Дух старины. Ещё раз о блошиных рынках

Светлана Петровская
   Вне конкурса Александру Терентьеву "В стиле ретро"

                Дух старины,
     Или французские блошиные рынки.
               
  Мы с мужем оба художники. В своё время, работая во Франции, в свободное время мы любили путешествовать по этой стране и не раз попадали на рынки. В каждой стране, надо сказать, есть особенные рынки, где можно приобрести старинные вещи. Я хочу пригласить вас во Францию, на знаменитые броканты.

   Если вы любитель древностей, у вас уже появилась лёгкая дрожь охотника?
И вправду, чего здесь только не найдёшь!!  Начнём с крупного!  Мебель…

   Бюро и конторки с инкрустацией. Ван-гоговские стулья. Причудливые столики, где на тёмном лаке видны от старых вин загадочные кляксы, похожие на материки с несуществующих карт.

 Древние зеркала, где за вашим отражением маячат призраки прошлых владельцев.
Скрипучие ротанговые кресла, потемневшие и протёртые французскими дворянскими задами.

    Теперь посуда… Французы любят и берегут свои сервизы. Конечно, лиможский фарфор вы вряд ли встретите, но отыскать изящную чайную пару или настенную тарелочку тонкого литья с пасторальной подглазурной росписью – запросто!

  Популярны медные кастрюли и сковородки. Начищенные до блеска, они часто просто украшают кухню или камин.

   Кофемолки, подсвечники, подносы – сколько прекрасных натюрмортов можно составить из них!

    Вещички из французских колоний тоже прекрасны! Мы отыскали  медную кофеварку, где арабская буквенная вязь обвивала бока дивным орнаментом.  Купили изящные латунные тарелочки с эмалью – они до сих пор радуют глаза!

  В гараже у одного маленького француза такой странной наружности, словно он и сам пролежал на полке лет двести,  мы приобрели прекрасный стеклянный штоф с ручной гравировкой.

    Штоф, слегка кривоватый, но из необычайно прозрачного стекла, венчала круглая притёртая крышка. Как он был красив! Был – потому что чемодан, куда мы бережно упаковали наши вещи, возвращаясь в Россию,  потерялся при пересадке в турецком аэропорту… Но штоф так поразил наше воображение, что до сих пор незримо существует в нашем доме, куда так и не доехал.

    Конечно же, не ценность, и не полезность, и не статус привлекали нас в старых вещах – только дух старины, и то, что на Руси издавна называли и называют – «как мера и красота скажут».  То есть утилитарность и эстетика предмета: ты пользуешься им, и тебя радует его вид.

    Как например, приспособление для жарки каштанов на открытом огне. Это два медных полушария с дырками,  с двумя длинными ручками-щипцами на концах.
 
    Или ювелирные весы на каменной подставке… Мы не пользуемся ими – они просто существуют в нашем доме, украшая его, как символ некоего равновесия.
   
     О мелочах скажу особо. Рачительные французы продают всё: пустые бутылочки от духов и коллекционные пробки от бутылок, поломанные инструменты, ржавые гвозди (да-да!), остатки бабушкиных кружев и даже… нашу хохлому!

   Копаясь в коробке под столом среди разбитых чашек и гнутых вилок,  мы нашли металлическую фигурку Христа. Ступни его были сложены не по-католически одна на одну, а раздельно, как в  православном каноне.
     «Ну, что ж, поедешь домой», - вздохнул муж, расплачиваясь.

   Конечно, были и старинные книги, но - на французском языке...

  Ещё я заметила, что французы любят из всего делать праздник. В день броканта  работают вагончики с едой. Для детей монтируется карусель с лошадками.

    А продавцы раритетов вальяжно сидят за столиками, попивая вино и поедая ароматные колбаски вприкуску с традиционным багетом. И дразнящие запахи французского сыра щекочут обоняние туристов из разных стран.

  И вечный французский шансон из приёмников льётся и кружит голову...

  Если бы мы ещё лучше знали язык!  Но в провинции французы английский не принимают. Однако я приловчилась носить с собой ручку и блокнот.

   «Комбьян кут?» - и продавцы понятливо кивают головой и коряво выводят цифры на бумаге. Помню, один живописный мсье, когда я показала на медную чернильницу в завитушках позолоты, значительно покивал головой и написал мне цену: 50 евро. А затем с нажимом добавил слово «Napoleon» с тремя восклицательными знаками. Со вздохом я констатирую, что вещица Буонапарта осталась у прежнего хозяина.
   
  Впрочем, броканты полны предметов и ценой в 1, 2, 3 евро. Иногда я думала, да и сейчас думаю, что не желание заработать, а гораздо более сильное желание приятно провести выходной главенствует в этот день в душах тех французов, что проводят время на брокантах.