А вторая - О Царе

Елена Шувалова
   Вторая сказка – это повесть «Метель».  Почему это – сказка О Царе?..

   О царе здесь упоминается, – об Александре Первом, во время Победы над Наполеоном: «С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него, какая была минута!».

  Но – о том ли царе речь?..

  Пушкин назвал эту повесть «Мятель», - тогда были правомочны две орфографии слова «метель». А «мятель» - это уже наполовину «мятеж»! То есть, за описываемыми событиями 1811-1812 годов, возможно,  таятся и события 1825-1826. Декабрьский мятеж и его последствия.

  Декабристы выступили, воспользовавшись безвластием в России. Тогда же кто-то сложил стишок:

Россия, где твой царь?
Один скончался,
Другой отказался,
Третий сам навязался…

  Александр скончался,  Константин отказался, Николай «сам навязался»… Но могли ведь прийти к власти и сами декабристы, - и тогда бы у России был какой-то совсем другой царь (цари…).

  Если Марья Гавриловна – это Россия, то Владимир – это тот,  кто «скончался», а Бурмин – тот,  кто «сам навязался»; отказался же – тоже Владимир…   Во всяком случае, путаница с царями схожа с путаницей с женихами героини, которая произошла благодаря метели…

  Но –  только ли и столько ли о политической (государственной, мирской) власти здесь говорит Поэт?..

  Марья Гавриловна – сочетание имени Богоматери и архангела Гавриила, - того, что передал Деве Благую весть…   Не о Новом ли Завете России здесь говорится? И не власть ли это – духовная, не духовный ли царь?..

 Судьба Владимира ещё и схожа в одном пункте с судьбой поэта Василия Жуковского: Жуковский ушёл на Войну 12-го года так же отчаявшись получить согласие на брак, - со своей племянницей по отцу Машенькой Протасовой. Не случайно к этой повести подобран и эпиграф из «Светланы» Жуковского. А имена «Владимир» и « Василий» взаимозаменяемы с тех пор, как князь Владимир (Красно Солнышко) взял при крещении имя Василий…

 Но под именем «Владимир» («Владеющий миром») Пушкин выводит и героев, прототипом которых является он сам – Владимир Ленский, Владимир Дубровский, Владимир в «Романе в письмах»…   Один из авторов Прозы.ру – Михаил Колодочкин – очень верно заметил в своей статье о «Метели», что и Бурмина (имени которого не указано) так же должны были звать Владимиром, - иначе при венчании то, что жених – не тот, - открылось бы гораздо раньше поцелуя, - и обвенчать молодых не успели бы…*

   Фамилию «Бурмин» производят от имени «Бурма», которое означает «невнятно говорящий». Но был ещё и «бурмистый» (бурмицкий) жемчуг. Возможно, в фамилии есть намёк на него. Поскольку жемчужина – символ души, символ Богородицы, то такая фамилия может указывать на того, кто соединился с этой «Жемчужиной». Но свойство жемчуга – таиться в ракушке на дне моря…   Так и этот странный брак в запутавшей героев (женихов, царей) метели – тайный брак. Тайный брак с Россией (Душой России?). Ведь обнародовать такой брак героям будет очень и очень непросто, - хотя он и совершён по всем правилам. Перед Богом Марья Гавриловна – муж и жена. А перед людьми?..

   Пушкин так же был – как будто – повенчан с Душой России и был Её царём - духовным. По крайней мере, сам он знал это, - «Ты царь: живи один…».  Но – как заявить об этом окружающим? 

  Такая вот сказка «О Царе»…




*Михаил Колодочкин. Пушкинская «Метель», или Игра в счастье. http://www.proza.ru/2017/04/08/2142


Продолжение:http://www.proza.ru/2019/08/31/1539