Алхимик

Валерий Хорошун Ник
«… счастье  моё  останется,  –  в  мокром  отражении  фонаря,  в  осторожном  повороте  каменных  ступеней,  спускающихся  в  чёрные  воды  канала,  в  улыбке  танцующей  четы,  во  всём,  чем  Бог  окружает  так  щедро  человеческое  одиночество».

/В. Набоков/



К  сожалению,  даже  в  романтическую  пору  жизни  я  не  вёл  дневник.  Поэтому  не  могу  сказать  точно,  когда  перестал  смотреть  на  мир  исподлобья,  когда  из  мрачного  пессимиста  начал  постепенно  превращаться  в  нормального  человека.  Старый  семейный  фотоальбом  также  не  проясняет  картину,  поскольку  я  всегда  отчаянно  увиливал  от  направленного  на  меня  объектива,  в  результате  чего  промежутки  между  моими  снимками  измерялись  не  месяцами,  а  годами.

То  были  обычные  годы,  и  ничего  в  них  не  было  такого,  что  смогло  бы  внезапно  и  решительно  повлиять  на  моё  восприятие  действительности.  Впрочем,  если  сравнить  два  моих  выпускных  фотопортрета  (школьный  и  университетский),  то  можно  смело  утверждать,  что  именно  студенческая  пятилетка  приподняла  уголки  губ,  раздвинула  нахмуренные  брови  и  добавила  немного  света  в  мой  традиционно  тусклый  взор.  Нет,  с  будущей  супругой  я  познакомился  чуть  позже,  поэтому,  полагаю,  что  напряжённое  думание  мира  в  годы  учёбы  и  стало  (хоть  это  и  противоречит  известному  древнему  афоризму)  тем  самым  смягчающим  жизненным  обстоятельством  и  первым  важным  шагом  навстречу  самому  себе.

Должен  признаться,  что  решать  головоломки  мне  нравилось  всегда.  До  сих  пор  на  стеллаже  в  моём  кабинете  стоит  десяток  книжек  с  детскими  загадками,  когда-то  подаренных  мне  родителями.  Причём,  со  временем  страсть  разгадывания  лишь  крепла.  Эти  оставшиеся  далеко  позади  забавные  книжонки  вместе  с  замысловатыми  ребусами,  крестословицами  и  шарадами  можно  назвать  азбукой  скрытых  смыслов,  успешно  одолев  которую  я  слегка  отдышался  и  двинулся  дальше...

А  дальше  бескрайним  загадочным  полем  передо  мной  раскинулась  сама  жизнь.  Скажу  честно,  в  ней  я  отводил  себе  весьма  скромную  третьестепенную  роль.  Меня  пугала  слава,  не  привлекали  деньги,  не  волновала  карьера.  Всему  этому  я  предпочитал  незаметность  и  глубокую  прохладную  тень.  Скрытый  ею  от  назойливого  постороннего  взгляда,  я  сравнивал  себя  с  алхимиком  (имея  в  виду  подлинного  алхимика,  а  не  киношного  суфлёра-златолюбца,  экспериментирующего  исключительно  ради  наживы),  усердно  выводящим  вожделенную  формулу  счастья.

Почему  именно  её?

Да  потому,  что  нет  на  свете  ничего  желаннее  счастья.  Когда  я  поверил,  что  оно  существует  реально,  а  не  только  в  сказках,  поздравительных  открытках  и  тостах,  то  сразу  же  принялся  его  искать.  Точнее,  угадывать  его  присутствие  в  наскучивших  образах  будней.

Это  был  довольно  непростой,  долгий  и  в  то  же  время  не  лишённый  удовольствия  процесс.  В  нём  даже  неприятности  я  научился  воспринимать  с  благодарностью  после  того,  как  мне  удавалось  раскрывать  их  дидактический  смысл.  Во  всяком  событии,  в  той  или  иной  степени  касавшемся  меня,  я  видел  намёк  и  пытался  его  верно  истолковать.  В  результате  в  какой-то  момент  я  понял,  что  жизнь  моя  превратилась  в  непрерывный  диалог,  где  моим  собеседником  оказалась  собственная  судьба.  Пожалуй,  с  тех  пор  я  перестал  ощущать  одиночество.

В  самом  деле,  чем  не  повод  для  оптимизма,  когда  рядом  неизменно  присутствует  столь  могущественный  наставник.  Взор  мой  продолжал  светлеть.

