Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/11/09/390
После занятия новых земель требовалось их изучение, поэтому в дополнение к военно-научным экспедициям из Петербурга отправили ещё две экспедиции: Географического общества и Общества естествоиспытателей при Петербургском университете. Начальником экспедиций назначили полковника Генерального штаба Николая Григорьевича Столетова.
Деньги на обе экспедиции выделило Военное министерство. Оренбургский генерал-губернатор по указанию министерства предоставил в распоряжение экспедиции Географического общества пароходы на Аральском море и баржу для плавания по Амударье.
Кроме того, оренбургский и туркестанский генерал-губернаторы обеспечили военное прикрытие экспедиций.
Обе экспедиции отправили весной 1874 года. Их научные цели были подчинены главной – проверки возможности в будущем быстрой переброски войск в центр завоёванных территорий и к их границам.
Для этого разведывались пути будущих железных дорог, без которых экономическое развитие края было невозможно.
В подчинении полковника Столетова находились известные специалисты: геолог Н.П. Барбот-де-Марни, ботаник С.М. Смирнов, зоологи Н.А. Северцев, О.А. Гримм, В.Д. Аленицын, М.Н. Богданов и М.А. Бутлеров.
Не дремали и англичане. За шесть лет до экспедиций Столетова пандит Мирза Шаджа в конце 1868 года прошёл к южной части Пянджа и, следуя вверх по течению, достиг реки Вахандарья. В одиночку, зимой, в самые холода и обильные снегопады, он прошёл до истоков Амударьи.
Ему принадлежит честь открытия Ваханского хребта и озера Чакмактинкуль. Оттуда он прошёл в бассейн реки Яркенд и в феврале 1869 года пришёл в Кашгар. Этот отчаянный исследователь провёл тайную съёмку всего своего трёх с половиной тысячекилометрового пути.
Мирза Шаджа впервые составил карту Северного Афганистана и Южного Памира. Мало того, что сам путь был крайне опасным, пандит постоянно рисковал жизнью в случае своего разоблачения.
Англичане были довольны: их разведчик блестяще выполнил задачу по составлению секретной карты ранее неисследованного района.
В 1872 году в городе Малеркотле началось восстание религиозной индийской секты Нмадхари. Туда немедленно отправили для подавления восстания индийские войска. Руководить подавлением восстания поручили Томасу Дугласу Форсайту, наместнику в Пенджабе.
С этой задачей Форсайт и комиссар Лудхияны Ламберт Коуэн справились с большой жестокостью. Сорок девять сикхов, принимавших участие в восстании, казнили, привязав их к стволам орудий.
Это вызвало возмущение не только в Индии, но и в Англии. Обоих сняли с должности, но потом, когда волны улеглись, снова устроили на хорошие должности, а Форсайта наградили орденом рыцаря-командора Звезды Индии.
Этим отметили заслуги Форсайта в 1873 году, когда он был отправлен посланником в Кашгар, где заключил выгодный торговый договор с Якуб Бегом, правителем китайского Туркестана. Кроме того, Форсайт организовал съёмку Памира в качестве вероятного участка «Северо-западного театра военных действий» в случае нападения России.
В состав его экспедиции вошли опытные офицеры индийской армии Томас Эдвард Гордон, бывший военный атташе в Тегеране, автор многих книг о Памире, и капитан Джон Биддулф, натуралист, также автор многих работ об Индии.
Также в экспедицию вошли врач Генри Беллью, автор книги об Афганистане и ряда других работ, топограф капитан Генри Троттер, автор книг об Индии, четыре пандита и геолог Фердинанд Столичка, который умер при возвращении от горной болезни.
Англичан обслуживали и охраняли 350 человек, не считая 6476 носильщиков. Экспедиции потребовалась 1621 лошадь.
Разделившись на отряды, англичане занялись исследованиями. Троттер и пандиты вышли к реке Ташкурган.
Они сняли снежные пики в массиве Музтагата, в том числе и самый высокий – 7546 метров. Отряд Троттера первым из исследователей поднялся на перевал в Сарыкольском водораздельном хребте.
В апреле с невероятным трудом, пробираясь по глубокому снегу, капитан и пандиты прошли к реке Оксу и описали южную границу Памира. Мужественные исследователи прошли к озеру Чакмактинкуль, истоку Оксу.
Им пришлось идти при штормовом ветре, утопая в сугробах. Отряд прошёл на запад до слияния рек Вахандарьи и Памира. Оттуда пандит Абдул Сабхан в одиночку прошёл вниз по течению Пянджа 300 километров до впадения реки Язгулема, до узкого ущелья, по которому с рёвом неслись крупные и мелкие притоки, в том числе чистый Гунт и грязно-красный Бартанг.
Затем он вернулся к отряду, который возвратился в Янгигисар. Это был выдающийся вклад в изучение Памира.
По заказу российского Генерального штаба книгу «Путешествие на Памир», которую написал об этом путешествии лейтенант Томас Гордон, оперативно перевели на русский язык и издали в 1877 году в Санкт-Петербурге.
Продолжение http://www.proza.ru/2019/11/14/2059