Учебные парусные суда России

Евгений Ширяев
Это обзор по материалам Интернета.

Со времен Советского Союза в российских мореходных училищах сохранились шесть учебных парусников: «Юный Балтиец», «Крузенштерн», «Седов», «Мир», «Надежда» и «Паллада».
1. Парусник «Юный Балтиец» приписан к Морскому техническому колледжу имени адмирала Д.Н. Сенявина, который находится в Санкт-Петербурге.
2. Парусники «Крузенштерн» и «Седов» приписаны к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которая находится в Калининграде.
3. Парусник «Мир» приписан к порту Санкт-Петербурге и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».
4. Парусник «Надежда» приписан к порту Владивосток и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».
5. Парусник «Паллада» приписан к Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету, который находится во Владивостоке.
Таким образом, шесть учебных парусников сосредоточены в трёх портах: Владивосток, Калининград и Санкт-Петербург, по два в каждом, при этом, три: «Юный Балтиец», «Мир» и «Надежда», принадлежат учебным заведениям Росморречфлота, и три: «Крузенштерн», «Паллада» и «Седов», принадлежат учебным заведениям Федерального агенства по рыболовству.
 
Парусник «Юный Балтиец»
 
Построен на Балтийском заводе в 1989 г и стал первым парусно-моторным судном, построенным в России с 1914 года.
По типу парусного вооружения относится к двухмачтовым шхунам с гафельно-бермудским вооружением. Высота мачт 32 м.
Водоизмещение 441 рег.т. Длина 49,5 м. Ширина 8,4 м. Осадка 3,1 м. Скорость до 12 узлов. Может принять на борт 32 практиканта. В основном выполняет рейсы с практикантами в акватории Балтийского моря. В навигацию 2017 года на нем прошли практику 109 курсантов колледжа и клубов «Юнга» и «Адмиралтеец».
 
Парусник «Крузенштерн»
 
Построен в 1926 г в Германии. По типу парусного вооружения это четырехмачтовый барк. Полное водоизмещение 6400 т. Длина 114,5 м. Ширина 14,02 м. Осадка максимальная 7,2 м. Скорость под парусами до 16 узлов. Максимальная высота мачт 56 м. Площадь парусов до 3800 кв. м. Может принять на борт до 203 практиканта. Район плавания неограниченный.
В 1991 г барк был передан из объединения «Эстрыбпром», Калининградскому высшему инженерному морскому училищу, и сменил порт приписки Таллинн на Калининград.
Барк регулярно совершает плавания с курсантами из различных мореходок, преимущественно в морях, омывающих Европу. Он совершил два кругосветных плавания в 1995 – 1996 годах и в 2005 — 2006 годах. В 2015 г парусник совершил плавание в честь 75-ти летия Победы в Великой Отечественной Войне по маршруту: Сочи – Новороссийск – Керчь – Севастополь – Тулон – Рейкьявик – Мурманск – Архангельск – Калининград.
На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.
 
Парусник «Седов»
 
Построен в 1921 году в Германии. В настоящее время считается самым крупным учебным парусным судном. Парусное вооружение соответствует четырехмачтовому барку.
Полное водоизмещение 7320 т. Длина 117,5 м. Ширина 14,7 м. Осадка 6,7 м. Скорость до 18 узлов. Высота мачт максимальная от киля до клотика 63,5 м. Площадь парусов 4192 кв. м. Может принять на борт 164 курсанта. Район плавания неограниченный.
Паруснику принадлежит официальный мировой рекорд скорости под парусами для судов такого класса – 18,32 узла, который был установлен в 1987 году в Средиземном море.
С 1966 по 2015 год судно прошло более 500 тысяч миль, что равно расстоянию от Земли до Луны и обратно.
В 2006 и 2010 г парусник совершил плавания в высоких широтах Арктики посвященных памяти защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны. 23 сентября 2010 г он достиг широты 78°и стал первым судном такого класса поднявшемся так далеко на север.
В 2012 – 2013 гг «Седов» совершил кругосветное плавание посвященное 1150-ти летию создания древнерусского государства.
Также, как и на «Крузенштерне», на «Седове», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.
 
Парусник «Мир»
 
Построен в 1987 г в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.
Судну принадлежит официальный рекорд скорости под парусами – 21 узел. Парусник участвовал во многих международных регатах и во время навигации совершает плавания с курсантами из различных мореходных и речных училищ преимущественно в морях, омывающих Европу.
На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России.
 
Парусник «Надежна»
 
Построен в 1992 году в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2768 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.
Своё название парусник получил в честь флагманского корабля первой русской кругосветной экспедиции «Надежда».
Парусник выполняет плавания преимущественно в морях Дальнего Востока.
В 2014 и 2016 году он принимал участие в регатах на Черном море, для чего проделывал путь через Индийский океан и Суэцкий канал.
На паруснике «Надежда», как и на однотипном паруснике «Мир», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России, преимущественно находящихся на Дальнем востоке и в восточной Сибири.
 
