Прерванный рейс

Александр Харченко 2
Конкурсное произведение участвует в конкурсе "Морская история 2" Владимира Пастернака.

 Неумолимое время тихо стирает из памяти события и образы, обстоятельства и обстановку, дух прошедшего времени. Остановить мгновение, передать его следующему поколению возможно зачастую только с помощью нашей памяти.

 Тот памятный рейс ничем не выделялся среди других. Тем же хоженым перехоженным маршрутом, Усть – Донецк – Горький, с угольком, сколько их уже было сделано за эти годы, не счесть. И эта ночь среди безбрежного водохранилища, была божественно красива и  на удивление тиха, на капитанской вахте.

 Помогая судоводителю, вслед за теплоходом плыла полная луна, освещая фарватер своим серебристым – бледным светом. Да только капитан и без нее свой маршрут на зубок знал (а это тысячи километров) и от своих командиров того же требовал ревниво. Что это за судоводитель, который глаз с карты не «вынимает»! Да и на быстрой реке  не очень – то в лоцию насмотришься.


Вот и яркие огни Казани показались вдалеке на горизонте. Нужно выйти на связь с диспетчерской службой, доложить о времени прохождении теплохода. И вдруг - как снег на голову!

 - Срочно судну  становится на рейд, меняться составами со встречным теплоходом и возвращаться назад в порт приписки!


Ох,  как не хотелось свои ухоженные  баржи отдавать другому судну, а взамен  получать вдобавок грязного «кота в мешке». Но распоряжение, поступившее от старшего диспетчера, что приказ, нужно выполнять (и откуда такая честь взялась?). Развернулись с чужим составом и побрели изгнанные назад в полном  неведении от такого непонятного с их точки решения.

 Подошли к Куйбышеву и остановились на дозаправку топливом и продуктами. Разгар навигации -  очереди на сутки, не меньше, не протолкнуться. К борту  нежданно - негаданно подвалили нежеланные «судоходчики». Ох, не любил их капитан, хотя на судне всегда был полный порядок.

  Вот подвалит на судно какая – нибудь шишка на ровном месте, захудалый проверяющий начальничек, и подавай ему немедленно капитана. Его совершенно не волнует, что человек просто устал после ночной бессонной вахты. Он же будет корчить из себя большого всесильного божка, и будет пытаться подложить команде свинью. А сделать гадость с многочисленными замечаниями и оргвыводами ему ничего не стоит, если не прогнешься ему до земли.

 Только на этот раз все было по - иному. Учтиво спросили – какие проблемы? И по особому распоряжению невидимого высокого начальства без всякой очереди быстро обслужили и погнали быстрее – быстрее домой.  Пришли в родной затон, но и в заводе ситуация не прояснилась.

 - Срочно приготовить судно по первому разряду к спецрейсу, который находится на особом контроле у министра – вот и вся информация.
И началось! Налетели различные береговые службы  на внеплановую профилактику теплохода. Капитан ни в чем не получал отказа от снабженцев. Вплоть до импортного цветного телевизора, первого во всем  пароходстве.

 Команда теплохода «халявной» внеплановой краской принялась красить теплоход сверху донизу. Никакого совмещения не допускалось – капитану добавили опытного механика, чтобы он все время находился в рубке. Второй отдел тоже не дремал, всю команду проверили на лояльность – где родился, где крестился, на ком женился.


Через несколько ударных нервных дней, посвежевший и до блеска отдраенный теплоход вышел в свой неведомый спецрейс. И вот летом 1974 года они встретились: теплоход и таинственная спецбаржа, ради которой судну уже две недели не давали покоя. И везла эта «колыбель» не что – нибудь, а параболическое зеркало - телескоп.

 Поверьте, мать годовалового младенца не укутывала так, как  было упаковано это чудо рук человеческих. Хитроумные  подвески да амортизаторы, предохраняли его от малейшего качения и ударов. И было что охранять да оберегать! Все на свете имеет свою цену, но эта вещица была поистине бесценной.

 Теплоходы сопровождения, с регалиями у капитанов - наставников до локтя,  четко знали свои маневры до мелочей. Особисты и многочисленные ученые мужи кратко ввели опытного капитана в курс особого груза, ответственного за проводку самого тяжелого маршрута по Волго – Донскому каналу - «каменному мешку» и дальше по Дону до Ростова.

Что же ты собой представляешь? Бесценная вещица такая!

 Поначалу заготовка для зеркала весила 70 тонн, что требовалось для первоначальной разработки, плавки и отливки стекла, и его охлаждения. Всего было изготовлено три опытные заготовки.  И только третья, охлажденная за два года, была удачной. На обработку зеркала ушло 16,5 месяцев и 15 000 тысяч карат алмазного инструмента. После такой полировки масса уже готового зеркала равнялась 42 тоннам. Всего лишь 15 лет ушло на  изготовление такого милого зеркальца и тысячи рабочих рук, в который предстояло космосу собой любоваться, а не девушке наряжаться.

