Неведомые глубины Кода жизни Гл. 44

Людмила Киреева-Силенко
Предыдущее здесь:   http://www.proza.ru/2019/11/23/94


Глава № 44

Постепенно обживались в новом доме. Виталий огородил участок хорошим забором: металлические столбики и между ними секции, сваренные из металлических выштампованных полос. Всё должно быть красивым и долговечным. Уже готов сарай, со всеми теми помещениями, которые наметил сделать. В мастерской даже токарный станок установил, купил в депо списанный, починил, и иногда что-то на нём вытачивал. Уже и курочки бегали в вольере, огороженном металлической сеткой возле капитального курятника.
Вот только приусадебный участок зарастал сорняками. Тамара еле уговорила мужа посадить несколько плодовых деревьев, и ещё, совсем рядом с домом, он посадил молодую сосенку, привёз из леса. Копать грядки наотрез отказался:

- Я ведь предупреждал, что огородом заниматься не буду! Вот, дом и сарай построил, мотоцикл купил, сам ремонтирую, а сельское хозяйство — не моя стихия!

Тамара попробовала сама взяться за лопату, но осилила только чуть-чуть, несколько грядочек возле дома, где высадила луковички тюльпанов, присланных по её запросу из Прибалтики, а также пионы, хризантемы, гладиолусы и георгины, которые дала мама.

Сейчас работала бухгалтером в депо и заканчивала заочно техникум по специальности. А Виталий по-прежнему трудился слесарем, очень уставал, говорил, что целыми днями приходится ворочать тяжеленные вагонные пары и другие, не менее тяжёлые детали. Иногда, временно, переводили его помощником машиниста электровоза. Хотелось перейти туда на постоянную работу, но для этого надо иметь соответствующее образование.

В депо крупной железнодорожной станции каждый год приезжали приёмные экзаменационные комиссии из техникумов, расположенных в городах и многие сослуживцы учились заочно.

- Виталик, попробуй и ты поступить, - уже не раз советовала ему жена, - сам ведь говоришь, что работа тяжёлая. Окончишь, перейдёшь на электровоз, может даже машинистом. Там и работа легче, и зарплата выше.

- Да куда мне, с моей вечерней школой! К тому же, столько времени прошло, уже всё забыл!

- Пойди на подготовительные курсы, они каждый год прямо в депо работают. После обучения экзамены сдают на месте, и по их результатам зачисляют в техникум. В этом году курсы открываются от Кременчугского железнодорожного техникума. Попробуй. Попытка — не пытка!

- Не приставай! Если надумаю, сам решу!

Неизвестно, сколько бы он думал, если бы на эти курсы не решил пойти его друг. По его примеру и Виталий пошёл, успешно сдал экзамены, и в тот же год был зачислен в техникум.
В октябре поехал на первую установочную сессию. Остановился у родственников жены — Ларисы и Володи, благо, что жили почти рядом с учёбой. Две недели, с утра до вечера, пытался внимательно слушать преподавателей, вести подробный конспект лекций. Но домой вернулся в полной  решимости того, что учиться не будет.

- Почему?! - недоумевала Тамара и её родители.

- Не хочу, и всё! Просто понял, что мне это ни к чему. Знаешь, сколько контрольных работ задали? Как их делать? Я там ничего не понимаю, нехватает знаний. И вообще, отстань! Не донимай!

А  Тамара  не  могла успокоиться и обо всём написала Ларисе. 

Вскоре  они  с  Володей  приехали погостить, проведать родителей. Улучив минутку, сестра шепнула: - Мне надо поговорить с Виталием «с глазу на глаз».

Оставив их вдвоём, Тамара прикрыла дверь, сама притаилась рядом, ухом к щёлочке.

- Виталик, что у тебя с учёбой? - спросила сестра.

- Да ничего. Решил бросить техникум.

- Почему вдруг? Ты же ведь так мечтал работать на электровозе! А сейчас что, расхотелось? Так и будешь до самой пенсии металл ворочать, слесарем?

- Ну, как тебе сказать... - замялся в нерешительности.

- Говори честно, без утайки.

- Дело в том, Лариса, что лучше я сейчас сам уйду, чем завалю первую же сессию и меня с позором выгонят. Вот, не представляю себе, как делать контрольные работы, а без них и к экзаменам не допустят.

- А ты думаешь, что те, кто поступил вместе с тобой, всю жизнь эти контрольные делали? Всем в первый раз. И ничего страшного там нет. Бери учебник, ищи нужный раздел, и там обязательно найдёшь ответы на все вопросы контрольной.
 
- Не знаю. Они, может лучше учились, не в вечерней школе, после работы, когда устал, даже соображаешь плохо. Я, конечно, старался, но считаю подготовку слабой.

- Не понимаю. Почему сдаёшься, даже не попробовав начать?! На тебя это не похоже. Подумай, что скажут о тебе люди? А я знаю. Хорошего не скажут. Такие ярлыки навешают!  Оглянись  вокруг, посмотри  на  тех, кто поступил вместе с тобой. Такие же простые рабочие, как и ты. И я уверена, что учились они не блестяще, и не вчера, все со стажем работы, есть и постарше тебя по возрасту. Чем ты хуже? Неужели глупее всех?

«Ну и Лариса! - думала Тамара, подслушивая под дверью. - Правильно делает, что бьёт по самолюбию. Виталька очень самолюбивый, гордый. Но меня бы слушать не стал, ещё, чего доброго, и поссорились бы. Вот только бы не сказал «нет».

А Лариса продолжала наступление:
- Виталий, кто из тех, кто вместе с тобой поступил, тоже бросает учёбу, ещё не начав? Есть такие?

- Есть, - произнёс неуверенно.

- Кто? Назови фамилию.

- Ну, Васька Найдюк.

- Постой, постой! Васька? Найдюк? А он что, смог поступить? Я его помню, в одном классе учились, -  изумлённо смотрела на Виталия. - Ты меня извини, но уж с кем-кем, но с Васькой я бы тебя никогда не сравнила! Он ведь очень, очень тупой! Его из школы хотели отправить в Днепропетровск, в спецшколу для умственно неполноценных!

- Так почему же не отправили?

- Пожалели. Рос без родителей, не знаю, что с ними, но его бабушка старенькая воспитывала. У неё ноги совсем отказали, Васька дома по хозяйству помогал. Он смирный, работящий, но к учёбе совсем способностей нет. Бабушка упросила учителей и они, скрепя сердце, поставили ему «тройки». Может, ещё и потому, что тогда был закон о всеобщем среднем образовании, может, в школе не хотели «портить статистику», - она вздохнула, наверное вспомнив свои школьные годы, одноклассников. - И ты, Виталий, себя поставил в один ряд с Васькой?! Его ведь в Пятихатках знают! Хорошую же ты себе репутацю создаёшь. Люди будут смеяться, пальцами тыкать, говорить: вот, мол, двое не смогли в техникуме учиться, умственно отсталый Васька и Виталька! Думаешь, не скажут? Скажут! Что хорошее, то заметят или нет, а это враз заметят! И запомнят. На всю жизнь клеймо припечатают!

Виталий молчал, Лариса тоже. Через какое-то время Тамара, приложив ухо к щёлочке, услышала её негромкий, спокойный голос:

- Не паникуй, Виталик. Где твои контрольные, где учебники? Давай-ка вместе, хоть одним глазком, посмотрим. Мне ведь тоже в своё время пришлось немного учиться заочно, знаю, что почём.

- Хорошо. Вечером посмотрим, - неуверенно согласился Виталий.


Продолжение следует:   http://www.proza.ru/2019/11/25/163