Божественная комедия Данте Алигьери Ад

Мари Козлова
 "Божественная комедия" Данте Алигьери: "Ад"

В начале XIV века, в 1306 году уроженец Флоренции, изгнанный несколькими годами ранее из родного города после поражения белых гвельфов, к партии которых он принадлежал, Данте начал писать большую поэму под названием "Комедия". Заглавие  отражало не содержание, а жанр его творения, поскольку во времена Данте так именовали произведения, написанные не на латыни, а на национальном языке, не относящиеся к высокому стилю, со страшным началом и благополучным концом. Божественной (Divine - высочайшая оценка!) ее назвал Бокаччо, друг Данте, уже после его смерти в 1321 году. Этот год считается и годом окончания работы над поэмой (всего 15 лет), главным произведением позднего Средневековья. В ней отражено все, что наработало к этому времени человечество. А кроме того, это труд, который не просто был вдохновлен неразделенной любовью к давно умершей Биатриче, он был написан для нее и, в какой-то мере, о ней. Он увековечил ее в своей бессмертной поэме. Толчком для создания "Комедии" было ощущение Данте-политика, выброшенного из привычной общественной жизни, что мир погряз во зле, в грехах, и надо что-то делать. Личный кризис, потеря смысла жизни,  попытка понять происходящее - это тоже важные рычаги создания "Божественной комедии.
"Земной свой путь пройдя до половины, /Я очутился в сумрачном лесу" (перевод Лозинского). Сумрачный лес - это и есть аллегория зла,
охватившего человеческое общество, моральный и гражданский упадок, к которому привело, как считал Данте, нравственное разложение важнейших институтов власти  - государства и церкви. И дальше он решает предпринять опасное путешествие -  спуститься в Ад и описать все, что он там увидит.
В другом переводе (Чуминой) говорится еще яснее: "На полпути земного бытия /Утратив след, вступил я в лес дремучий, /Он высился, столь грозный и могучий, /Что описать его не в силах я. /И при одном о нем воспоминанье / Я чувствую душою содроганье. /Ужаснее лишь смерть бывает нам. /Но ради благ, найденных мною там, / Скажу про все, увиденное мною".
На счастье,  в этом царстве мук и терзаний у него нашелся надежный проводник и заступник - Вергилий, великий античный поэт, самый известный в Средние века, поскольку тогда считали, что он предсказал пришествие Иисуса Христа. А для Данте он - мудрец и философ, автор широко известных в то время "Энеид", где Эней, бежавший из Трои и  обреченный на скитания, как и сам Данте, спускается в подземное царство и общается там с душами умерших. Именно Вергилий проводит Данте по всем кругам Ада, защищает его от демонов и чудищ, позволяет ему живым вернуться из страшных инфернальных глубин. Как язычник, Вергилий мог сопровождать Данте только в Аду и Чистилище, а в Рай его вела блаженная душа Биатриче.
Как, по Данте, выглядит Ад? Это широкая воронка, уходящая, сужаясь, в центру земли. В нем 9 кругов, в некоторых из них  может быть еще несколько поясов - от трех до десяти. В них, как в системе классификации, размещены нераскаявшиеся или непрощенные грешники, согласно совершенным злодеяниям.
Но перед самым входом в Ад  томятся жалкие души тех, кто при жизни не сотворил ни добра, ни зла, не принял ни Бона, ни Дьявола. Их даже Ад с презрением отверг, они не могут вторично умереть и томятся там вечно.
Первый круг Ада - Лимбе - для нехристиан. Это замок с семью воротами, окружённый семью рядами стен, вдоль них течёт река и раскинулся зелёный луг. Все это опоясывает самая большая река загробного  мира Ахеронт (река скорби). Из нее вытекают багрово-черные ручьи пятого круга, впадающие в болото Стикса, потом он превращается в кипящую реку крови следующего круга, течёт через лес самоубийц и пустыню огненного дождя, и, наконец, низвергается водопадом в девятый круг, образуя ледяное озеро Коцит.
 В первом круге находятся души ветхозаветных праведников (это лимб (ад) отцов) и некрещеных младенцев (это лимб младенцев). Туда же Данте поместил античных поэтов, философов, героев. На второй день после смерти Иисус Христос спустился в Ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников и Адама и Еву. Томящиеся здесь невольные грешники не испытывают физических мук, но они, как ослеплённые, не имеют возможности лицезреть Господа и познать Благодать его.
Остальные круги Ада - для настоящих грешников и серьезных мучений для них. Вот как Данте выстраивает иерархию грехов - от менее к более тяжким: прелюбодеяние и сладострастие; чревоугодие; скупость и расточительность; гнев, лень, уныние;  лжеучительство и ересь; тирания, разбой, убийство ближних, самоубийство, страсть к азартным играм, богохульство и разврат; обман, воровство, взяточничество, лесть, обольстительство и сводничество;  предательство.