 Для сравнения - американцы свой пятиметровый телескоп делали двадцать два года. Для нашего же шестиметрового был выбран умными учеными принцип движения его оптической оси по азимутальным координатам: «Большой телескоп азимутальный» – БТА.


 Поехали потихоньку! По самому ответственному конечному маршруту. На всех встречных мостах останавливалось всякое движение транспорта и людей. Каждый шлюз наполнялся водой в течение трех  часов, очень медленно – медленно – это был тот редкий случай, когда спешка могла только повредить такому важному шлюзованию. Весь канал стоял в ожидании прохождения этого состава. У пассажирских судов ломались графики, танкера, составы, все на рейдах пережидали.

 По каналу прошли медленно, но спокойно. Впереди Цимлянское непредсказуемое водохранилище, от его норова страдал не один теплоход. Войдя в него, открытого всем ветрам, теплоходы попадают неразбериху отвратительной качки. И такое, бывало: войдешь в тихую погоду, а потом вопреки всем законам и здравому смыслу, налетит шквал ниоткуда  и подымет высокую короткую продольно - поперечную волну. Держись тогда капитан! Не одна баржа до сих пор сегодня на илистом дне лежит. Цимла находится на границе  Волгоградской и Ростовской области, две климатические зоны между собой  никогда не ладили. Но синоптики в этот раз постарались, выдав отличный прогноз. И погода их послушалась.


Вот и нижний Дон с его извилистыми крутыми перекатами. Но опытный и надежный капитан справился и с этой непростой задачей.  Мы все в состоянии пройти по широкой надежной доске, лежащей чуть выше земли. Но только стоит взять в руки бесценную хрустальную вазу. Вот с таким грузом не каждый будет в состоянии пройти по этой же широкой доске – от нашего спокойствия не останется и следа. Чувствуя большую ответственность,ручонки и коленки задрожат непроизвольно.

 Как бы все не предвидели, но по закону подлости. Из затона перед носом состава выскочил резвый трехсотсильный буксирчик и поднял такую волну, что все в рубке не только его мать, а еще и родственников в седьмом колене вспомнили. Диспетчера Усть - Донецка, выпустившего, вопреки предупреждению, этого "хулигана," сразу же из Москвы уволили, не ожидая даже конца смены. О судьбе капитана ничего неизвестно, вряд ли только испугом отделался.

  Благополучно закончилось длинное путешествие  нашей линзы по воде. Два месяца  заняло ее водное путешествие с сопровождающими судами и кучей ученых мужей от Ленинграда до Ростова. Теперь со специально построенного причала на тягачах началось горное непростое восхождение по горам Северного Кавказа. Где давно уже на высоте 2100 метров над уровнем моря была построена новенькая обсерватория, пока еще «слепая без глаза» заждавшаяся своего такого нужного ей подарка.

 В конце пути, когда оставалось до конечного пункта всего несколько километров, на крутом повороте, случилось микроскопическое смещение телескопа, прозвучал громкий мелодичный приятный камертонный звон,  разлетевшийся на всю округу. Рассказывают, что в этот момент троим здоровым ответственным сопровождающим понадобилась медицинская помощь лишившихся  своих чувств. Все обошлось благополучно.


Сегодня стоит это «око планеты» в 350 тонной оправе, с разрешающей способностью заглянуть во вселенную на 8 –9 миллиардов световых лет. Ученые астрономы со всего мира годами ждут, записавшись в очередь к этому изобретению рук человеческих. Где - то там вдали, на огромных просторах неприветливой вселенной, плывет маленькая звездочка "Анна Герман" и еще многих обнаруженных именно нашим телескопом. В наше время уже существуют новые, эффективные астрономические системы телескопов, но по своим параметрам и разрешающей способностью, советский телескоп по праву считается самым лучшим в мире. К большому сожалению, он стал последним «великим советским творением» в области создания астрономических приборов.


 
Команда получила заслуженные премии за этот рейс, а капитан (в совокупности за многолетний труд) - «Орден Трудового Красного Знамени» и лишние седины придачу. И снова в работу рейс за рейсом, навигация за навигацией. Пока однажды, на Каме, пришли будить капитана на вахту, но ему уже не суждено было больше стать за штурвал своего теплохода, заснувшему вечным сном в своей каюте.

 Ушел от нас заслуженный капитан С Большой буквы: умевший виртуозно управлять теплоходом, превосходный знаток речных фарватеров и перекатов, руководитель экипажа, доброжелательный, требовательный, ответственный не боявшийся трудностей. Так и не успевший хотя бы чуточку пожить для себя. Связанный с волжскими, камскими, донскими широкими плесами. С дивной красотой, непоколебимым величием и беззаветной любовью речника, навек привязанного к реке.

 Так и не пришлось ему вновь вернуться в гости, в свою юность – Архангельск! В те неповторимые края белых ночей с долгими гудками на всю Двину. Так и не увидел мечту свою, бескрайние просторы Ледовитого океана, пахнущего ветрами дальних странствий. Только имя его не забыто! До сих пор красуется на борту его же теплохода «КАПИТАН ЛАРИН». Назло времени,жив еще старичок, бороздя речные просторы.

  (Фотография взята из интернета)