Песни дорог войны. Девушка, помни меня

Владимир Калабухов
                ИСТОРИЯ  ПЕСНИ  «ДЕВУШКА,  ПОМНИ  МЕНЯ»
                («ФРОНТОВАЯ  ПЕСНЯ», «НОЧЬ  ТЕМНА»)

     «Девушка, помни меня» – песня 1943 года на слова Б. Туровского и музыку Оскара Ароновича Сандлера (1910 – 1981) – советского композитора, автора опер, оперетт, музыкальных комедий, балета, музыки к фильмам и спектаклям, песен. Он был заслуженным артистом Казахской ССР (1943), заслуженным деятелем искусств Украинской ССР (1967), кавалером медали «За трудовую доблесть» (1960).

     …Было это в 1942 году. В Алма-Ате на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов режиссёр Леонид Захарович Трауберг (1902 – 1990) снимал кинокартину «Актриса» по сценарию Михаила Давыдовича Вольпина (1902 – 1988) и Николая Робертовича Эрдмана (1900 – 1970). В фильме затрагивалась актуальная в то время проблема: где больше пользы могут принести артисты – на своём месте, занимаясь привычным делом, или на фронте, сражаясь с врагом вместе с бойцами.
    
     Драматургия фильма строилась на основе взаимоотношений раненного командира Красной Армии Петра Маркова – его играл Борис Андреевич Бабочкин (1904 – 1975) и артистки оперетты Зои Стрельникой – её играла Галина Ермолаевна Сергеева (1914 – 2000), фото – на афише фильма.

     Сюжет фильма «Актриса».

     Зою Владимировну Стрельникову, известную актрису оперетты, вместе с Театром оперетты эвакуируют в тыл. Там Стрельниковой находят комнату, и она поселяется у строгой Агафьи Лукиничны, у которой сын (майор, командир батальона) на фронте, и она считает, что веселья во время войны не должно быть.

     После упрёков хозяйки дома Стрельникова увольняется из театра и устраивается няней в военный госпиталь, где знакомится с раненым майором Петром Николаевичем Марковым (как впоследствии оказалось, сыном Агафьи Лукиничны), у которого повреждены глаза.

     Как-то Марков признался, что он страстный любитель оперетты и что даже влюбился в одну солистку. Стрельникова тоже влюбляется в Маркова. Однажды Марков попросил поставить пластинку, которую хранил в тумбочке, где была запись Стрельниковой. Она случайно разбивает пластинку и, чтобы не расстраивать Маркова, исполняет песню самостоятельно. Тогда-то все и догадываются, что под няней Зоей скрывается известная актриса.

     После выздоровления Марков уезжает на фронт. Стрельникова вместе с концертами отправляется на передовую.

     Так как в фильме должны были звучать фрагменты из различных оперетт, то при съёмках возникли непредвиденные трудности: в то время в Алма-Ате нигде нельзя было достать партитуру хотя бы одной какой-нибудь оперетты. К счастью, в Алма-Ату на несколько дней приехал Ансамбль песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников во главе с руководителем Исааком Осиповичем Дунаевским (1900 – 1955). Трауберг, зная, что Дунаевский был автором нескольких оперетт, обратился к нему за помощью. Тому не составило большого труда по памяти сделать транскрипции фрагментов из нескольких классических оперетт.

     Довольный режиссёр попросил своего спасителя написать также песню, которую должна была исполнить Зоя Стрельникова в конце фильма. Дунаевский согласился и написал несколько вариантов финальной песни, но ни одна из них, по мнению Трауберга, не вписывалась в драматургию фильма. Тут пришла пора ансамблю уезжать из города, и вопрос с песней так и остался нерешённым.

     И опять-таки к счастью, в это время на этой же киностудии другой режиссёр – Константин Константинович Юдин (1896 – 1957) тоже снимал фильм на военную тематику и где тоже звучали песни. Картина называлась «Антоша Рыбкин», а музыку к ней писал украинский композитор О.А. Сандлер. Трауберг познакомился с композитором и рассказал ему о своих затруднениях. Тот в свою очередь поведал, что он сочинил в фильму «Антоша Рыбкин» три песни, две из которых в картину вошли, а вот третья, «Фронтовая песня», осталась как бы «бесхозной». Когда Сандлер здесь же исполнил её, то режиссёр понял, что это как раз то, что ему и требовалось.

     Благодаря «Фронтовой песне» О. Сандлера и Б. Туровского финал картины «Актриса» получился впечатляющим.

     Артистка фронтовой бригады Зоя Стрельникова простыми, но доходящими до сердца словами песни напутствовала бойцов воинского подразделения командира Маркова: «Помни Отчизна моя, помни Отчизна меня, за тебя, край родной, на бой, на бой!»

                ДЕВУШКА, ПОМНИ МЕНЯ

Ночь темна, не видна в небе луна.
Как усталый солдат, дремлет война.
Только вдали за рекой
Где-то боец молодой
Песнь поёт, и звучит тихо она.

     Ветер злой, снег сухой крутит в кольцо.
     Вижу я пред собой милой лицо.
     Девушка, помни меня,
     Милая, помни меня!
     С фронта славных побед шлю я привет!

Знаю я, у окна старая мать,
Вспоминая меня, станет вздыхать.
Ты не грусти обо мне,
Ты не горюй обо мне.
Возвратится домой твой сын родной!

     Снег летит пеленой, ночка темна.
     Скоро бой, скоро бой! Слушай, страна,
     Помни, Отчизна моя,
     Помни, Отчизна, меня,
     За тебя, край родной, на бой, на бой!
               
                1943

     Фрагмент фильма «Актриса» с фронтовой песней «Девушка, помни меня»:

                http://www.youtube.com/watch?v=0yqrM5nV0BY

     Вокальный дуэт, существовавший в 1960 – 1980 годах, – тенор Лев Владимирович Полосин (рожд. 1939) и баритон Борис Владимирович Кузнецов (1933 – 2008), заслуженные артисты России, лауреаты всесоюзных и международных конкурсов песни,  выступали и с песней «Девушка, помни меня»:

                http://www.youtube.com/watch?v=XHI1HmYYMrE.

     По материалам сайтов Интернета.

     Возвращение к содержанию сборника «Песни дорог войны» –http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.

     2019 – 2020