Жениться на Царь-Девице...

Елена Шувалова
   Итак, по всему получается, что Царь-Девица в «Коньке-Горбунке» - это царица Елизавета Петровна. Но поскольку перед нами – сказка, - то здесь выведен не исторический, а сказочный её образ.

   Интересно, что ей – «пятнадцать только лет», - как было реальной царевне на момент смерти её великого отца (она родилась в декабре 1709, – Пётр умер в январе 1725). То есть, царевна вступает в сказку в  период, когда уже скончался Пётр Первый.

   Мы уже писали о том, что в «Арапе Петра» Пушкин подбирался к возможности оказаться самому рядом с Петром и его младшей (из доживших до взрослого возраста) дочерью – Елизаветой. И если это в романе удалось, - в лице (в образе) своего прадеда оказаться перед Петром и его прекрасной дочерью, - то вот жениться на этой самой дочери было всё-таки нельзя, - даже в романе. (Можно было только ограничиться фразой о яблоках, - которые настоящей царевне были противны, - и этой ошибкой показать, что речь идёт не о лакомстве фруктами).

  В повести "Барышня-крестьянка" прообраз героини - так же царевна Елизавета, - о чём догадаться можно только по фижмам мадам де Помпадур (и тут - ошибке). Прообраз Алексея Берестова, - конечно, сам Пушкин, - встающий здесь вместо реального Алексея (Разумовского). У героев в конце повести "всё слажено". Но свадьбы ещё не произошло, - поскольку её ещё не произошло на тот момент и в жизни самого Пушкина. В жизни он мог жениться только на "боярыне" Наталье Гончаровой. (Может быть, на эту, реальную невесту, здесь есть намёк в том, что герои читают  повесть Карамзина "Наталья, боярская дочь"). Пушкин женился потому, что так было принято в русском православном народе: он шёл на жертву и на крест, сам становился как бы крестьянином. (Как аристократ и поэт он мог жить, как ему заблагорассудится. Но в таком случае он не мог стать тем самым Б о г о м, которым заявил себя инициалами "Повестей Белкина", - творцом нашей литературной (духовной) Вселенной. Без жертвы нет бога... Это видно из примера Карамзина. Он всё сделал для русской литературы. Но он не жертвовал ей - собой. И остался - в стороне...).

   После женитьбы Пушкин пишет сказку о своей женитьбе на Царь-Девице - Сказку о царе Салтане, где он - князь Гвидон женится на Царевне-Лебеди. (В черновиках у этой сказки заголовок - "Царь-Девица").

 
   Как мы уже упоминали, сказка (романс, баллада) «Царь-Девица» уже была у Державина, и в этом произведении прототипом заглавной героини является царица Елизавета Петровна.* В произведении Державина о героине сказано, что у неё "грудь как лебедь белизной". Что же, и пушкинская Девица - снова Елизавета Петровна?

   Наверное, на такую мысль должна наводить эта одинаковость изначального заглавия с заглавием Державина... Мы думаем, что в образе пушкинской Царевны-Лебеди соединены Жар-птица и Девица. Во лбу у неё звезда горит, днём она свет божий затмевает, - это всё перейдёт к Жар-Птице,которая в "Коньке" и звезда, и светит ярче солнца. От девицы у неё коса, от отца-матери Месяца - месяц под этой косой... Образ Лебедя-девы идёт от Гомера, у которого в "Илиаде" сказано, что Прекрасная Елена вылупилась из лебединого яйца. У Пушкина - русская Елена Прекрасная. Ну вот, женился он, - то есть, его Гвидон, -  на этой самой прекрасной Царевне-Лебеди, - на Царь-Девице, - прообразом которой является Елизавета Петровна, - чего же ещё?.. Выбрал арап свою белую лебёдушку, - и в жизни, и в сказке...

   Но что такое чудный остров Гвидона? Это, по-видимому, остров русского исторического духа. Остров л и т е р а т у р н ы й. Наверное, тот самый остров, который мы назвали Вселенной, - остров, что образовался благодаря Повестям Белкина, - недаром Белке там такая честь оказана! Да и упоминается там Белка п я т ь раз. То есть, можно сказать, что это - Остров Повестей Белкина. Чудо-остров. Пушкин-Гвидон - правитель его. И царь Салтан (Николай Первый) призывается на этот остров как отец и как равный правитель. Ведь не сказано, что Гвидон - подданный Салтана. Остров Гвидона суверенен. Князь Гвидон и царь Салтан встречаются как главы государств и в дальнейшем, - видимо, - между ними должно начаться плодотворное сотрудничество, - ведь тогда ещё Пушкин на царя Николая надеялся. Поэту только-только была заказана царём История Петра Великого...

  Ах, вот потому он (Пушкин-Гвидон) и женится на дочери Петра - Царевне-Лебеди! Кроме того, что и в жизни Пушкин уже женился, - так ему через творчество стало возможным выйти, наконец, в "зятья" Петра.  Царевна-Лебедь - это дочь Петра хотя бы уже потому, что она - Прекрасная Елена, - только русская, - то есть, дочь Зевса (только русского), а русским Зевсом и был царь Петр Первый.

  Так чего же ещё надо?.. Ах, да, надо, чтобы царь Салтан (Николай Первый) п р и з н а л царство (княжество) Гвидона-Салтана! И - началось их плодотворное ( и
р а в н о п р а в н о е) сотрудничество... Тогда бы этого брака - Гвидона с Царевной-Лебедью, -  было достаточно. И тогда не было бы никакого "Конька-Горбунка".

  Но - "жизнь идёт наоборот", - как верно заметил поэт Андрей Вознесенский...

  Ни то что царства (княжества) Пушкина царь не признал, но и его самого как великого поэта и великого человека признавать отказался. Признал царь в нём только мелкого чиновника да мужа красавицы, которой недурно было бы оказаться в Аничковом.

   Но и Поэт перестал видеть в царе потомка Петра Великого и его п о д о б и е. Пушкин так же разглядел, что в Николае гораздо больше - от прапорщика, чем от Петра Великого. Собственно, от Петра Великого почти что и нет ничего! Un peu - это "немного, чуть, слегка, немножко, чуточку, маленько"...
«Немного» не в значении «мало», а в смысле «чуть-чуть», - как пишет Лотман.**

  И тогда - что же? Ведь путь России определён Петром Великим, - царём, который знал предназначение России. Действующий же царь никуда не идёт по этому пути, он только держит знамя, где написано: "Я - потомок и последователь Петра Великого". (Прапорщик - это знаменосец, тот, кто держит знамя (прапор)). Духовный тупик это значит. Тупик Просвещения, - того, что великий царь сеял щедрою рукой...

  Но - какой же может быть тупик просвещения, когда на русской земле живёт и действует величайший поэт России, правнук крестника Петра - Александр Сергеевич Пушкин?

  И значит - снова нужно жениться на Царь-Девице. Но теперь она уже не царевна забытого острова, а наследница всей Российской империи...



   

    
 

 
   

   

 

Продолжение:http://www.proza.ru/2019/09/28/1295




*«Державин представляет себе Царь-девицу владетельницей всей России» (Грот, 3, 124). ... По предположению Грота, в образе Царь-девицы Державин дал портрет императрицы Елизаветы Петровны, а в событиях, описанных в «романсе», нашли отражение исторические события царствования Елизаветы (см. Грот, 3, 745—746). В.А. Западов. Комментарий: Г.Р. Державин. Царь-Девица.
    
**Лотман. Несколько добавочных замечаний к вопросу о разговоре Пушкина с Николаем I 8 сентября 1826 года.

Источник: