Музыкальный уголок гостиной

Игорь Браевич
 В гостиной воссоздана обстановка, близкая к той, какая была при Пушкине. Это самая большая из всех комнат, занятых под музей. В центре ее - старинный рояль марки "Тышнер", точно такой же был у Осиповых-Вульф. Пушкин специально выписывал себе в Михайловское ноты своих любимых композиторов (особенно Россини) и приходил с ними сюда, чтобы послушать музыку. "Каждый день, часу в третьем пополудни, - вспоминала М. И. Осипова, - Пушкин являлся к нам из своего Михайловского. Приезжал он обыкновенно верхом на прекрасном аргамаке, а то, бывало, приволочится и на крестьянской лошаденке. Бывало, все сестры мои, да и я, тогда еще подросточек, выйдем к нему навстречу... Приходил, бывало, и пешком; подберется к дому иногда совсем незаметно; если летом, окна бывали раскрыты, он шасть и влезет в окно... Все у нас, бывало, сидят за делом: кто читает, кто работает, кто за фортепиано... Покойная сестра Alexandrine дивно играла на фортепиано; ее поистине можно было заслушаться... Ну, пришел Пушкин - все пошло вверх дном; смех, шутки, говор так и раздаются по комнатам". А вечером молодежь собиралась вокруг рояля, за который садилась Алина, и наступали часы, когда
 Дары Эвтерпы нас пленяли,
 Как персты легкие мелькали
 По очарованным ладам:
 С них звуки стройно подымались,
 И в трелях чистых и густых -
 Они свивались, развивались -
 И сердце чувствовало их.
Н. М. Языков. "Тригорское"
В "Признании", посвященном Александре Ивановне Осиповой, Пушкин и имеет в виду эти музыкальные вечера, когда он вспоминает ее и
 ...слезы в одиночку,
 И речи в уголку вдвоем,
 И путешествие в Опочку,
 И фортепьяно вечерком...

На рояле лежат ноты тех лет. Моцарт, Бетховен, Россини, Глинка, Виельгорский. На стонах гостиной висят старинные картины, среди них "Искушение св. Антония" - один из вариантов той картины, которая висела здесь и, глядя на которую, по свидетельству Осиповых, Пушкин "навел чертей в сон Татьяны" в "Евгении Онегине", - там есть все персонажи этой картины. Тут же небольшая картина маслом и две гравюры XVIII века с оригиналов художника Морланда на темы школы мастеров фламандской живописи. Эти три вещи - из тригорского собрания картин и гравюр, которые Пушкин видел здесь много раз и которые, вероятно, имел в виду, когда писал в "Евгении Онегине", отстаивая право поэта изображать "низкую прозу".
 Илл. к гл 9.2 http://www.proza.ru/2016/09/18/1077 Фото 70 годов Рояль в гостиной дома в Тригорском. Из интернет.