Ч. 142 Врач с Севера

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/11/16/866

Пока русские войска топили в крови восстание непокорного мусульманского населения Ферганской долины, не прекращалось исследование завоёванных земель. Продолжали работать две экспедиции полковника Столетова.

Одна, под командованием Николая Павловича Барбота де Марни, выпускника Корпуса горных инженеров, исследовала горную цепь Султан-Увайе, центральную часть пустыни Кызылкум и земли на юго-востоке по пути к Самарканду.

Другая экспедиция, Николая Алексеевича Северцева, проследовала из города Ош на Памир. Его отряд прошёл через перевал Акбайтал в бассейн Мургаба и через перевал Найзаташ. Исследователи  прошли там, где до них не бывали европейцы. Северцев открыл снеговой Рушанский хребет.

Следуя вдоль реки Гунт, отряд дошёл до пика Патхур высотой 6083 метра. Но нехватка продовольствия и соли, которую утопили при переправе, вынудила экспедицию вернуться в Ош, а затем в Фергану.

Полковник Николай Александрович Маев, топограф подпоручик Дмитрий Михайлович Вишневский и астроном Людвиг Евграфович Шварц исследовали правобережье Пянджа-Амударьи от Железных Ворот на западе до реки Яхсу на востоке.

В 1875 году экспедиция чиновника особых поручений по горной части при генерал-губернаторе Туркестана Ивана Васильевича Мушкетова  исследовала перспективность месторождений каменного угля, свинцовых руд и других полезных ископаемых в занятых землях.

Вооружённый отряд  Мушкетова прошёл по огромному пути, по всему Тянь-Шаню, до города Кульджи. Иван Васильевич совершил в течение нескольких лет шесть путешествий по Туркестану, собрав ценнейший научный материал по этой стране, имевший практическое значение.

Труды этого выдающегося учёного были обобщены в геологической карте Туркестана, двух томах "Туркестан" и в отдельном издании на французском языке "Минеральные богатства Русского Туркестана».

Все эти труды нужны были для петербургских непрошеных вершителей судеб среднеазиатских народов: предприятиям Московской, Тверской, Владимирской, Петербургской губерний требовался не только среднеазиатский хлопок, но и промышленное сырьё.

Чтобы  малая часть населения Российской империи могла жить в роскоши, строить себе дворцы, ездить по Европе, миллионы подданных терпели невероятные лишения, совершали подвиги, убивали других и погибали сами в бесчисленных войнах.

Российская империя медленно, но неумолимо продвигалась туда, где «не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полудённом». Теперь Россия контролировала навигацию в низовьях Амударьи и владела восточным берегом Каспийского моря.

Отряды Кауфмана оказались в 500 милях от Герата, стратегических ворот в Индию. Ранее, успокоив англичан, русское министерство иностранных дело сообщило британскому послу:

«Его Императорское Величество, — объявило оно, — не имеет никаких намерений распространять границы России за пределы, достигнутые в настоящее время в Центральной Азии, как со стороны Бухары, так и со стороны Красноводска».

После подавления восстания англичанам и всему миру сообщили, что  российский император «уступил пожеланиям жителей Коканда стать российскими подданными». Всего за десять лет Российская империя приобрела в Средней Азии территорию, равную по площади половине США.

Теперь русские войска приблизились на расстояние 200 миль от Кашгара. На пути в Индию стояли только высокогорный Памир и Каракорум. Переполошившиеся англичане вплотную занялись изучением Памира и, соответственно, оценки возможности прохождения через перевалы современной армии.

Результаты экспедиции Гордона показали, что такая угроза вполне реальна. В 1876 году в Калькутте перевели и издали двухтомный труд капитана Михаила Африкановича Терентьева «Россия и Британия в борьбе за рынки Центральной Азии».
 
«Уставшие до смерти аборигены, —  цинично писал Терентьев, — ожидают теперь врача с Севера. С его помощью у них есть все шансы разжечь пожар, который охватит всю Индию и таким образом позволит сбросить британское ярмо».

Автор считал, что в случае восстания англичане не смогут положиться на поддержку  основной части их армии, состоящей из индийцев. Наверное, думал, что русское ярмо легче английского.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/11/19/921