Глава восьмая. Не теряй любовь

Александра Шам
\/I
Работа на телеграфе понравилась Кате. Сидя  за крошечным окошком, через которое  общалась с клиентами, принимая телеграммы, заказы на переговоры, она ощущала себя хозяйкой маленького домика, в котором располагался телеграф. Ведь она почти всегда бывала одна, там за окошком. Доставщики телеграмм забегали к ней ненадолго, забирали пришедшие телеграммы, и снова уносились доставлять их. А она распоряжалась всем, уверенно и доброжелательно общаясь с приходящими со своими проблемами клиентами.
- Девушка, можно отправить телеграмму?
- Да, конечно, пишите. - улыбаясь, отвечала молоденькая телеграфистка, считала слова, брала плату, и отстукивала на телеграфном аппарате тексты, представляя себе далекие города, неведомых адресатов, и таких же телеграфисток, наклеивающих на бланки ленты переданных ею телеграмм.
- Девушка, можно заказать переговоры?
-  Диктуйте город и номер.
- Москва четыреста девяносто пять восемнадцать двести три, добавочный - пять девятнадцать, пригласить Веронику. - с надеждой говорила бабушка, приходившая каждую неделю поговорить с дочерью, живущей в Москве.
- Дежурочка, примите:  Москва «по срочному»  четыреста девяносто пять восемнадцать двести три,  добавочный – пять девятнадцать пригласить Веронику, - вторила Катя, передавая заказ в центральный телеграфный пункт.
- Москву кто заказывал? Вторая кабинка пройдите, пожалуйста!


Так и работала Катя через день с семи до десяти часов вечера, потом бежала пешком через лесок в свой маленький домик, доставшийся по наследству ее отцу от бабушки Шуры. Тетушка Рая, сестра отца, жила в соседнем доме и помогала Кате обустроить нехитрый быт ее жилища. Катя купила черно-белый телевизор, диванчик и шкаф ей отдала тетка. Топилась печка, уютно и хорошо было Катюше. Она по-прежнему любила одиночество, да и общения на работе было вполне достаточно. Много читала книг на украинском языке, смотрела украинский канал по телевизору и вскоре вполне стала понимать язык, хотя все вокруг разговаривали на «суржике», в отличии от Кати, чей говор считался здесь «городским».


Вместе с теткой жила Катина двоюродная сестра – красавица Лида. Пышные волосы, густые черные брови, огромные голубые глаза с пушистыми длинными ресницами, яркие, сочные губы, ямочки на щечках, курносый носик, точеная ладная фигурка и простой приятный нрав Лидочки были так милы, так восхищали Катеньку, что она от души полюбила свою сестру и была дружна с нею, помогая воспитывать дочку Веточку.

Лидочка переживала неудавшийся брак и развод, и искала новые отношения. Они с Катей иногда ходили в клуб на танцы, но возвращались неизменно одни, не найдя достойных ухажеров.

На работе у Кати тоже появилась подруга Люся. Веселая хохотушка, добрая, щедрая, простая и очень хорошая девушка. С нею Катя будет дружить всю жизнь. Люся работала доставщиком телеграмм, и в редкие моменты, когда она забегала за очередной порцией телеграмм, подруги весело болтали о том, о сем. Люся  была младше Катеньки на два года, но уже успела выйти замуж.

