Картина 14, красная, звонкая. 5 курс. Моя Россия

Дмитрий Никонов 3
Весь последний год студенты выполняли индивидуальные работы, а обычных занятий не предусматривалось. Каждому студенту назначался наставник. Михаил был счастлив, что руководителем ему был определён профессор Пименов. Предполагалось, что студенты создадут серию работ и попытаются продать их в художественных салонах на Невском проспекте, а наставники будут советовать, как это сделать лучше и быстрее. Михаил же подозревал, что за студентами просто был нужен глаз да глаз, чтобы те не повесничали.
 ***
Раз прекрасным январским утром Михаил воодушевлённый шёл из общежития поработать в студии, когда вдруг услышал звонкий девичий смех, серебряным колокольчиком разливавшийся на большой лестнице. Сцена: двое студентов, Корсеев и Брезе, стоят разинув рты, высокая, статная девушка с длинной русой косой трёт ступени большой шваброй, но кто же смешит-развлекает это юное создание? Извольте видеть, никто иной как Гаврила!
– Кто эта девушка? – полюбопытствовал Михаил у Брезе.
– Это внучка привратника Прокопия, – Брезе всегда был осведомлен обо всём про всех. – Зовут Люси. Он привёз её из деревни.
И действительно, девушка была одета в обычный крестьянский наряд – свободную длинную красную рубаху. Под рубахой Михаил угадывал волнующую грудь и в меру полные бёдра. Но в целом её фигура была вполне пропорциональной. Девушка была воплощением природного здоровья, волосы её были блестящими и румянец во всю щёку. «Неудивительно, что мы, чудики, при виде её пускаем слюни. Особенно в сравнении с петербургскими девицами, плоскогрудыми и анемичными в этом промозглом климате».
Позднее Михаил узнал, что её полное имя Лукерья, с красивыми уменьшительными именами Луша, Глаша. Сирота, родители рано умерли, выросла она на руках деда и бабки. Дед её, Прокопий, солдат войны 1812 года, имеющий серебряную медаль “За взятие Парижа”, в надежде на лучшее её будущее, по своему разумению, стал называть её Люси на французский манер и пристроил на работу уборщицей в Академию.

В конце дня Михаил набрался смелости ненароком встретиться и поговорить с Люси. Он решил играть роль этакого внимательного и доступного наставника, пожелавшего поговорить о том о сём.
– Так откуда ты, девица-красавица?
– Из Холмогор мы, – со всей откровенностью принялась она рассказывать о себе.
– Что за название, где это? – Михаил был в недоумении.
– Под Архангельском. Я так счастлива, так счастлива быть здесь. Это настоящая сказка, что я работаю в таких пышных хоромах! А как наберусь опыта, поумнею, то смогу хорошо послужить горничной у какой-нибудь знатной дамы.
– Так что, холодно или тепло там, в Холмогорах? – Михаил никак не мог найти подходящей темы для разговора.
Люси, в свою очередь, явно недоумевала:
– Это же север, барин! Конечно, холодно.
Михаил проклинал себя за робость и нерешительность: «Тоже мне хитрец, ловкач! Нашёл, о чём говорить, о погоде!» Он вконец смутился, покраснел и поспешил откланяться.

Несколько дней спустя, Михаил заметил, как Александр говорил с Люси в вестибюле:
– … честное слово, в комнате всё покрыто пылью. Так что, прелесть моя, не сочти за труд убери нашу комнату сей же день.
– Непременно, барин! – Люси проявляла особое рвение на своей новой работе.
Как только Люси поднялась наверх, Михаил прижал Александра к стене:
– Гаврила, что за глупостей ты тут наговорил. Наша комната куда как чиста. Что ты такое замыслил?
– Остынь, Купа! Я лишь хотел сделать нашу комнату ещё чище. А теперь иди по своим делам, – с этими словами он тоже взбежал вверх по лестнице.

Видя, что Александр идёт в их комнату вслед за Люси, Михаил почувствовал себя буквально парализованным полным своим безволием и робостью. «Было бы очень глупо, – убеждал он себя, – в таком состоянии врываться в комнату, но и заставить себя уйти было столь же невозможно».
Через несколько минут Люси и Александр вновь появились, раскрасневшиеся и запыхавшиеся.
– Что ты здесь делаешь, Купа? – Александр был чрезвычайно удивлён.
– Что там произошло? – потребовал Михаил.
– Что ты имеешь в виду – «произошло»? Я её не тронул – почти…
 ***
Весь следующий день Михаил растирал краски и грунтовал холсты, но мысли его постоянно возвращались к Люси. Он решил найти что-нибудь интересное, чтобы можно было начать разговор с ней. На другой день с утра он уже сходил в книжную лавку на Васильевском острове, где купил книгу сказок Пушкина. Любил он их с семилетнего возраста. Не то чтобы Пушкин был знаменит сказками. Он написал и романы, и повести, и множество стихов. Но его сказки были написаны прекрасным плавающим, “сказочным” хореем, они легко запоминались, однако были не столь простодушны, как можно было ожидать. Пушкин занимает особое место в сердце каждого русского. До него литература была тяжёлой, неизящной, её невозможно было читать без зевоты. Пушкин же имел талант писать мелодичным, лёгким и солнечным языком. Поди оторвись от чтения его книжки! После него было уже немыслимо писать старым стилем, все русские писатели стали подражать ему.
 ***
Михаил нашёл Люси в комнатушке привратника в подвале.
– Люси, я подумал, что у Прокопия не так много книг, и решил сделать тебе маленький подарок. Надеюсь, это понравится тебе, – и он протянул ей книгу стихов Пушкина.
– Благодарствую, барин! Это очень любезно с Вашей стороны. Но я грамоте не обучена, читать не умею.
Михаил предпочёл бы, чтобы земля разверзлась у него под ногами и поглотила его. Он не только не сумел наладить отношения с девушкой, он очевидно продемонстрировал барское, презрительное своё отношение к тому ужасающему положению, в котором находились бедные крестьяне. И действительно, кому их учить в деревне?! Она сирота, дед её, солдат войны 1812 года, имеет серебряную медаль “За взятие Парижа”. Как-то научился болтать немного по-французски, но, наверно, сам тоже не шибко грамотен…

Через несколько дней после этого случая Михаил мимоходом, издали заметил, как Александр остановил Люси и вручил ей красивую коробку шоколада. Она взвизгнула от удовольствия. А позже Михаил неоднократно наблюдал их прячущихся по углам большого здания Академии.

На иллюстрации:
Александр II
неизвестный художник
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Оглавление        http://www.proza.ru/2019/06/12/820
Картина 13, авангардная. 5 курс.             http://www.proza.ru/2019/06/13/160
Картина 15, багрово-красная. Экзамен.   http://www.proza.ru/2019/06/13/168