Призрак мятежного Ориона. 54 гл

Ольга Шельпякова
начало: http://www.proza.ru/2018/12/10/1596
предыдущее: http://www.proza.ru/2019/06/15/229

*Мемуары друга публикуются с его согласия.
Фамилия ЛГ вымышлена. События реальны.

«Новому поколению подводников России в память о тех,
кто погибал без боя и без славы,
но честь не потерял и Присяге не изменил.»

54 ГЛАВА.

1.

Виктор хорошо помнил, что депрессия началась с отчаяния и приступа нервоза.
Какой-то дьявольский порыв безумия...
«Неужели из-за провала? Он был неизбежен! Так ведь ничего же не было! Причём, здесь лодка?
«Тридцать седьмая» своё дело сделала! Губят флот, с у к и! Уже полдивизии на иголки ушло. Но ведь, ни Командующий, ни Главком, ни слова не сказали… - начал представлять картинку разделки на лом своей Ласточки и понеслось… От безысходности накручивал себя всё больше и больше, - «Тридцать седьмая» - самое дорогое, что есть у меня в этой жизни, да на флоте нет ей замены по боевым возможностям.»

О семье даже не вспоминал в этот момент - было затмение разума и потеря здравого смысла. Хотелось всё рвать и крушить вокруг. Жизнь потеряла смысл… Открыл сейф с табельными пистолетами офицеров. Достав своего «Макарова» и вставив обойму, передёрнул затвор. Наивно представил, что после одного выстрела может подняться офицерство флота. Вспомнил слова, что офицер имеет право на самострел, но нужно помолиться и попросить Господа простить и принять. Тогда нужно писать конкретную причину. Начал писать, но кратко не получалось. Комкал листы и засовывал их под подушку. Именно, затянувшееся размышление о причине поступка постепенно упорядочило хаотичное движение мыслей. Глянул на иконку Пресвятой Девы Марии с Иисусом.
Молитв он не знал, и обычно с ней разговаривал без пафоса, прося только удачи кораблю и здоровья родным, или дать сил на терпение и избавление от эгоизма и гордыни. Вспомнил продолжение слов Татьяны: «… но выбрось это из головы!». Грустно и скучно одиноким душам самоубийц, которым суждено летать в бесконечных просторах Галактики... Посмотрел на рыбок, фотографии семьи и потрогал школьный бант дочки. Задумался...
«Нет! Не для моих мозгов этот свинец…бесславно и бесполезно.»

Попёрли другие фантазии, начиная от угроз затопления себя вместе с кораблём, и до покушения на Ельцина и Горбачёва. Вспомнил мятежного балтийца Саблина на «Сторожевом» и Петропавловскую крепость.
Убрал пистолет в столик, и прилёг прямо в тапочках. Сначала, пытался короче сформулировать ультимативные требования, но без ядерного оружия на борту все рассыпалось. Поразился своему психоимпульсу и долгому предчувствию негатива. Как мать чувствует на расстоянии беду детей, так и он пребывал в ощущении тревоги, и как оказалось, за своё дитя «тридцать седьмую», свою «Ласточку», как любимую девушку. Успокаиваясь, прокручивал прошлое. Невольно нахлынули воспоминания о своём назначении на «С-37», знакомства с его «девочкой» и совместной жизни до этих страшных дней.

***
Март-апрель 1985 года. Ленинград. «6-ые ВОК ВМФ».
Страна только успевала хоронить руководителей и грузы «двести» из Афганистана.

Флот, по-прежнему, без какого-либо воинствующего духа бороздил моря и океаны. Залив Сидра яркое тому свидетельство - Ливийская Джамахирия была просто предана Союзом и наша эскадра отстаивалась в точках Кипра и Греции. Руководство страны дремало в обнимку с ядрёной дубинкой межконтинентальных ракет. Вся страна, кроме больных и спортсменов, жрёт водку, спасая внутренними оборотами денег в основном тяжелую промышленность и ВПК. Формализм, шаблонность, искусное очковтирательство, безудержное упрощенчество и другие экспрессивные пороки боевой подготовки и боеготовности насаждались в войсках сверху вниз.
У офицеров оперативного отдела флота на рабочем столе с картой лежат два справочника по характеристикам наших кораблей и вероятного противника. Слева для победы, другой справа для поражения...пользуйся на волю начальников. Вот так уныло выглядело наше искусство управления силами флота.

