Рожденные в год Острова

Галина Ахсахалян
Рожденные в год «Острова»: что подростки думают про легендарный фильм Лунгина


12 июля исполняется 70 лет режиссеру Павлу Лунгину. Накануне юбилея мы предложили подросткам посмотреть один из самых знаменитых его фильмов — «Остров». Ребята родились примерно тогда, когда «Остров» вышел в прокат. И вот их реакция на этот легендарный фильм.

СПРАВКА О ФИЛЬМЕ: Фильм «Остров» Павла Лунгина (по сценарию Дмитрия Соболева) вышел в 2006 году (студия Павла Лунгина). Главную роль, прозорливого монаха отца Анатолия, сыграл музыкант Петр Мамонов, также в фильме снимались Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Виктория Исакова. Действие происходит в 1976 году в небольшом северном монастыре, где главный герой, монах Анатолий, уже более 30 лет замаливает тяжелый грех, совершенный им в 1942 году. Фильм получил множество премий, имел большой успех в прокате.

Ольга Ахсахалян, 14 лет:

Когда я начинала смотреть фильм «Остров», понятно не было ничего. Сначала долго пыталась разобраться, где происходит действие, потом запуталась в людях. Всё понятно стало только на двадцатой минуте, и в этот же момент у меня возник вопрос: а дальше-то что? Зачем еще полтора часа? И так видно, что человек, убив своего напарника из-за боязни собственной смерти, смог одуматься, стал сам помогать людям и получил в награду дар видеть будущее. Обычная история с моралью: даже самый страшный грех можно искупить и получить награду.

Я продолжила смотреть… и больше не обращала внимания на время до титров. Да, основная идея фильма, пожалуй, осталась такой, но возникли и другие вопросы, идеи, смыслы. Мы видим, что даже настоятель монастыря не может отказаться от материального ради веры. Вернее, не может без помощи главного героя — отца Анатолия. Даже в этом далеком монастыре на Соловках присутствуют зависть, злоба. Похоже, отец Анатолий — единственный, кто верует по-настоящему.

Всё ли в порядке у него с головой? Неизвестно. Он выглядит странным, немного сумасшедшим. И в 1942-м выглядел так же. Но в фильме четко показано: даже такой человек способен понимать чужую беду и честно желать, чтобы человек не страдал. Он помогает и мирянам, и своим собратьям — проникнуться истинной верой, в то же время пытаясь искупить свой грех. За это он и получает дар видеть будущее.

Только дар ли это? Да, он точно знает, что муж, считавшийся мертвым, жив, что ребенок исцелится. И он, спустя 30 лет, узнаёт Тихона. Но как сообщить жене, что ей придется всё продать? Как уговорить женщину, рвущуюся на работу? Как убедиться, что перед ним — бывший товарищ, как добиться прощения? Дар вызывает множество проблем. А может, это — наказание за грехи? У отца Анатолия после встречи с Тихоном и прощения не осталось на земле несделанных дел, он умирает как праведник.

После окончания фильма вопросы остаются. Что стало с Тихоном? Как будут жить Филарет и Иов? Не откроется ли у кого-нибудь из них дар предвидения? Что делать мирянам, ехавшим на Соловки со всей страны? И правда ли необходимо так пострадать, как кочегар Анатолий, чтобы открыться истинной вере?

Этими вопросами действительно задаешься, а это первый признак того, что фильм — хороший. Спасибо исполнителю главной роли Петру Мамонову и другим актерам, сценаристу Дмитрию Соболеву, режиссеру Павлу Лунгину и всем остальным за то, что получился очередной хороший фильм. Не столько даже о вере в религиозном понимании, сколько о страхе, роковой ошибке, раскаянии и надежде.

Полная версия на сайте журнала "Фома" 12.07.2019