Парусник «Паллада»
 
Построен в 1989 году в Польше. Своё название парусник унаследовал в честь фрегата «Паллада», на котором русский писатель Иван Гончаров, совершил плавание на Дальний восток и написал свой знаменитый роман «Фрегат Паллада». Ну что же, историческая преемственность в названии кораблей, это всегда хорошо.
По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2284 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.
В 2007 – 2008 г парусник совершил кругосветное плавание, посвященное 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева и 50-ти летию начала русского освоения Антарктиды.
На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России, расположенных на Дальнем востоке, Камчатке и Восточной Сибири.
 
В данной статье приведены лишь самые краткие сведения о каждом легендарном учебном паруснике. Разумеется, что у каждого из них своя история, насчитывающая десятки лет, и наполненная незабываемыми плаваниями и впечатлениями, десятков тысяч курсантов, которые приобщились к морю именно на их палубах и мачтах, совершая дальние плавания сквозь туманы и шторма, в разных уголках мирового океана.
Стоит отметить, что в нашей стране не только самое большое число мореходных и речных училищ, но и самый большой флот учебных парусных судов.
Курсантам, которые впервые поднимутся на палубы учебных парусников, хочется сказать, что не корабль украшает моряка, а моряк, своей любовью к кораблю и морю, своим разумным служебным рвением и заботой о технической исправности корабля, становится его истинным украшением и основой безопасного и безаварийного плавания.
Ни один белоснежный, и с виду шикарный лайнер, не станет домом для безграмотного и безответственного моряка, а любой трудяга рыболовный траулер, или сухогруз на каботажной линии, преображается и становится надежным помощником и дорогой в будущее, заботливому моряку, который искренне любит корабли, предан морю и всегда добросовестно исполняет свои обязанности на каждом судне, куда бы его не занесла судьба моряка.
У настоящего моряка, сначала бумажные, а затем маленькие и ржавенькие кораблики, со временем сменяются на огромные океанские лайнеры. Нет такой силы на земле, которая может стать препятствием на пути человека, который хочет быть моряком и готов посвятить этому всю свою жизнь, и пусть напутствием ему в этом благородном стремлении, будут слова из великолепного романа Вениамина Каверина «Два капитана»:
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
 
________________________________________
Автор капитан Валерий Николаевич Филимонов

Ширяев:
0) "История парусных кораблей" от древности - http://proza.ru/2019/08/12/173
1) Если наберёте в Интернете - Учебный парусник "Название из выше перечисленных" - найдёте много дополнительной информации по этим 6 парусникам.
2) А если наберёте в Интернете - Учебный парусник "Товарищ" - увидите много интересного ещё о 2 старинных кораблях под этим названием.
Вот о главном из них.

Существовало два барка с названием «Товарищ». Данная статья о четырёхмачтовом бывшем джутовом клипере «Лористон».
Барк «Товарищ» (1892—1943, до 1923 г. — «Lauriston») — четырёхмачтовый барк, до Второй мировой войны самое крупное парусное учебное судно Советского Союза (после войны таким стал барк «Седов»).

Основные сведения.
Судно было заказано для Восточно-Индийской линии по перевозке джута и было типичным представителем семейства «винджаммеров» — больших железных коммерческих парусников конца XIX века. Судно не имело вспомогательного двигателя, водонепроницаемых переборок, парового отопления, принудительной вентиляции, рефрижераторов, ледников, бани, опреснителя. Судно также не было электрифицировано — освещение было керосиновым. На борту был паровой котел, однако он питал только лебедки, работавшие на нок-тали нижних реев, которые использовались в качестве грузовых стрел попарно на второй, третий и четвёртый трюмы. Подъем станового якоря весом около 4-х тонн осуществлялся ручным шпилем

Построен в Ирландии в 1982 г. Погиб в Мариуполе в 1943 г.
Водоизмещение 4750 т. Размеры 88*12,7*6,6 м. Площадь парусов 3000 кв. м.
Экипаж 32 моряка и 120 курсантов.

Под британским флагом
Во время плавания на восточной «джутовой» линии в 1887 году совершил переход Ливерпуль — Рангун за 95 дней, а в 1899 году рейс Холихед — Калькутта за 96 дней. В 1905 году сменил хозяина, использовался на «шерстяной» линии Австралия — Британия. В 1906 году прошёл капитальный ремонт, во время которого было изменено его парусное вооружение. Бизань была вооружена косыми парусами и «Лористон» стал классическим четырёхмачтовым барком.

Российская империя
Во время Первой Мировой войны осенью 1914 года (по другим источникам — в 1916-м или даже в 1917 году), правительство Российской империи приобрело в Великобритании в качестве буксируемых лихтеров (барж) два четырёхмачтовых парусника — «Лористон» и «Катанга». Они предназначались для снабжения строительства Мурманской железной дороги, конкретней — для перевозки грузов из Англии в Архангельск. В течение 1916 года «Лористон» перевозил железнодорожные рельсы (англ. rail tracks) для линии Мурманск-Петроград, стратегически важного пути снабжения русских войск, особенно в условиях блокады Германским флотом Балтийского моря.
После этого «Лористон» использовался в качестве угольного лихтера для обеспечения флотилии минных тральщиков. После 1917 года барк, как потерявший законного владельца — правительство Российской империи, — находился в пользовании компании Hudson Bay Co. В 1918—1919 годах, во время оккупации северных российских портов войсками Антанты, парусник был отогнан в Великобританию.