А еще к Люсе вечерами на работу заглядывали ее одноклассники – ребята, приходили из армии и навещали подругу. Вот так Катюша и познакомилась со своим будущим мужем Костей.   Он просто зашел с ребятами, весело заглянул в окошко. Круглое лицо, светлые вьющиеся волосы, светлые брови и ресницы, полные, красиво очерченные губы, серо-голубые глаза.
- Ну что, может быть проводить вас? – спросил Костя.
- Проводи, почему бы и нет, - ответила весело Катя, -  в десять часов заканчиваю, приходи.
Костя пришел не один, с другом Александром – красивым, атлетического сложения парнем. Беспечно   болтая, они дошли до Катиного дома
- Знакомьтесь, это Лида, - представила Катя вышедшую на звук голосов сестру.
Саша так глянул на Лидочку, что сразу стало понятно, она понравилась ему.  Эти двое  были под стать друг другу.  Два   красивых, броской красотой юных, свободных человека.
- А можно мы завтра придем? – спросил Саша, он был явно посмелее друга.
- Конечно можно, - ответила Лида, - заодно и Катю проводите, ей не так страшно будет вечером идти одной.
- Да я же не работаю завтра, - заметила Катя, - у меня выходной.
- Ну, тогда мы сюда придем. Можно?
- Приходи, кто тебе запретит? – усмехнулась Лидочка.


На следующий день вечером  Катя с Лидой гуляли с новыми знакомыми, которые оказались простыми, симпатичными, веселыми парнями. Лидочка была болтушка, всегда находила, что сказать.  Катюша тоже держалась уверенно, она  своим говором,  выделялась среди них.
- Ты так говоришь,  прямо как  городская,-  заметил Александр.
- Да, Катюша у нас умная, она физик, университет закончила, - с гордостью заявила Лида
-  Да ладно тебе, - покраснела Катя,  -  закончила, а работаю на телеграфе. Было бы, чем гордиться.

Вот и стал Костя встречать Катюшу с работы и провожать домой. Путь был не близкий, спешить некуда, они шли темными улочками и аллеями,  болтая о пустяках. Костя оказался простым, открытым парнем. С нам Катя чувствовала себя уверенно. Он не стеснялся признаться в том, что чего-то не знает, а Катя снисходительно прощала ему недостаток эрудиции, и принимала его таким. Он приходил каждый день, и Катя привыкла к его присутствию.   
- Ну что, зайдешь в гости? – однажды предложила Катя
- Давай, - согласился Костик. – может и ночевать останусь?
- Почему бы и нет! – ответила Катя.
 И Костя остался ночевать, и переселился постепенно к Кате.
- У вас что? Любовь? – спрашивала Лида, у которой с Александром что-то не сложилось. Может  то, что у Лиды есть ребенок,  испугало его,  а может просто не готов был парень к серьезным отношениям.
- Нет, просто встречаемся. Не знаю что это.  Любовь,  или нет. Прилип он ко мне. Ходит и ходит.  Я уже предлагала отдохнуть друг от друга, подумать, а он все равно ходит каждый день. Выгонять что ли?
Не выгнала Катя Костю.  А через четыре месяца обнаружилось, что она беременна.


- Костя, у нас будет ребенок! – сказала, затаив дыхание. Но ответа не последовало.
- Что же ты молчишь?
- Я думал, что нужно пожить как-то для себя.  Куда спешить?
- Ты что, предлагаешь мне сделать аборт? Ты серьезно?
- Нет, я не говорил этого. Просто так быстро.  Я не готов.
- Ах, ты не готов! Тогда до свидания! – воскликнула Катя, резко  развернулась и ушла.
Паника охватила ее.  Такая паника, какой никогда не испытывала Катя в своей жизни.
- Что делать? Как поступать? – мысли метались в ее голове, не находя ответа. С кем посоветоваться? Родители далеко за три тысячи километров. По телефону такого не расскажешь. С тетей Раей отношения не настолько доверительные.  Всю ночь Катя не спала, а под утро приняла решение. Пошла в женскую консультацию, записалась на аборт. С Костей не разговаривала, отказывалась видеть его.

