Как у Христа за пазухой. 6

Лев Неронов
                Начальная горюшкинская школа.


        Начальная горюшкинская школа – это две смежные комнаты. В каждой комнате стояло по четыре ряда парт. В каждом ряду по 10-12 учеников. В каждом классе было по 20-25 человек. Два учителя. Каждый ведет одновременно два класса. Например, дедушка в этом году – 1-й и 3-й, а учительница – 2-ой и 4-ый классы. На следующий год ученики переходят в следующий класс, и учителя меняются ролями. Когда мне стукнуло 7, дедушка «перешел» во 2-ой и 4-ый классы. И он меня к себе посадил во 2-й класс. Так что никакого блата со стороны дедушки не было, просто я так подгадал уродиться! Я сидел за первой партой,  справа от учителя с другом, Мишей Нестеровым. За нами на 2-ой парте сидел Илюхин. Умный, интересный мальчик. Как вспомню его осуждающее лицо, я готов от стыда провалиться сквозь землю.

        Как-то уборщица, обнаружила под партой циркуль, оброненный Илюхиным, и подарила его мне, как внуку учителя. Я-то сразу понял, что плохо это, и свой у меня был циркуль. А она уговорила глупого ребенка присвоить находку. Потом, конечно же, все раскрылось, но мне пришлось перед Илюхиным просить прощение. Но, думаю, он меня так и не простил, опять же как внука учителя. Зато, какой урок на всю жизнь получил внук учителя!?

        Дедушка, как дирижер акапельного ансамбля, управлялся одновременно с двумя классами. Одному классу дает задание. Пока ученики его выполняют, другой класс отвечает на вопросы или слушает новый материал. Как ему удавалось непрерывно занять всех учеников делом!? Таким же Фигаро была учительница за перегородкой в другой комнате в своей паре классов. Была определенная согласованность проведения уроков в каждом комнате и между комнатами. Например, если в одной комнате оба класса рисовали, то в другой – оба пели и не мешали друг другу. Представьте себе, идет мимо народ, а школа содрогается в едином порыве созвучного детского хора из 50 голосов:
 
        Броня крепка, и танки наши быстры
        И наши люди мужества полны.
        В строю стоят советские танкисты,
        Своей великой Родины сыны!..

Или:

        Артиллеристы, Сталин дал приказ,
        Артиллеристы, зовет отчизна нас.
        Из многих тысяч батарей
        За слезы наших матерей,
        За нашу Родину - огонь, огонь!

        У нормального советского человека патриотические мурашки на коже выступят…

        Некоторые ученики приносили в школу трофеи своих отцов-воинов, полученных по почте: губные гармошки, сигнальные многоцветные фонарики. Радостные дети демонстрировали свое богатство другим, разрешали подержать. Руки чешутся, и начинает под партой на уроке иной ученик щелкать переключателем светофильтров фонарика. Или от радости запоет: «Фа-Соль-Ля-Си», нарушив объяснение учителя. Весь класс взрывается от хохота, и  соседняя классная комната резонирует с восторгом. На уроках физкультуры метали макетную гранату. Медсестра из больницы проводила уроки ГСО /Готов к Санитарной Обороне/. 100 учеников рассаживали в одной комнате и учили делать перевязку на руках, на ногах, на голове. Дети знакомились с противогазом, изучали ОВ /Отравляющие Вещества/: иприт, люизит, фосген, дифосген. Учили, как ОВ различать по запаху и воздействию на человека.

        Все знают, что тетрадок в войну не хватало: до тетрадок ли было Отцу Народов, когда немцы под Москвой. Дедушка, как и все учителя страны, делал тетрадки из прочитанных газет. В линеечку: чернильные буквы занимали пару газетных строк. Из газет старались выбирать места, чтобы строчки не прерывались фотографиями. Вырезали по формату тетради и сшивали. Если бы был музей истории школы военного времени, то такая тетрадочка была бы первым ее экспонатом! Губные гармошки и сигнальные фонарики трофейные немецкие, а также письма-треугольники с фронта и похоронки - это тоже подходящие экспонаты для школьного музея.