Советская Россия — СССР
В 1921 году барк был передан советскому правительству, отбуксирован в Петроград и после небольшого ремонта вышел в первое плавание под советским флагом, с экипажем в 50 человек под командованием капитана К. Андерсона из Эстонии. Судно ходило на линии Петроград — Таллин, в Эстонию доставлялись железнодорожные рельсы, а в голодающую Россию везлась мука.
В 1922 году было решено использовать один из двух парусников в качестве учебного судна. «Катанга» оказалась в худшем состоянии и её переоборудовали под жиротопный завод. «Лористон» же в 1922—1923 годах был перестроен, переименован в «Товарищ» и приписан к Ленинградскому морскому техникуму. В нём были оборудованы жилые помещения на 120 курсантов и кают-компания на 80 мест.
В 1925 году при плавании в Англию барк попал в шторм и стал на капитальный ремонт на верфь в Гамбурге. Выйдя из шведского порта Лизекиль в аргентинский порт Росарио с грузом диабаза, барк попал в жестокий зимний шторм, в котором потерял все паруса, снасти и получил повреждения корпуса. В Мурманск из норвежского порта Вардё, где барк укрывался от непогоды, его привел на буксире ледокольный пароход «Георгий Седов».
После восстановительного ремонта, выйдя 29 июня 1926 года из Мурманска под командованием Д.А. Лухманова, парусник вновь попал в шторм и только к 1 августа добрался до Саутгемптона, где опять ремонтировался. 18 сентября продолжил рейс, а 25 декабря первое судно под советским флагом достигло уругвайской столицы Монтевидео, после чего парусник был отбуксирован в Росарио (более 300 км вверх по руслу Параны). 20 апреля 1927 года, после 4 месяцев пребывания в портах Южной Америки, «Товарищ», уже под командованием Э.И. Фреймана (бывший старший помощник), вышел из Буэнос-Айреса с грузом дорогих сортов древесины в Ленинград, и 13 августа (через три с половиной месяца) достиг порта назначения.
В феврале 1928 года, выйдя из немецкого порта Киль-Хольтенау, направился в Южную Америку. 24 февраля в Ла-Манше протаранил итальянский грузовой пароход «Alcantara». Пароход затонул меньше чем за минуту, из итальянской команды спасся один человек. (Н.А. Лунин , будучи очевидцем, написал картину «Гибель Алькантары», в этом же рейсе участвовал и другой будущий подводник, командир Л-20 В.Ф. Тамман). Парусник арестовали и поставили в порт Саутгемптон, но не нашли никаких нарушений. «Товарищ» был отпущен в Гамбург для ремонта, после чего 21 июля 1928 года покинул Германию. Судебное разбирательство в Англии по случаю столкновения тянулось более двух лет, командованию барка были предъявлены обвинения в слабой подготовке и недостаточной компетентности. Однако суд не пришёл к однозначному мнению о виновности «Товарища». После этого случая барк никогда больше за границу не ходил. Это было связано с тем, что судовладельцы погибшего парохода «Алькантара» опротестовали решение английского морского суда и потребовали пересмотра, что грозило арестом в ближайшем порту захода.
В этом же году совершил переход вокруг Европы в Черное море, где до начала Великой Отечественной войны служил в качестве учебного судна.

1940-е — 1950-е года, гибель
В начале октября 1941 года, накануне сдачи Мариуполя наступающим немецким войскам, «Товарищ», по инициативе оставшегося за капитана старпома Куцепалого, был приведен из Новороссийска в Мариуполь на буксире ледокола «Торос». Судно было сдано немецким войскам, оставалось на плаву и в течение 1942—1943 годов использовалось ими в качестве казармы Хорватского «морского легиона» (343 чел.).
Серьёзные повреждения судно получило осенью 1943 года. Бывший курсант «Товарища» А. Пальм, посетивший парусник в 1955—1957 годах, сообщает, что парусник был разбомблен советской авиацией осенью 1943 года в ходе Донбасской наступательной операции, после чего находился в полузатопленном состоянии.
В различных сетевых российских источниках указываются самые разные даты гибели судна: 1941[4], 1943 и даже 1944 года. «Товарищ» якобы был взорван немцами, расстрелян немецкими танками или даже немецкой береговой батареей.
В Регистре судов Министерства морского флота СССР, погибших в период Великой Отечественной войны в Черноморо-Азовском бассейне, «Товарищ» указан в графе «взорванные и затопленные по приказу командования» суда — «повреждён при артобстреле, оставлен» / 8 октября 1941[5].
До распада СССР в одном из скверов Мариуполя лежал поврежденный адмиралтейский якорь «Товарища».

В заставке «Товарищ» на исторической почтовой марке.