Почему Герасим утопил Муму?

Григорий Рейнгольд
Почему Герасим утопил Муму?
(Из цикла "Читая классиков")

Это тургеневский рассказ мы знаем и помним с детства, и к нему сложилось несколько снисходительное отношение. Должно быть потому, что «проходят» в пятом классе. Примерно так же, и совершенно напрасно, многие относятся к сказкам Пушкина. А там есть, о чём задуматься и взрослому человеку. А вот, например, «Евгений Онегин», «Отцы и дети» - вещи для взрослых, поскольку «проходят» их в старших классах...
И я не собирался перечитывать. Но внуку Юре, который перешёл в пятый класс, надо было за лето прочесть много книг, в том числе и эту. И я решил проверить, как он понял. А для этого пришлось освежить свою память и прочесть «Му-му» заново.
И я потратил время, и нисколько не пожалел об этом времени. Книга заставила меня крепко подумать о многих вещах.

Прочтя о росте Герасима в 12 вершков, в не поленился посмотреть, что такое вершок, и с удивлением узнал, что 12 вершков это около 50 сантиметров. Рост новорождённого! Это очень мало даже для лилипута! Стал знакомиться со старинными мерами. Подумал сперва, что автор перепутал вершок с пядью, тогда было бы больше 2-х метров, нормально для богатыря.
Но оказалось, что на Руси мерили рост взрослого человека сверх 2-х аршин, и тогда рост более 190 сантиметров.

Тургенев пишет, что жизнь старухи-барыни «чернее ночи». Но в чём это выражается? Дети пристроены, живут отдельно. Сыновья служат в Петербурге (должно быть в гвардии, куда попробуй, попади), дочери замужем. Все, должно быть, неплохо материально обеспечены. Дочери выданы с приданым, а сыновья могут себе позволить гвардейскую службу, требующую больших расходов. Наверняка есть у барыни и внуки. Каких-то страшных болезней тоже не описано. Живёт в достатке с многочисленными приживалками и слугами... Чем плоха жизнь?
И живёт на широкую ногу. Слуг содержит сверх всякой разумной меры. Их так много, что многим просто нет достаточно работы. Хотя, у некоторых работы очень много. Дворовые люди, хотя и живут на всём готовом (еда, одежда, кров), но ещё и получают жалование. Да сверх того, имеют свободное время и свободу гулять по городу в это время. Барыня добрая!
Она сетует, что башмачник Капитон пьянствует. Но как ему не пьянствовать? Работы практически нет, деньги водятся. Свободного времени достаточно, и взаперти его никто не держит. Как тут не запить?
Как нас учили в школе, крепостные крестьяне, и дворовые люди в частности, подвергались страшной эксплуатации и не имели никаких прав. За малейшую провинность их подвергали телесным наказаниям, пороли на конюшне. Вполне логично было бы Капитона за пьянство наказать: не отпускать в город, не давать ему денег, загрузить работой...
Выпороть, наконец, при всей дворни для науки! Но это не наш метод! Наша барыня — самая гуманная барыня в мире! И для исправления его решено женить.
Вообще, часто при чтении рассказа возникает противоречие со здравым смыслом. Так, автор пишет, что у Герасима мало обязанностей, всего на полчаса.
«Вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома». Это уже на несколько часов. «Да чужих не пускать и по ночам караулить.» Значит, всю ночь нужно бодрствовать, когда же тогда спать? Вспомнилось из Пушкина: «нужен мне работник: повар, конюх и плотник».
Но Герасиму работа в радость. Ему и тяжкий крестьянский труд был в радость! Идеальный работник! Как пушкинский Балда. Только добрый.
Хотя, я не понимаю, как можно быть глухим ночным сторожем, ведь в темноте надеяться можно лишь на слух. Но, я давно уже понял, что литературу поверять здравым смыслом не всегда уместно. Художественная истина это нечто большее, чем истина житейская...
И у Татьяны, в отличие от многих слуг, тоже работы полно.
Теперь что касается женитьбы Капитона и Татьяны. По обычаям того времени решение о том, кому когда и на ком крепостным жениться принимал барин, или управляющий. Это считалось нормальным, хотя с позиции современного человека — издевательство. Но и во многих других сословиях положение с этим было не лучше.
И тут хочется сказать о дворецком Гавриле. Он самый главный человек среди дворни. Он каждый день общается с барыней по многу раз. Он, верно, на своей службе сколотил немалое состояние и хорошо устроился в жизни после отмены крепостного права. Он начальник над всеми людьми.
Он связующее звено между народом и барыней. Лишь через него проходит информация в ту и другую сторону. От него во многом зависит решение барыни.
В общем, это очень важная и ответственная должность. И, порой, эта должность требует от своего обладателя определённой смелости и настойчивости. И в определённые моменты дворецкий просто по-человечески обязан попросить за кого-то из слуг. Донести до барыни правду. Служба такая.
Гаврила по совести должен был сказать барыне об отношении Герасима к Татьяне. Обязан был это сделать! Но, зная вздорный характер хозяйки, побоялся. Полагаю, что он смог бы убедить барыню женить на Татьяне Герасима. Ведь барыня, я убеждён, при всей своей вздорности и самодурстве, добрая.
И её слёзы о Герасиме и его покойной собачке не кажутся мне крокодильими. Кабы ей Гаврила всё объяснил!
В произошедшем вина Гаврилы ничуть не меньше вины барыни. Даже больше, и наказан он был (хотя, только на словах) справедливо.
Должен был Гаврила хотя бы попытаться в обоих случаях спасти положение!
Но, видно, ему важнее личное спокойствие и благополучие, сохранение очень выгодной должности.
А барыня свою доброту показала она и в том, что не наказала Герасима за самовольное возвращение в деревню. Это преступление для крепостного! Но, оставив его в деревне, она фактически его простила.

Что ещё хочется сказать? «Муму» одно из немногих произведений дореволюционной русской литературы, где главный герой — представитель низших слоёв общества. Что повышает наш интерес. Ведь в подавляющем большинстве писали о дворянах. И мы почти ничего не знаем о жизни простого народа в те давние времена, а разве это не интересно?
Как следует из рассказа, после смерти старой хозяйки её наследники, люди более практичные, почти всех слуг распустили по оброкам. То есть перевели из пассива в актив. Раньше надо было тратиться на их содержание, а теперь они стали приносить какой-никакой доход. Крепостной, отпущенный на оброк — практически свободный человек, который лишь должен раз в год заплатить барину небольшие деньги. Вряд ли больше подати государству, которую платили лично свободные люди. Но, если дворовой находился у барина на всём готовом, то на оброке надо самому заботиться о себе и своей семье. Интересно, стали жить лучше, или хуже бывшие слуги? Нашли они для себя подходящее занятие? А многие из них наверняка дожили и до отмены крепостного права. Как сложилась их судьба?..

Такие вот мысли пришли от прочтения этого рассказа.
И подумалось, как хорошо, что давно уже нет крепостничества, что люди свободны и  сами решают свою судьбу. Что нет господ, которые внушают страх...
Впрочем, последнее замечание — скорей мечта, чем действительность.
Ведь и сейчас люди, которые находятся на верхних этажах социальной лестницы, порой проявляют вздорное самодурство. А те, кто по должности должен говорить им правду и защищать простых людей, не делают это, а заняты набиванием карманов, подобно Гавриле.

- А, всё-таки, почему Герасим утопил Муму? - спросил Юра.
- Ну как, он же должен был выполнить приказ, он же подневольный человек, - ответил я.
- Но он же всё равно ушёл в деревню, взял бы собаку с собой!