только по отношению к пострадавшему, обиженному, обманутому.
Положительный герой появляется лишь тогда, когда проявляет свою силу и храбрость. Но ни то, ни другое было бы невостребованным, не будь отрицательного героя, злодея.
Простить можно только того, кто нас обидел, причинил нам боль или сделал какую-нибудь другую пакость.
Злу дана свобода действий, и благодаря этому проявляется добро.
Возлюби врага своего – он ценой своего падения дает тебе шанс расти духовно, ибо скорби и страдания очищают и возвышают человека как ничто другое.

8. Параллели христианства и индуизма.
В христианстве – душа человека предстает как поле битвы сил добра с силами зла. Силы зла соблазняют человека ценностями этого мира, силы добра предлагают ему сокровища нетленные.
В индуизме диалектика добра и зла раскрывается через противопоставление реального, вечного, духовного мира с изменчивым, а следовательно нереальным, миром материальным. Сокровища нетленные являют собой подлинную реальность, а ценности этого мира реальными ценностями не являются.
В Евангелие от Матфея сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» – вот вам и евангельская параллель с индуской философией.

9. Один Бог, одна Истина, один Мир.
Истоки межрелигиозного противостояния не в том, что все мы разные, а в том, что вечное и неизменное подменяется временным.
Брахма, Шива, Иегова, Христос, Аллах – это различные интерпретации вечного в сознании людей.
Пестрота интерпретаций свидетельствует о безграничности вечного.
Но мы привыкли сводить запредельное, Бога, к какой-либо одной традиции, одной культуре, одной религии, привыкли ограничивать Того, Кто не имеет границ.
В основе всех войн и кризисов лежат ограниченные отождествления. Мы отождествляем себя по гражданству, национальности, религии, забывая, что, в первую очередь, мы дети Земли по плоти и частички Божественного по духу.
У нас один Бог, одна Истина, один Мир. Многообразие культур наше общее достояние, а не повод для раздоров.

10. О времени и человеке.
Каждый из нас во власти времени. Но верно и другое: каждый из нас может изменять время. Нет хороших времен и нет плохих – люди сами навешивают на них эпитеты. Кто-то и в самом благоприятном времени выискивает негатив, цепляется за него, страдает, жалуется на судьбу. А другой и бурям рад, укрощая их, проявляя и оттачивая в борьбе самые лучшие свои качества и изменяя мир.

10. О любви и процветании.
Мы все созданы из вещества называемого любовью, а значит, суть каждого из нас изливать эту любовь. Отделять праведников от грешников, навешивать ярлыки: «этот хороший», а «тот плохой» – не наша забота. Наша забота не загрязнять своей сути, проявлять ее в делах, в отношениях с людьми, с братьями нашими меньшими, с морями, лесами, реками, воздушным Океаном. Все мы, живущие на Земле – одна семья. Когда осознавшие это люди будут ощутимо преобладать на нашей планете, миру и процветанию ничто не будет угрожать.

11. Примеры религиозной интуиции, озарения (отрывок из беседы)
О. Сергий. Для меня озарения – это моменты высокой духовной радости и одновременно страдания от того, что я не в силах ее выразить в полной мере, рассказать о ней ни словами, ни музыкой, ни чем-либо другим внешним. Чаще всего они случаются во время службы. Иногда с трудом сдерживаешь слезы благодарности, хочется упасть пред алтарем на колени…

Арджуна. Религиозное чувство доступно всем людям при выходе из обычного, обывательского круга существования. Это бывает в печали и в радости, в опыте любви и при созерцании природы...

Иван Сергеевич Тургенев, "Дворянское гнездо".    "На другой день Лаврецкий отправился к обедне. Лиза была уже в церкви, когда он пришел. Она заметила его, хотя не обернулась к нему. Она усердно молилась: тихо светились ее глаза, тихо склонялась и поднималась ее голова. Он почувствовал, что она молилась и за него, - и чудное умиление наполнило душу. Ему было и хорошо и немного совестно. Чинно стоящий народ, родные лица, согласное пение, запах ладана, длинные косые лучи солнца от окон, самая темнота стен и сводов, – все это говорило его сердцу. Давно не был он в церкви, давно не обращался к Богу: он и теперь не произнес никаких молитвенных слов, – он и без слов даже не молился, - но хотя на мгновение всем помыслом своим повергнулся ниц и приник смиренно к земле. Вспомнилось ему, как в детстве он всякий раз в церкви до тех пор молился, пока не ощущал у себя на лбу как бы чьего-то свежего прикосновения: это думал он тогда, Ангел-хранитель принимает меня, кладет на меня печать избрания. Он взглянул на Лизу..." Ты меня сюда привела, - подумал он, - коснись же меня, коснись моей души". Она все также тихо молилась; лицо ее показалось ему радостным, и он умилился вновь, он попросил другой душе – покоя, своей – прощенья" (скопировано из книги священника Сергея Желудкова «Почему и я христианин» https://dkrasavin.ru/zel1c.html).

Лев Николаевич Толстой, "Война и мир".    "После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Я стоял у окна, разговаривал с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Я замолчал и почувствовал неожиданно, что к горлу его подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?... О своих надеждах на будущее?... Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределенным, бывшим в нем, и чем-то узким и телесным, чем был он сам и даже была она" (скопировано из книги священника Сергея Желудкова «Почему и я христианин» https://dkrasavin.ru/zel1c.html).

Приложение: Распечатка аудиозаписей "Беседы в купе" - http://www.proza.ru/2020/01/10/1512

Окончание Дневника - http://www.proza.ru/2020/01/12/408
Начало Второй части Дневника бомжа – http://www.proza.ru/2020/01/02/543
Первая часть Дневника бомжа – http://www.proza.ru/2019/10/27/582