Ведь  я  не  просто  существовал.  Я  разгадывал  жизнь.  Кроме  того,  мне  было  в  ней  довольно  комфортно.  Хорошая  работа  с  изрядной  долей  самостоятельности.  Две  квартиры,  одна  из  которых  в  столице,  а  другая  с  окнами  на  море  –  в  уютном  курортном  городке  на  краю  великой  империи.  Частые  путешествия  с  друзьями.  Пьянящая  независимость  и  беспечность.

Увы,  перечисленные  элементы  вольготного  бытия,  как  оказалось,  не  способствовали  углублению  диалога  с  судьбой.  Более  того,  однажды  я  поймал  себя  на  том,  что  мне  начинает  нравиться  лёгкое  и  непринуждённое  скольжение  по  жизненной  поверхности…  Где,  как  известно,  «глубоких  мыслей  не  сыскать»…  Думается  мне,  что  это  и  явилось  основанием  для  весьма  болезненной  подсказки,  которую  она  (судьба)  мне  подарила  в  день  моего  тридцатилетия.  Я  влюбился.  С  первого  взгляда.  Впал,  по  мнению  Хосе  Ортеги-и-Гассета,  в  ненормальное  «состояние  душевного  убожества»,  ошибочно  принятое  мною  за  настоящее  счастье.

Произошло  это  в  ресторане,  где  я  с  друзьями  отмечал  свой  юбилей.  Она  вошла  в  зал,  когда  я  покорно  выслушивал  третий  тост.  Помню,  как  встретились  наши  взгляды,  как  в  груди  ожил  обнадёживающий  сквознячок,  как  дрогнул  в  руке  бокал  с  шампанским,  и  оно  прохладным  ручейком  пролилось  под  белоснежную  манжету  рубашки…

После  чего  последовало  множество  тостов…

 Четвёртый  –  «за  знакомство»,  а  все  остальные  –  «за  любовь»  и  за  нас  с  Мариной.

Поставив  свою  подпись  в  ЗАГСе,  я  был  убеждён,  что  наш  союз  явится  наглядным  опровержением  известного  толстовского  афоризма,  поскольку  мы  непременно  станем  счастливы  по-своему.  Это  вовсе  не  сложно,  полагал  я.  Необходимо  лишь  подобрать  нужный  ключ  и  открыть  им  заветную  шкатулку.  Тем  самым  разгадать  секрет  нашего  особенного,  нестандартного,  единственного  в  своём  роде  счастья.

Однажды  Сократ  пошутил:  «Женись  несмотря  ни  на  что.  Если  попадётся  хорошая    жена  –  станешь   исключением,  если  плохая  –  философом».  Я  не  сомневался,  что  стану  исключением.
 
Моё  пребывание  в  данной  иллюзии  продолжалось  около  трёх  лет.  Что  оказалось  гораздо  дольше  того  срока,  который  учёные  отводят  на  существование  страсти.  Целых  три  сказочных  года  Марина  подобно  зальцбургской  ветке  сверкала  в  моих  глазах  ослепительными  кристаллами...  Я  выращивал  их  три  счастливых  года,  сидя  в  соляных  копях  придуманного  мною  мира…

А  что  потом?

А  потом  я  стал  выздоравливать  и  постепенно  превращаться  в  философа.

Помимо  жены  этому  в  немалой  степени  способствовала  её  мама.  Но  не  столько  тем,  что  в  ней  я  узнавал  состарившуюся  копию  Марины,  сколько  её  постоянным  присутствием  в  нашей  жизни.  Как  она  успевала  одновременно  заниматься  бизнесом,  своей  семьёй  и  нами,  я  не  могу  понять  по  сей  день.  Но  уже  давно  мне  было  ясно,  что  непрерывный  денежный  поток,  которым  тёща  щедро  подпитывала  доченьку,  до  добра  не  доведёт.  Так  и  произошло.  Потребности  Марины  росли,  а  моя  зарплата  оставалась  прежней,  что  и  послужило  причиной  наших  первых  размолвок.  Мне  приходилось  выслушивать  претензии  к  моим  покойным  родителям,  не  так  меня  воспитавшим;  к  моим  вполне  безобидным  привычкам;  к  моей  инертности  и  неспособности  зарабатывания  «даже  минимального  количества  денег»;  к  моему  карьерному  равнодушию  и  пр.  Перечисление  подобных  глупых  упрёков,  как  правило,  заканчивалось  довольно  обидной  и  несправедливой  фразой:

-  Если  бы  не  мамина  поддержка,  мы  бы  голодали.

