Ответ Ивана Месяцу

Елена Шувалова
И вот что отвечает Месяцу Месяцовичу Иванушка:

«Я с земли пришел Землянской,
Из страны ведь христианской, —
Говорит, садясь, Иван, —
Переехал окиян
С порученьем от царицы —
В светлый терем поклониться
И сказать вот так, постой:
«Ты скажи моей родной:
Дочь ее узнать желает,
Для чего она скрывает
По три ночи, по три дня
Лик какой-то от меня;
И зачем мой братец красный
Завернулся в мрак ненастный
И в туманной вышине
Не пошлет луча ко мне?»
Так, кажися? — Мастерица
Говорить красно царица;
Не припомнишь все сполна,
Что сказала мне она»...

   Надо сказать, что этот ответ Иванушки для нас самих ещё туманен. Какая такая Земля землянская?!  («Масло масляное»!). Почему – из страны «христианской», а не «православной»?.. При этом в начале Второй части сказки дважды упомянуты именно православные христиане, а не просто христиане.

   Далее. «Лик какой-то», - говорит Иван, забыв, какой именно.  «Для чего она скрывает … … Лик свой ясный от меня?» - так сказала Царь-Девица. В «Сказке о Мёртвой царевне» я с н ы м назван именно месяц: «… Отвечает месяц ясный»; «Ясный месяц продолжал…». Ясный вид (лик) был и у Финна в «Руслане и Людмиле»: «В пещере старец; ясный вид, Спокойный взор, брада седая…». Встреча Ивана и Месяца напоминает встречу Руслана и Финна.

«И зачем мой братец красный
Завернулся в мрак ненастный»,

- это слова Царевны-Лебеди, обращённые к князю Гвидону:

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?...».

     Понятно, что здесь образы те же, с теми же прототипами: Царевна-Лебедь – Царь-Девица, Гвидон – Солнышко – Иван… (О последнем мы скажем подробнее далее).

    Стихи -

«…И в туманной вышине
Не пошлет луча ко мне?»,

- напоминают строки из стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…»:

Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.

   Здесь есть и вышина, и луч, - но только звезды, а не солнца (впрочем, солнце ведь тоже – звезда).

    Слова
                «…Мастерица
Говорить красно царица…» перекликаются со стихами из стихотворения «Колокольчики звенят»:

  «Я плясунья, я певица,
Ворожить я мастерица».

   Вот всё, что мы пока что в ы ж а л и из рассказа Ивана.



Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/25/1220