Валерия. глава 1

Мирослава Завьялова
     Валерия. Пролог -  http://www.proza.ru/2019/08/24/1500



           Часть 1.


1985 год, тридцать лет назад 

- Коваль Иван Сергеевич, Серебряков Вадим Алексеевич и Хазов Юрий Геннадиевич, правильно? - заместитель главного врача областной больницы смотрела на нас более-менее приветливо, - я рада приветствовать вас и хочу немного рассказать о больнице, нашем распорядке работы, ответить на все вопросы. Прошу следовать за мной!

Я оглянулся на товарищей. Они тоже были несколько смущены, но виду не подавали. Даже Ваня Коваль, который за словом в карман никогда не лез, выглядел присмиревшим. В последующие несколько минут мы знакомились с местом работы. Больница располагалась на территории не меньше двух кварталов. В ней были практически все отделения отечественной медицины, новое оборудование и современные лаборатории. Восемь операционных могли работать одновременно, что мне очень понравилось, так как хирургия покорила меня много лет назад. Спасать людей я мечтал с детства, крови никогда не боялся. В старших классах прошёл курс обучения первой медицинской помощи, при городском штабе Гражданской обороны. Там учились преимущественно девчонки, и наличие парней очень даже приветствовалось. 

- В нашей больнице работает более тысячи человек, - с гордостью сказала зам.главного врача, - представляете, какое хозяйство? Но персонала не хватает, мы всё время в поиске. Многих отпугивает скромная поначалу зарплата, но зато ни в каком другом месте не получить настоящей практики! Вы будете отвечать за здоровье и жизнь больных, а это огромная ответственность, требующая самоотдачи и профессионализма. В последнем мы не сомневались, учитывая ваши оценки в дипломе. Поэтому именно вам было предложено распределение в нашу больницу, это же лучше, чем поехать на какую-нибудь периферию?

Слушать похвалу было приятно, но мы её действительно заслужили. На нашем курсе глубоко и основательно медицину изучали не все. Относясь халатно к учёбе, студенты надеялись на практике, а затем и на работе наверстать упущенное. Такое происходило почти во всех вузах страны, но в медицинском требования были на порядок выше, и отчисления за неуспеваемость производились каждый семестр. Нас быстро раскидали по рабочим местам. Ваня Коваль направлялся в терапию, а мы с Юрой Хазовым в отделение неотложной хирургии.
Первые рабочие дни врезались в мою память навсегда, главным образом собственным волнением, которое я скрывал очень тщательно. Кажется, удавалось. 
Во время учёбы в институте мне казалось, что на работе тоже трудно не будет. Я вспомнил, с каким настроением мы впервые входили в анатомичку.

Большая комната, выложенная кафелем, поражала пронзительным белым светом. Десять столов стояли в ряд, на каждом лежал труп, накрытый чистой простынёй. Трупы были законсервированы, что немного отличало их от человеческого существа. Вскоре мы привыкли к анатомичке и даже позволяли отпускать разные шуточки в адрес трупов. Это было что-то вроде самозащиты и отрицания собственной смертности. 
Я хорошо запомнил свой первый труп - мужчина лет семидесяти; весь вечер потом я думал о нём - как он жил, имел ли детей и внуков. Он ходил на работу, покупал жене подарки, иногда звонил родителям. Наверное, он был, как все... как мы все... Был - от этих мыслей сначала становилось не по себе. Но ко всему привыкаешь, и вскрытие грудной клетки, осмотр рёбер, лёгких, сердца, вен и артерий стало обычным явлением. Мне понравилось работать в анатомичке, и я стал посещать специальные кружки с дополнительными заданиями, а на четвёртом курсе меня назначили старостой такого кружка. Казалось, что никакие трудности на моём профессиональном пути не встретятся. 

Мои друзья рано обзавелись семьями - Юрка на предпоследнем курсе, и через полгода жена подарила ему сына, а Коваль был старше нас, давно женат и к концу учёбы стал отцом второй очаровательной крошки. Иван не прошёл по конкурсу после окончания школы, но унывать не стал. Отработав два года санитаром в морге, он понял, что не ошибся в выборе. Своего Иван  добился, только чуть позже; был уважаемым на курсе, учился на совесть и так же, как и я, не понимал нерадивых студентов.
- Главная цель - это служение больным. Если кто-то так не считает, то он не врач! Вы поступили в медицинский и должны соответствовать выбранному, - любил поучать Коваль на собраниях, будучи старостой, - не забывайте об этом!

Далее он приводил примеры преданного служения своему делу представителей медицины. Иван вообще любил давать советы, помогал всем подряд, чем мог, но иногда переходил границы, вмешиваясь в личные дела. Особенно это касалось меня - я один, наверное, из всех ребят долго не мог обзавестись подружкой. 
- Почему у тебя до сих пор нет девушки? - периодически приставал ко мне друг, - давай я тебя познакомлю...