Готовность к новым условиям войны, требуемую ещё Андроповым не понимал, прежде всего, сам генералитет. Современные условия боевых действий, не позволят, долго, как в сорок первом, запрягать русскую телегу.
К сожалению, нас учат, когда бьют... Академии отрывали офицеров на два года от реалии войск и давали только перспективу роста, да и то чаще - незаслуженно. Классы же, готовившие командиров кораблей первого и второго ранга, за десять месяцев учили воевать реально. Конечно, материально-техническая база желала лучшего, выручали калькуляторы, но именно здесь закладывались основы совершенствования военно-морской техники. Десять месяцев упорной учёбы в городе Петра с достаточной степенью свободы - есть то новое условие, когда каждый офицер-слушатель выбирал объём нужных ему знаний. В объёме программы, абы как, или больше неё. Малая часть офицеров выбрала второе, и проявляли активность.

2.

Около семнадцати часов, Самарин стоял с планшетом Ш-26 и таблицами своих расчётов спиной к двери в кабинет начальника кафедры БПТО, то есть боевого применения торпедного оружия. Стоял и волновался, продумывая форму и содержание доклада своих расчётов. На улице было темно, и в зеркале оконного стекла он увидел, как открылась кабинетная дверь. Развернувшись по-строевому, доложил:

- Товарищ капитан первого ранга. Слушатель капитан-лейтенант Самарин. Прошу разрешения обратиться.

Начкафедры Абрамов вышел в шинели и уже доставал ключи из кармана, в готовности закрыть дверь.
Первая мысль: «Опоздал. Он домой торопится. Сегодня не получится».

Капитан первого ранга Абрамов Олег Константинович. Начальник кафедры боевого применения торпедного оружия. В своё время, командовал средней подводной лодкой «С-350» головной в серии проекта 633 на Северном флоте. Установил тогда рекорд погружения на глубину триста метров, а фактически ещё почти на пятьдесят метров глубже. Имел опыт боевых служб и дежурств. Во время погрузки боеприпасов в лодку торпеда сорвалась с погрузочного устройства и, проскользив по торпедному лотку внутрь первого отсека, триста десять килограммов «морской смеси» в боевой части (почти тонна тротила) разворотило нос лодки в клочья. Только на одном причале было убито или ранено около ста человек. Командир Абрамов, отброшенный взрывной волной, контуженый, бросился с причала на мостик и затем в Центральный пост. Сумел собраться и, сориентировавшись в обстановке, боролся до конца за плавучесть корабля и спасение оставшихся в живых моряков. Поврежденная носовая оконечность лодки затонула, упершись в грунт. В двухтысячном году, подобная катастрофа постигнет атомный подводный крейсер «Курск», только в подводном положении, не оставив шансов на спасение израненных остатков экипажа. Была сильно повреждена и соседняя лодка. Действия командира Абрамова по управлению борьбой за живучесть корабля и спасению личного состава были признаны грамотными, а поведение отважным.
Его не сняли с должности и не судили, как стрелочника - главное не наказали. Было признано несовершенство торпедо-погрузочного устройства и системы взрывателя торпеды.
Редкие лекции Абрамова были не просто новаторски интересными, но и побуждали творчески подходить к применению торпед. Авторитет преподавателя Абрамова был велик и торжественен. Вид высокого, крепкого, слегка сутулого, седовласого офицера - говорил о его бывалости и твёрдости. Его вклад в военно-морскую науку побеждать, трудно оценить из-за величия. Разговаривал всегда спокойно со снисходительно-обаятельной улыбкой.

***
Так и сейчас, с улыбкой окинул Самарина взглядом с ног до головы, и остановил его на планшете:

- Да, Самарин. Это что? Ш-26? Маневрировать будем?
- Стрелять! Стрелять, товарищ капитан первого ранга…- убедительно ответил тот, и хотел было продолжить, что бы заинтересовать его и не быть отфутболенным.
- Ну, если стрелять. Пойдём, постреляем… - игриво ответил Абрамов, вернулся в кабинет и включил свет,- Долго стрелять будем?, - ему, видимо, не хотелось снимать шинель.
- Минут десять, если без тактики.

