Сталинградские соколы в Кустанайском небе. 2 часть

Артемидия
                Начало http://www.proza.ru/2019/11/20/330
       
Посвящается 75-й годовщине  Победы в Великой Отечественной войне.

1998 год.    

Повидала я на своём веку разного. Когда началась война мне было 9  лет. Страшно было. Из чёрных ящичков на столбе  в назначенное время  объявляли новости.  И они были про то, как захватили страны, как идут  враги по нашей земле, и они уже близко.
Всем   мужчинам, ближе к сорока годам, прислали повестки и в каждом доме стоял  женский вой. Папу тоже забирали на войну. А мы  оставались с мачехой. Мама наша умерла от болезни, остались нас двое, с папой. Стала приходить безмужняя соседка - помогать управляться по хозяйству, да так и осталась в нашем дому вместе с малолетним сыном.  Три рта, а ей было в ту пору 25 лет. Они расписались,ходила в военкомат , просила, но какой там! Никто её не слушал -  шум, гам, слёзы.
И вот выстроили  мужиков на центральной площади города. А папа одел старый костюм, новый оставил дома.  Стоит, белый, как полотно. А мы  - напротив, плачем. Речь произнесли  и пошли они строем к  полуторкам. Посадили их на эти машины и повезли в сторону Урала.  Там был наш главный военкомат.
Дети за следом бегут. Они машут фуражками с машин. Многие не вернулись с той войны. Мои подружки говорили " Кабы знали, что  папу видим  в последний раз, бежали бы за следом до самого Урала".

Пришли мы домой, дома - пусто. Сама знаешь, как у нас в июле голодно. Мачеха и говорит:  " Пойдёшь, Валя, в нашу столовую посуду мыть. Там говорят, есть места. Женщин  перевели на другие работы. Кого в артель - рыбу ловить, кого на поля, вместо мужиков на  сенокосилки...на трактористок будут учить. На шоферов.

Голодная не будешь и то ладно. Но смотри, ничего без разрешения не бери. "

Пошла я в столовую. А там уже  таких , как я - очередь. Но меня взяли.
Стала - посуду мыть, кастрюли, фляги. Обеды на поля вывозили, а посуду - возвращали в столовку.
Дадут мне еды, а  ем и плачу, давлюсь куском. И всё думаю, сестра моя  может там голодная сидит. Мачеха пошла на работу, а сестра 6 - летняя вместе с её сыном , он только ходить научился, одни оставались дома.

Так я стала работать в столовой.  Потом стала  кухарить. Уже года через два.
А ты знаешь что у нас тут,  рядом, в школе, летчики обучались?

Через два года папа вернулся : его списали по ранению. Повезло мне.  В вечернюю школу стала ходить. А днём работала.  Папа сильно болел,  не мог и ведра воды поднять.

А летчики были. Были, и мы  бегали смотреть на них. Вот видишь, улица...по ней они ходили. Как сейчас вижу.  А главный у них был строгий, в чёрной кожанке ходил.  А как идут лётчики  в кожаных ремнях  мы знали, значит, их отправят на фронт.
Бывало  мимо нас проходит лётчик , а мы стайкой стоим,  да и даст нам шоколадку,  мы её на кусочки разделим , закроем глаза и стоим. Да так сладко во рту было! До сих пор этот вкус помню.   Хоть мне  уже под семьдесят.

Соседка- слушательница смотрела на  ул. Алтынсарина и ей казалось, она видела тех военных лётчиков, которые обучались в Сталинградском военном авиационном училище.
Тех, которые остались в живых. И тех, которые были убиты, на несправедливой захватнической ВОВ.

На фото: Майор П. М. Афанасьев,
начальник Сталинградского авиационного училища.

Кустанайская земля, ставшая вторым домом для Сталинградской военно-авиационной школы, превратилась в кузницу военных кадров. За время дислокации в Кустанае с 1942 по 1946 годы летная школа подготовила для фронта 2444 летчика-истребителя.

Примечание автора : В  девяностые годы   г. Кустанай переименован в г. Костанай.
продолжение следует.