Вот так домик!

Нина Пигарева
(Старинные прялки. Фото автора)

Молодые супруги Пономарёвы купили в селе Рябчево кирпичный домик, которому более века. В округе такой он не один, но вряд ли его «ровесники» могут похвастаться старинным редкостным убранством, какое оставалось до недавних пор. Впрочем, обо всём по порядку.
      
Новым хозяевам домик достался со всем имуществом, принадлежавшим бывшим обитательницам, двум сёстрам – старушкам, никогда не выходившим замуж, ушедшим в мир иной несколько лет назад. Их младшему брату, городскому жителю ни к чему оказался «антиквариат» сестёр, вот он и оставил это «наследство» молодым владельцам, рассудив таким образом: «Что-то на первых порах в хозяйстве сгодится, что-то на дрова пойдёт, ну а хлам ненужный сами в костёр бросите».
 
Старые девы – покойницы, видать, прижимистыми были, всю жизнь богатство копили. На полную коробочку походило когда-то их гнёздышко, а с сегодняшней точки зрения многим предметам старины место в краеведческом музее.
      
Нынешние жильцы Пономарёвы сжечь пока ничего не успели, временно отправив диковинный скарб на чердак, в чулан, в сараи, кое-чем поделились с местными бабульками.
      
С Ириной Пономарёвой я познакомилась случайно, очень заинтересовалась их приобретением с «довеском». В итоге Ира любезно пригласила меня в гости и показала старинные предметы быта.
      
Итак, начнём с мебели. Она вся самодельная, резная: два обеденных стола, что два надёжных богатыря, большие, прочные, один из них дубовый. Сколько поколений трапезовали за ними – неизвестно, но добротность их впечатляет и сейчас. Радуют глаз изящные этажерка и тумбочка, в которых чувствуется тонкая работа мастера. Украшением избы служила и лавка-диван с полумягкой спинкой, с жёсткими боковинами. Красиво смотрится деревянная фигурная овальной формы рамка. Скорее всего, в неё было вставлено зеркало.
      
Восемь сундуков от больших до малых прятали от завистливых взоров накопленное годами состояние сестёр: понёвную и другую, более современную, женскую одежду, шали, платки и полушалки, самотканые новые дерюжки, две пары кожаных, почти не ношеных сапог, верх которых с подошвой крепится деревянными шпильками в три ряда. Такую обувку за много лет не стоптать, но рачительные женщины, похоже, берегли сапожки, надевая лишь по большим праздникам.
      
Две прялки (в рабочем состоянии), фрагменты ткацкого станка, а также всевозможные готовые изделия говорят о мастеровитости и трудолюбии сестёр.
      
Несомненно, историческую ценность представляют и другие предметы старины: деревянные гребни, чёски, ухват, с десяток различных «экспонатов», коим мы с Ириной затруднились дать объяснения. По всей видимости, применялись они предками ещё позапрошлого столетия.