Ч. 172 В глубинке продвигаться по службе проще

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/01/05/1075

Громбчевский, как только получил офицерское звание, подал рапорт с просьбой отправить его в Среднюю Азию. Следует заметить, что в самой офицерской среде предубеждения против людей нерусской национальности не было.

В армии и на флоте человек оценивался совсем по другим критериям: насколько он порядочен и надёжен, как ведёт себя в бою, в критической обстановке.

В Средней Азии Громбчевский участвовал в экспедиции Скобелева, затем был в Самаркандском действующем отряде, а после «замирения» туркмен - помощником начальника Исфаринского уезда.

Продвигаясь по службе - а в той глубинке делать карьеру было гораздо проще и быстрее, чем в больших городах и столицах, где без протекции можно было сидеть на одной должности до скончания века - Громбчевский достиг положения офицера для особых поручений при военном губернаторе Ферганской области. Его взяли в разведку.

В 1885 году разведчика командировали совместно с китайским чиновником осматривать пограничные знаки в Ферганской области и в Южной Кашгарии. Во время этой экспедиции команда Громбчевского произвела геодезическую съёмку от Кашгара до Хотана.

Отпечатанный отчёт об этой поездке с китайцами был отмечен серебряной медалью Русского Географического общества. В 1886 году Бронислав Людвигович во главе новой экспедиции производил съёмки верховий Сырдарьи, Нарына и Центрального Тянь-Шаня.

Чувствуя нехватку знаний по астрономии, Громбчевский попросил разрешения пройти стажировку при Пулковской обсерватории и Санкт-Петербургском университете.  После её окончания он получил задание исследовать неизвестный русским район: стык Куньлуня, Каркорума и Гиндукуша.

Хорошо вооружённый небольшой отряд под командованием Громбчевского отправился по назначению летом
1888 года. Из Маргилана намеченный маршрут вёл на юг. Отряд прошёл по перевалам через несколько хребтов и 1 сентября по горной тропе добрался до Балтита, столицы ханства в бассейне реки Гилгит, впадающей в Северный Инд.

Новый правитель Хунцы, Сафдар Али, встретил русских с распростёртыми объятиями. Предыдущего правителя, Гасан Хана, он убил - это было в порядке вещей.

Сафдар Али предложил русским основать в его владениях военный пост в обмен на военную поддержку против Гилгита, где англичане после семилетнего перерыва вновь организовали резидентуру, поставляли владетелю Гилгита оружие и снабжали его деньгами.

Встревоженные британские власти решили, что единственный способ блокировать доступ русских через  северный перевал – это поставить в Хунце послушного им правителя и построить военную дорогу в Гиндукуш.

Резиденту в Гилгите, полковнику Элджернону Дюрану,  приказали перекупить Сафдара Али и сделать это, пока снега замели перевалы и стали непроходимыми, чтобы опередить русских, которые несомненно снова там появятся.

Неожиданно на британские власти в Индии свалилась новая головная боль: в мае 1887 года в районе Барагильского перевала появились три француза, что крайне взбудоражило англичан.

Британия соперничала не только с Российской империей, но и с Францией, особенно в Африке и в Юго-Восточной Азии. Экспедицию Пьера Габриэля Эдуарда Бонвало, Гийома Капуса и Альберта Пепина финансировало правительство Франции.  В 1886 году эта троица отправилась в Среднюю Азию.

Бонвало ранее уже посещал Среднюю Азию. Зиму французы переждали в Самарканде. Русское правительство охотно дало разрешение на их пребывание в Средней Азии и пересечение границ империи, преследуя собственные цели.

Русская разведка держала французских путешественников под постоянным наблюдением. Им ненавязчиво подсовывали маршруты, по которым те могли бы пересечь Памир с севера на юг и выйти к Китаю.

Интерес к французам заключался в следующем: с одной стороны, пусть они поищут в нужном направлении удобные перевалы, а с другой – очень неплохо было бы переключить внимание англичан на французов.

Но появление французов у Барагильского перевала  лишь послужило доказательством для англичан, что таким же образом на Памир проникнут и русские. Несколько утешило британскую разведку то, что французы незамеченными не прошли.

Их задержали и доставили в Индию. Допрашивал французских путешественников лично вице-король Индии лорд Дафферин. Он остался доволен их рассказом, узнав, какие трудности пришлось преодолеть французам, идя с русской стороны, и немного этим успокоился. Но несколько преждевременно.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/07/1218

На фотографии: Громбчевский в Кашгаре