Царица-Муза, матушка русской поэзии

Елена Шувалова
   Но и царица Елизавета Петровна могла быть для Пушкина не только царицей, но и – Музой!

   Мы говорили в начале нашей книги, что Александр Сергеевич не жаловал женскую поэзию, и поэтому в сказке «Конёк-Горбунок» у трёх братьев нет никакой матушки, - никакой поэтессы, которая могла быть «богородицей» трёх «братьев» - Пушкиных.
  Но вот эту-то поэтессу мы и проморгали! Впрочем, она ведь появляется только в середине сказки, Царь-Девица эта…   И старый царь называет её – «матушка-царица»; хотя – какая она ему-то «матушка»?!..

  Поэтесса эта, - историческая Царь-Девица, – царица Елизавета Петровна. Настоящая первая русская поэтесса – именно она, а не Анна Бунина! И её, - в отличие от Анны Буниной, - Пушкин, похоже, очень даже ценил, - хотя и не оставил тому прямых свидетельств.

   Но вот эта песня, написанная царицей, возможно, легла в основу сюжета «Станционного смотрителя»:*

Во селе, селе Покровском, среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась красна девица душа,
Красна девушка душа, Авдотьюшка хороша,
Разыгравши говорила, вы подруженьки мои,
Поиграемте со мной, поиграемте теперь.
Я со радости, с веселья поиграть с вами хочу.
Приезжал ко мне детинка из Санктпитера сюда:
Он меня красну девицу подговаривал с собой,
Серебром меня дарил, он и золота сулил.
Поезжай со мной Дуняша, поезжай он говорил,
Подарю тебя парчою, и на шею жемчугом;
Ты в деревне здесь крестьянка, а там будешь госпожа,
И во всём етом уборе будешь вдвое хороша.
Я сказала, что поеду, да опомнилась опять,
Нет сударик не поеду, говорила я ему;
Я крестьянкою родилась, так нельзя быть госпожой;
Я в деревне жить привыкла, а там буду привыкать.
Я советую тебе иметь равную себе,
В вашем городе обычай, я слыхала ото всех,
Вы всех любите словами, а на сердце никово,
А у нас то вить в деревне прямая простота;
Словом мы кого полюбим, тот и в сердце век у нас.
Вот чему я веселюся, чему радуюсь теперь,
Что осталась жить в деревне, а в обман не отдалась!

  Как видите, здесь и Дуняша, и некий питерский «детинка»… Только эта Дуняша решила не ехать в столицу. Но и пушкинская Дуня ехала со слезами!

  И разве здесь, в этой балладе,  царица не «опускается» до крестьянки, «примеривая» на себя её судьбу?.. Недаром эта песня до сих пор числится народной, - и до сих пор мало кто знает, что её написала «весёлая царица» Елизавет…

  Но и не только потому она должна быть пушкинской музой, дочь Петра Великого царица Елизавета. А потому, что именно при ней и началась как таковая русская литература. И начиналась она – одами М.В. Ломоносова, посвящёнными царице. В одной из них Ломоносов пишет о «материнском» (sic!) внимании  Елизаветы к российскому Парнасу:

О коль правдиво возвышает,
Монархиня, сей нимфа глас!
Коль взор твой далеко блистает,
То ныне чувствовал Парнас,
Как ты от мест преиспещренных
И летней неге посвященных
Воззрела матерски к нему.
Являя такову щедроту,
Колику к знаниям охоту
Даешь народу твоему…**


  Оду эту Ломоносов написал после посещения царицы в Царском (Сарском) Селе. В этой же оде о Царском Селе сказано:


Как если зданием прекрасным
Умножить должно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Сарское Село.

   Ведь и Царское Село, - обитель русской Дианы – Царь-Девицы Елизаветы Петровны, - приобрело своё значение с её лёгкой царской руки. Оно было завещано ещё цесаревне Елизавете её отцом, и в 1726 году она вступила во владение этим поместьем. Благодаря уже царице Елизавете Петровне скромный дом её матери превратился, - трудами архитектора Бартоломео Растрелли -  в великолепный Екатерининский дворец.

   И нет ли влияния Елизаветы в том, что Царское Село со временем стало  обителью русских поэтов, и что именно оно вырастило первейшего и величайшего из поэтов  – Александра Сергеевича Пушкина?

   А к 100-летию основания Царского Села  - в 1810 году – поставили в рощице фонтан, посвящённый Девушке-молочнице Пьеретте, из басни Лафонтена. Скульптор Соколов придал девушке сходство с другой Елизаветой, с другой царицей – супругой Александра Первого Елизаветой Алексеевной. Именно она, эта Пьеретта-Елизавета стала Музой Царского Села. Но, наверное, не случайно имя её напоминало и о той Елизавете, - первой  царице-музе Царскосельской…


Продолжение:http://www.proza.ru/2019/09/12/1310


Иллюстрация: картина Е.Е. Лансере "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе".Взята из Интернета.

 *Связь баллады Е.П. со «Станционным смотрителем» открыл исследователь из Пскова П.И. Иванов. / П.И. Иванов. Императрица и поэт.- Ж-л «Псков». – С.57.
** М.В. ЛОМОНОСОВ. ОДА, В КОТОРОЙ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВУ БЛАГОДАРЕНИЕ ОТ СОЧИНИТЕЛЯ ПРИНОСИТСЯ ЗА ОКАЗАННУЮ ЕМУ ВЫСОЧАЙШУЮ МИЛОСТЬ В САРСКОМ СЕЛЕ АВГУСТА 27 ДНЯ 1750 ГОДА.