При  этом  она  даже  не  помышляла  посчитать  расходы  (а  они  в  несколько  раз  превышали  годовой  бюджет  среднестатистической  семьи)  на  свои  довольно  частые  путешествия  по  Европе,  в  которые  она,  по  совету  матери,  отправлялась  «немного  развеяться».  Ездила  Марина  либо  одна,  либо  с  подругой,  в  то  время  как  я  мог  беспрепятственно  заниматься  тем,  чем  пожелаю.  Например,  мирно  лежать  на  диване  и  разгадывать  суть  нашего  брака…

Чтобы  убедиться  в  его  заурядности,  обыкновенности  и  похожести  мне  понадобилось  ещё  два  года,  после  чего  я  почти  потерял  к  нему  интерес.  Увы,  к  тому  времени  у  нас  родился  сын,  что  и  отсрочило  наш  развод  ещё  на  пять  скучных  лет…

Однако  данное  обстоятельство  не  помешало,  а,  скорее,  наоборот  активизировало  вышеуказанный  диалог  и  мой  поиск  утраченного  счастья…  Опираясь  на  близ  лежавший  десятилетний отрезок,  кем-то  весьма  остроумно  названный  словом  «брак»,  я  продолжил  свою  алхимическую  практику.
 
Конечно  же,  я  стал  мудрее.  Анализируя  опыт  семейной  жизни,  я  понял,  что  на  самом  деле  любил  только  себя…  Что  даже  в  жене  и  в  сыне  мне  нравилось  лишь  собственное  отражение…  А  со  временем…  А  со  временем  произошло  примерно  то  же,  что  происходит  с  некогда  любимыми  книгами…  При  перечитывании  они  уже  не  вызывают  былой  восторг…  Но  не  потому,  что  они  изменились,  а  потому,  что  другим  стал  я.  Следуя  по  стопам  этой  простенькой  закономерности,  я  пришёл  к  таким  же  незамысловатым  вопросам.  Нужны  ли  мне  в  любви  посредники,  если  можно  любить  себя  напрямую,  без  их  утомительного  и  обречённого  присутствия?  Должен  ли  я  сближаться  с  ними  и  тем  самым  ограничивать  собственную  свободу,  которую  я  всегда  считал  синонимом  искомого  счастья?  Ответив  отрицательно  на  оба  вопроса,  я  испытал  облегчение  –  чёткий  знак  правильного  ответа.

Говоря  о  необходимости  избавиться  от  посредников,  конечно  же,  имею  в  виду  людей,  поскольку  лишь  они  способны  причинять  настоящую  боль  и  разрушать  гармонию.  Поэтому  сразу  после  развода  я  навсегда  исключил  из  своей  жизни  Марину  и  сына,  с  родственниками  и  друзьями  общаться  стал  редко  и  формально.  Что  же  касается  иных  отражающих  меня  поверхностей,  то  по  ходу  осмысления  я  размещал  их  в  левой  части  тождества,  предварительно  преобразовывая  в  драгоценные  составляющие  моего  счастья.

В  течение  долгих  лет  я  неустанно  собирал  эту  чудесную  коллекцию,  чтобы  в  пёстром  окружении  её  экспонатов  любить  себя  и  быть  счастливым.  Чего  в  ней  только  не  было?  В  центре  неё  по  праву  находился  мой  кабинет  с  рабочим  столом  и  лампой,  удобным  креслом  и  диваном,  книжными  шкафами  и  портретами  любимых  авторов…  В  его  тишине  рождались  алхимические  тексты  и  рецепты,  никому  кроме  меня  не  нужные,  но  дарившие  мне  удовольствие  и  на  несколько  абзацев  приближавшие  далёкий  горизонт…  Который  был  хорошо  виден  из  окна  и  соединял  своей  тонкой  полоской  море  и  небо…  В  их  беспокойной  переменчивости  я  находил  множество  намёков,  правильно  понять  которые  мне  помогал  густой  солёный  аромат,  вошедший  вместе  с  набережной  в  число  ценнейших  экземпляров  моей  коллекции.  Не  стану  перечислять  все  её  предметы,  поскольку  их  собрано  великое  множество.  Отмечу  лишь  её  уникальное  свойство  одновременно  быть  и  целью,  и  средством.  Кроме  того,  она  оказалась  мыслящим  организмом,  многократно  облегчавшим  моё  разгадывание  простых  и  сложных  головоломок.