Начкафедры снял шинель, убрал всё лишнее со стола, и Самарин разложил свой планшет.

- Считаю, что укоренившаяся догма необходимости маневрировать в позицию стрельбы нашим тихоходным лодкам при наличии скоростных торпед 53-65К - лишнее. Торпеда сама всё сделает с двумя углами поворота и войдёт в эффективную область кильватерного следа цели. Нужен простой расчёт и тренированность. Показываю…
На курсе атакующей подводной лодки, равном пеленгу на цель при допуске ошибок в дистанции и параметрах её движения область возможных положений цели представляла собой фигуру, похожую на янычарский ятаган. Задача командира направить в неё свои торпеды. Первый их курс в позицию стрельбы, то есть в точку второго поворота. Второй курс, оптимально режущий вдоль плоскость «ятагана» с обеспечением техусловий наведения торпеды. Перископ не нужен - только правильный прогноз дистанции по гидрологическим условиям и первичное маневрирование. А промахнуться в такой широкий «ятаган» трудно.

Стараясь уложиться в свои десять минут, Самарину не удавалось обосновывать свой способ всеми тремя примерами допусков. После очередного взгляда на часы, Абрамов его успокоил:

- Не ограничивайся. Я никуда не тороплюсь. Поехали дальше.

Незаметно увлеклись. Затронули и тактику прорывов рубежей обороны главной цели, и маневрирование на корректуру дистанции при сближении, и возможности стрельбы «дуплетом» через кильватерные струи охранников. В итоге, глянули на часы.

«Мой чемодан!?» - подумал Самарин, с ужасом представляя, как симпатяжка секретной части будет требовать, как минимум - ресторан за переработку. Как самый молодой в группе, Виктор был секретчиком, носился с чемоданом по трапам этажей и сидел на самоподготовке в классе, что называется до последнего клиента.
Но секреты сдавать надо вовремя. Подытожив прекрасно проведённое время, решили на следующий день встретиться в кабинете ЭВМ Шишалкина.
_____________________________________

Мои стихотворения по теме «Призрак»

1.

С отчаянья и приступа невроза,
взметнулся этот дьявольский порыв.
Над «Ласточкой» реальная угроза!
Взял пистолет Самарин, сейф открыв.

Флот губят, растащили на иголки.
Жизнь, без подлодки, потеряет смысл.
Поймут ли самострел морские волки?
«Не для мозгов свинец» - мелькнула мысль.

Что сберегло от гибельного шага?
Писал причину, комкая листы...
Иконы лик... Аквариума влага.
Семья на фото, милые черты.

2.

Фантазии попёрли, начиная:
«С собою вместе, лодку затопить»,
До мятежа открытого, кончая...
А память прошлого, поймала нить.

Март. Ленинград. Весна восьмидесятых.
Груз «двести» шлёт стране Афганистан.
Повальной пьянкой общество объято.
Расхлябанность на флоте и обман.

На классах подготовки командиров,
Оттачивал Самарин мастерство.
Не в академии, а в жизни перспектива.
Учение без практики - мертво.

3.

Объём программы выбирали сами.
Но сверх неё, не каждый офицер,
Пожертвовал свободными часами.
Викто'р конечно, в этом преуспел.

С таблицами расчётов и планшетом,
К начкафедры с докладом он пришёл.
Абрамов был большим авторитетом,
«Науку побеждать» знал хорошо.

Рекорд - на триста метров погруженье.
Командовал «С-350» ...
Контузия (торпедный взрыв), ранения.
Но крепок, седовлас, спокойный взгляд.

***
Заметно, увлеклись они, в итоге,
Рассматривая тактику стрельбы.
Самарин спохватился, вдруг «О, боги!»
Секретный чемоданчик, где же ты?

*фото: Балаклава
*продолжение: http://www.proza.ru/2019/06/29/973