Но все попытки заканчивались неудачей. Я никого не хотел впускать в личную жизнь, но всегда верил, что встречу единственную, без которой не смогу жить. Ту самую... К концу первого года работы в больнице я собрался жениться.

- Скоропалительное решение, - недовольно заявил Коваль, принимая приглашение на свадьбу, - ты хорошо подумал? А может, она беременна? Знаешь, браки по «залёту» недостаточно крепки. 
- У Юрки брак по «залёту», и всё нормально, - усмехнулся я. 
- У меня брак по любви, - возмутился Юрец, - вам не понять. 
- Да куда уж нам, - протянул Иван и продолжил, - Вадим, ты женишься по расчёту или по любви?
- По любви. И у нас ещё не было ничего. Наташа девственница. 

Юрка фыркнул и покрутил у виска, а Иван заметил, что, кажется, меня понимает. Наверное, это любовь с первого взгляда. Мы сидели в небольшом ресторанчике недалеко от больницы, у всех троих был выходной день - настоящее чудо. Я пригласил друзей, чтобы обсудить предстоящую свадьбу, назначить мальчишник и решить другие вопросы. Помочь в организации свадьбы было некому - мама умерла, когда я поступил в институт, а отец никогда серьёзно мной не интересовался и давно ушёл из семьи, к молоденькой любовнице. Там у него появились ещё дети, и общение с родителем свелось к моему поздравлению на Новый год по телефону и ответному звонку на мой день Рождения. В новой семье отца я практически не бывал, с единокровными братишками не знался.
 
Со второго курса я начал подрабатывать санитаром - сначала в морге, где очень прилично платили, и я ловко сводил концы с концами, а затем при помощи друга Ивана меня приняли в городскую больницу на должность мед.брата и даже открыли трудовую книжку. Но всё равно, жилось мне нелегко.
 
- Дам в долг денег, не волнуйся, - миролюбиво произнёс Иван, переглянувшись с Юркой, - не будешь ты у нас «бесприданницей».
 
Только не надо думать, что Коваль читал Островского. Он вообще не любитель литературы, это он посмотрел «Жестокий романс» с невообразимой Гузеевой в главной роли. Я тоже видел фильм, но остался недоволен. На кой она, то есть Лариса, потащилась за Паратовым? И этот, женишок её, что о себе возомнил? Убить! Ну и пойдёшь теперь, дурень, на каторгу. Нет, не вызывал этот фильм у меня добрых чувств. Что же это за любовь такая, если за неё голову на плаху? Неужто есть такая? Понаблюдав за своими друзьями и знакомыми, признался себе, что всё это глупости. 

А женюсь я не по любви. Но необходимость тут тоже не при чём. Это немного странная история, на первый взгляд, но она случилась.
 
- Как фамилия молодого доктора, который спас мне жизнь? - вопрошал седовласый мужчина, - хочу отблагодарить его! 
- Я не сделал ничего особенного, - мне удалось изобразить смущение, - это мой долг, служить больным. 

На самом деле всё получилось случайно. Дежурный хирург чувствовал себя очень плохо, а я ещё не успел уйти домой. Аппендицит удалили без проблем, больной быстро поправился и в знак благодарности пригласил меня в гости. Два раза я отделался от приглашения, но в третий раз улизнуть не удалось. Пришлось отказаться от запланированной встречи с одной из медсестёр. Разведёнка, с маленьким ребёнком, она в открытую охотилась на холостяков больницы, не брезгуя и женатыми, на всякий случай. Я тоже не брезговал и время от времени заходил к ней в гости, когда никого лучше вокруг не наблюдалось. 

Прихватив большую коробку конфет - знак благодарности какого-то больного, я купил цветы и направился с визитом к моему бывшему пациенту. Какой-то партийный функционер и шишка, видать, важная. У него был личный водитель, и, по-видимому, связи. Может, поможет чем, неопределённо подумалось мне. Я уже понимал, что хочу поступить в аспирантуру. В своих знаниях я не сомневался, но, помимо меня, туда же захотят и другие. 

Дверь открыла миловидная девушка в тёмно-синих джинсах и белой блузке. Светлые волосы до плеч были красиво подстрижены, и сама она, вся аккуратная и опрятная, оставила очень приятное впечатление. 
- Здравствуйте, я Вадим Серебряков, - моя улыбка, по-видимому, произвела нужное впечатление, и мне это понравилось. 
- Проходите, пожалуйста, папа Вас ждёт, - пролепетало юное создание, явно смущаясь, - меня зовут Наташа. 
- Очень приятно, - учтиво произнёс я, вовремя вспомнив рассказ Юрки Хазова, как он шёл в дом своей девушки знакомиться с родителями. Правда, у нас разные ситуации и цели тоже разные, но правила хорошего тона ещё никому не повредили.


(продолжение следует 


http://www.proza.ru/2019/08/30/963