Признаюсь,  перед  выходом  на  пенсию  я  многому  научился.  Например,  останавливать  мгновенья  и  жить  настоящим,  точно  и  подробно  прогнозировать  погоду  на  месяц,  успешно  осуществлять  самолечение,  подавлять  боль…,  ну  и,  конечно,  замечать  и  читать  символы  и  знаки,  посылаемые  небесами,  благодаря  чему  я  два  раза  избежал  смерти  (не  отправился  в  круиз  на потерпевшем  кораблекрушение  теплоходе,  не  оказался  в  эпицентре  пожара  в  торговом  центре).

Увы,  эта  моя  провидческая  способность  не  сработала,  дала  сбой,  отключилась…  Не  предупредила,  в  результате  чего  я  уже  вторую  неделю  нахожусь  вне  дома  и  усиленно  думаю.

А  произошло  вот  что.

Десять  дней  назад,  в  пятницу  я  проснулся  в  прекрасном  настроении.  Как  обычно,  в  пять  часов  вышел  из  подъезда  и  направился  к  морю.  Туда,  где  каждое  утро  делаю  зарядку,  купаюсь,  сижу  на  берегу.  Безоблачное  небо,  яркое  солнце,  полное  безветрие,  любимая  музыка  в  наушниках…  Ни  одной  зацепки,  ни  одной  морщинки,  ни  одной  складки  на  безупречном  утреннем  полотне…  Как  говорят,  ничто  не  предвещало  беду.  Вышел  на  набережную,  через  двести  метров  свернул  на  каменную  лестницу,  ведущую  к  пляжу,  не  торопясь  спустился  на  тридцать  ступеней  и  вдруг  на  первой  смотровой  площадке,  в  её  углу  заметил  пистолет.  Настоящий  боевой  пистолет  тёмным  зловещим  пятном  лежал  на  серой  лестничной  плитке.  Я  оглянулся.  Поблизости  не  было  ни  души.  Поднял  пистолет.  Запах  гари  из  ствола  не  оставил  сомнений.  Нужно  срочно  его  отнести  в  полицию.

Не  донёс.  В  конце  набережной  метрах  в  пятидесяти  от  участкового  пункта  меня  и  взяли.  Неожиданно.  Будто  из-под  земли  выросли  трое  полицейских  и  заломили  мне  руки.  Из  кармана  шорт  вытащили  пистолет.  А  затем…

Затем  начался  кошмар.  Меня  обвинили  в  убийстве.  Откуда-то  возник  свидетель,  слышавший  выстрел  и  видевший  мужчину  в  таких  же  белых  шортах  и  синей  футболке,  как  у  меня,  который  вскоре  после  выстрела  взбежал  по  лестнице  и  быстрым  шагом  двинулся  в  сторону  порта.  Убитой  оказалась  женщина  примерно  моего  возраста.  Её  тело  нашли  в  кустах  можжевельника  около  злополучной  лестницы.  Окончательно  меня  добили,  когда  подвели  к  трупу,  и  я  узнал  в  нём  мою  бывшую  жену  Марину.

Вот  уже  десять  дней  я  нахожусь  под  арестом.  Все  улики  против  меня.  Шансы  на  оправдание,  по  словам  следователя,  близки  к  нулю.  Тем  не  менее,  сидя  в  сырой  тёмной  камере,  я  усиленно  думаю.  Но  не  над  тем,  как  оправдаться  перед  судом…  Дело  в  том,  что  я  не  верю  в  случайности.  Глубоко  убеждён,  что  всё  происходящее  со  мной  имеет  причины…  И  прячутся  они  во  мне.  В  одной  из  миниатюр  я  писал,  что  падающий  кирпич  начинает  полёт  в  голове  своей  жертвы.  Так  вот,  я  думаю  о  том,  какие  мои  мысли  и  действия  вынудили  этот  чёртов  кирпич  свалиться  на  мою  голову.
 
Я  должен  во  что  бы  то  ни  стало  разгадать  эту  непростую  загадку  и  исправить  ошибку.  И  лишь  тогда  вновь  смогу  обрести  свободу  и  счастье… 
 
.