В назначенный день пришла в больницу. В палате было четыре женщины. Все постарше Катерины.
- Да ладно тебе, чего ты боишься? – говорила ей соседка, - я вот уже двадцать пятый раз прихожу.  Двух мальчишек родила. Ничего страшного. Сейчас медицина далеко ушла, укол сделают, и ничего не почувствуешь.
Но Катю трясло так, что кровать ходуном ходила. Наконец наступила ее очередь. Она прошла в кабинет,  улеглась в кресло, акушерка подготовила шприц. Сбоку на столике Катя рассмотрела  инструменты, вся сжалась.. Подошла врач, посмотрела в глаза, и, видимо столько боли, испуга, отчаяния увидела в них, что остановилась, задумавшись.
- Ты замужем?
- Нет.
- Сколько лет?
- Двадцать два.
- Первая беременность?
- Да.
- Иди отсюда! – спокойным, сухим голосом, но с какой-то злостью сказала, - Рожать надо! Я не буду делать аборт! Встала и пошла! Я кому сказала! Иди!
Катя, не понимая, что происходит, безмолвно и безропотно встала, оделась, собрала вещи, и вышла.

Она даже не думала, просто в каком-то трансе шагала домой, не понимая, что произошло, осознавая лишь огромное, огроменное облегчение. Просто тяжелая каменная глыба, давившая на нее с дикой силой,  упала, исчезла. Вдруг все стало ясно.  Это же ее ребенок!  Это человек! Это ее малыш там в ней! Он родится, и будет любить ее, и она будет любить его больше всего на свете. Как могла она сомневаться, как могла решиться на убийство!


Катя подошла к своему дому. У калитки стоял Костя.  Смотрел молча.
- Что ты пришел?
- Поговорить надо.
- О чем с тобой говорить? Я из-за тебя чуть не убила ребенка - своего ребенка. Ты просто чудовище! – Катя оттолкнула Константина.
- Я не хотел, чтобы ты делала аборт, - крикнул он отчаянно.
- Как это ты не хотел? А что я, по-твоему, должна была думать? Ты сказал, что не готов!
- Да я просто растерялся, не знал что сказать. Давай поговорим.


И они пошли. Шли и шли через весь город. Долго шли, часов пять. Всю дорогу Катя, не в силах успокоиться, говорила и говорила о пережитом ужасе. Упреки сыпались на Костю. Он молчал, терпеливо шагая рядом.
- Я все решила, резко выкрикивала Катя, - я сама рожу, и сама воспитаю ребенка. Ты мне не нужен. Не я одна такая. Не пропаду. У меня родители есть, сестра, брат. Они меня любят и всегда поддержат. Уеду домой. Зачем моему ребенку такой отец, который легко отказался от него. Если бы не доктор, его бы никогда на свете не было.


- Стоп! - вдруг решительно сказал Костя, - Стоп!  Все будет по-другому. Мы поженимся, и у ребенка будет полная семья. Я люблю тебя. Просто я, дурак, испугался. Прости меня! Прости!
Катя не понимала, рада она или нет. Она не чувствовала любви к Косте.  Хотя видела, что он любит ее по-настоящему.   Главное она успокоилась. Все будет так, как должно быть. Она беременна, она выйдет замуж, у ребенка будет отец. А любовь? Да где она эта любовь? В Чернигове? Все. Точка. Новая страница.


Катя написала Юре письмо. Написала, что выходит замуж. И получила ответ очень скоро.  «Мы не ценим то, что имеем, только потеряв, понимаем, какую ошибку допустили. Будь счастлива» . Эти строчки из письма Катя запомнила навсегда. Как сожаление о любви, той, настоящей любви, о которой не смогла сказать прямо, которую потеряла навсегда.


Жизнь с Костей не была радужным праздником.   Катя всегда испытывала чувство вины за то, что не любила его. И никогда уже больше ее сердце не замирало так сладко, как в тот далекий  вечер, когда увидела идущего по дорожке сада к ней Юру.


Если нет любви, то нет света, нет стимула, нет желания творить, делать друг друга счастливыми. Возможно,  поэтому  сын считает ее жизнь напрасной. Если бы он видел любовь между родителями, видел их счастье, наверное, мысли о том, кто и чего добился в жизни, даже не возникли бы в его голове.
Так кто она – Катя, потерявшая любовь?