Зачем?

Сергей Соломонов
О новом фильме Павла Лунгина Братство.


Вместо предисловия.

Их было семеро – дембелей, дослуживавших в нашем полку в Союзе после  ДРА. Держались вместе. Стена. Монолит. Самый авторитетный – кавалер ордена Красной звезды старшина  Точиев, огромный как терминатор, с пудовыми кулачищами, КМС по боксу. Ставропольский. Интересная смесь ингуша и русского.  Сразу навёл порядок в батальоне , подавил махновщину,  невзирая на национальности и сроки службы.  Действовал в одиночку, не боясь никого. Один на льдине. Стопроцентный  интернационалист,  заточенный на справедливость.

 Сперва прошёл в чеченский угол, поинтересовался, кто самый крутой, выдернул , и на глазах у всех , без предисловий, вырубил одним ударом. 
Далее прошествовал к лежбищу такого же расхлябанного ростовского землячества(формально рулили в полку ростовские), двинул по койке сапогом, уронив главного деда , и втоптав его в пол.
 Следующими отхватили хохлы, заслуженно считавшиеся местными в нашем Одесском  округе. Самый борзый  был пинком отправлен дневалить вместо припаханного молодого.

Настала очередь азербайджанцев. Выразительного взгляда Точиева хватило, чтобы сразу все всё поняли. Прошелестел  только  чей-то жалобный всхлип:
-Брат, не надо, ты же нам почти земляк.
-Пусть земляк тебе будет пухом  –напутствовал  старшина , вручив хлюпику  гладилки – чтобы через пять минут койки были отутюжены, время пошло…

За происходящим, не вмешиваясь,  снисходительно наблюдала пара афганцев-бульбашей. Один из них, дембель Рогов,  красиво отсвечивал  медалью За отвагу на гимнастёрке.
Было без слов понятно : если кто-то посмеет дёрнуться, эта тройка уроет всех.

Пришёл и мой черёд:
-Ну ка подь сюда, сержант. Ты дежурный по батальону?
-Я…
-Головка от патефона- резко притянул меня к себе за ремень огромный Точиев -   Сколько служишь?
-Год.
- Ещё раз застану в твоё дежурство такой бардак в подразделении, отправлю драить очко. Усёк?
-Усёк…

Остальному воинскому интернационалу отдельная беседа не потребовалась. Все зашуршали, наводя образцовый порядок в казарме.

На дворе был восемьдесят второй…


***
От службы в Афганистане меня Бог миловал. Отслужил срочную в Союзе. Не берусь судить, насколько достоверно в фильме Братство воспроизведены события последних лет пребывания ограниченного контингента наших войск на чужой земле .
Оставлю за рамками публикации и политическую сторону вопроса –  военная авантюра, или честно выполненный интернациональный долг – это отдельный глубокий пласт, отдельная тема для обсуждения.
Дилетантски остановлюсь на художественной задаче, которая лично для меня неясна .

Фильм Лунгина , несмотря на сильную игру актёров, оставил двойственное впечатление, и массу вопросов, среди которых главный : Зачем? Зачем всё это снято?
Единственный ответ – наверное, к тридцатилетию вывода ОКСВА на Родину в 1989 году. И только.

Если говорить о художественных достоинствах картины, ничего нового .
Сплошные повторы  из того, что , что ранее видел в фильме Бортко Афганский излом(1991) и куда менее  удачной Девятой роте Бондарчука-младшего(2005).
Это и мальчик-афганец, символично расстреливающий советского офицера-оккупанта,  и убитый сын генерала, и душманские удары с гор по русским автоколоннам, и перерезанное  басмаческим ножом горло, и прочая. 
Наконец, деморализованное затяжной войной советское войско, в котором немыслимое количество убийц, подлых трусов (как прапорщик Абдусаламов) и мародёров.  Всё это явлено в форме клише, и на более низком  уровне, чем, например, у Бортко.

Основной вопрос: почему фильм называется Братство? Никакого братства на фоне представленной Лунгиным картины тотального разложения ОКСВА лично я не увидел.
Лейтмотив всего фильма -  безнадёга,  всеобщее бегство и взаимная  солдатская ненависть,  с кровавыми русскими драками на глазах у потешающихся местных.
Наверное, режиссёру не дают покоя лавры булгаковского Бега. Да вот только художественный уровень подкачал.

Единственный проблеск героизма  – это добровольно оставшиеся в заложниках у душманов  летёха Грек и КГБшник Володя – как гарант того, что после окончательного ухода наших войск не будет нанесён карательный авиаудар по логову главаря моджахедов.  Несложно предугадать избитый режиссёрский ход, что подлый удар , конечно же, последовал, выпятив наплевательское отношение драпающего армейского руководства  к своим солдатам-заложникам, брошенным на произвол.
Так ведь и это уже было в бондарчуковской Девятой роте:  русские солдаты, героически держащие фронт, брошены и забыты убегающей армией.  Равно как и финальный закадровый текст главного героя о горьком послевкусии войны.
Повторы, повторы, повторы...

Неясна сверхзадача  этого антисоветского и антирусского фильма, который снят, не понять с какого перепуга, в том числе, и на российские деньги.
Прав был классик : после коммунистов, ещё более противны антикоммунисты.
Сколько можно катать эту вату антисоветчины, которую катали-перекатали ещё в девяностые. Режиссёр не открыл Америку.
Афганский синдром исследован в нашем киноискусстве задолго до него, причём, как уже сказано,   куда более высокохудожественно. Тот же Бортко почти тридцать лет назад , когда это было внове, действительно талантливо рассказал, что  война, как антигуманное явление(порождающее жестокость с обеих сторон),  человека деморализует. Особенно война на чужой земле.

 Общее впечатление о фильме – мыльный пузырь. Хоть и с потугами на глубину, но совершенно ничего нового.  Очередная заезженная пластинка.  И даже хорошая игра актёров не спасает.

***

Мой далёкий однополчанин брутальный старшина Точиев и остальные шесть афганцев – это действительно было воинское братство. Я впервые в жизни увидел, что такое настоящие воины, настоящие мужчины. На войне взрослеют раз и навсегда. Мы все, независимо от срока службы, выглядели на их фоне сынками ушастыми – со своей идиотской дедовщиной, расхлябанностью, по-дурацки загнутыми бляхами ремней, ушитыми галифе и сапогами гармошкой.

 У меня не сохранилось фото нашей роты из учебки, где служил первые полгода.  Отдал однопризывнику. Четверо сослуживцев на этом фото  отмечены крестиками. Это те, кто был убит в ДРА. Они ушли вместо меня.  Возможно , я остался жив благодаря именно им.

Фильм Лунгина  оскорбляет память тех, кто не вернулся .



*Афганистан. Вернитесь живыми. Фото 1984 года.