Второй круг Ада - для прелюбодеев и сладострастников. В наказание за грехи их крутит страшный ураган и бьёт о скалы преисподней.
Третий круг - для чревоугодников, обжор и гурманов. Они гниют под градом и дождем, и их терзает трехглавый пёс Цербер.
Четвертый круг населен душами расточителей и скупцов. Они таскают тяжести, столкнувшись, начинают страшный бой между собой. Они вечно враждуют и не могут договориться.
В пятом круге страдают гневающиеся, ленивые и унывающие.  Здесь протекает вторая река Ада - Стикс, которая образует Стигийское болото. Там помещаются гневающиеся, которые постоянно раздирают друг друга на части. А на дне болота, погруженные под воду, несут кару унывающие. Унываюшие не верят в свои силы, например, в Ветхом завете евреи не рискнули пройти по дну расступившегося  моря, в итоге 40 лет скитадись по пустыне
Шестой круг - стены города Дит. Этот город простирается до самого дна нижнего Ада. В шестом круге несут кару еретики и лжеучителя. Они существуют в виде призраков в раскаленных докрасна могилах. Их охраняют фурии, злобные женщины с пронзительными голосами. Огонь мешает передвижению грешников в этом адском городе, который окружён раскалёнными железными стенами.
Далее идут круги нижнего Ада. И они уже очень сложно устроены. Там томятся  самые большие грешники. От предыдущего круга нижний Ад  отделен зловонной пропастью.
В седьмом круге три пояса. В первом - тираны и разбойники, разные насильники варятся в реке раскаленной крови.Тираны стоят в ней по брови, убийцы - по горло. А если кто-то поднимает голову чуть выше, то кентавры сразу все поправят своими стрелами.  Во втором - самоубийц, превращенных в деревья, бесконечно терзают гарпии, азартных игроков ещё и псы рвут на части.  А в горючих песках третьего пояса под огненным дождем наказываются богохульники и развратники (в том числе, садомиты).
Самый населенный - восьмой круг, в котором десять рвов или Злых щелей. По ним, согласно тяжести грехов, и распределены всевозможные обманщики и мошенники. В первом  - сводники, соблазняющие женщин для других и обольстители, делающие это для себя. Они движутся двумя колоннами в противоположных направлениях. Их терзают бесы-погонщики.

Тут же, во втором рву, льстецы тонут в испражнениях. А в третье  - священнослужители, торгующие должностями, закованы телами в скалу вниз головой, а по их ступням льется раскалённая лава. В четвертом рву - гадалки, колдуны, прорицатели ходят  с вывернутыми суставами и повернутыми на 180 градусов головами. Еще они поражены немотой. Пятый ров населен взяточниками, которых варят в смоле бесы-загребалы, и если они высовываются, протыкают их баграми. Шестой ров заполнен лицемерами, закованными в свинцовые мантии. В седьмом - воры, постоянно убиваемые змеями. В восьмом сладкоголосые советчики, сжигаемые вечным огнем, их души спрятаны внутри горящих огоньков.
В девятом - зачинщики раздора, которых неустанно потрошат бесы. Сюда относятся и зачинатели войн, революций, политических разборок, церковных расколов. В десятом - лжесвидетели фальшивомонетчики, поддельщики металла и слов. У каждого - своя кара. Фальшивомонетчики  поражены водянкой и постоянно умирают, поддельщики металла страдают чесоткой и отличаются болезненной вялостью. Лжесвидетели бегают в ярости и всех кусают. Поддельщики слов мучаются от лихорадки и головной боли.
И, наконец, самое страшное место за самое тяжкое преступление - предательство. В девятом круге четыре пояса и четыре группы грешников: предатели близких, предатели родины, предатели друзей и предатели благодетелей. Все они вмерзли лицом вниз в ледяное озеро Коцит. Но самое тяжкое наказание заслужили три супер предателя - Иуда Искариот, Брут и Кассий. Их головы постоянно жуёт Люцифер, вмерзший по колено в ледяной водоем. Нет и не было предателям прощения! Так и хочется начать называть и загибать пальцы, считая российских предателей последних 30 лет.

Лет пять меня одолевает апокалиптическое ошущение от происходящего вокруг. Кажется, весь мир сходит с ума. Критическая масса грехов переваливала все разумные пределы  и подминает под себя разумное, доброе, вечное. Лихоимство зашкадивает, мошенничеством несет практически от любого бизнеса. Лицемеров, фарисеев и приспособленцев уже считать устали. Вчера еще клал кресное знамение на себя, а назавтра его арестовывают как казнокрада. Бесстыдства и похоти тоже с лихвой везде, не хватает совести, доброты и сострадания.
Вот и скажи, что сегодня "Божественная комедия" Данте неактуальна. Более чем актуальна!