2. Богородицк и императрица

Вера Полуляк
На высоком постаменте, в полный рост, величественная фигура царицы Екатерины II Алексеевны Великой.
Памятник был установлен сравнительно недавно – в 2015 году. Но появление его в провинциальном городке логично - именно ей город обязан тем, что занимает свою особую, почётную нишу в череде небольших провинциальных городов.

Екатерина – II. Что же нам известно о ней из исторических документов?
Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексеевна;  родилась в 1729, Штеттин, Пруссия, скончалась в  1796, Зимний дворец, Петербург),  императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.

Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина замуж была отдана в Россию, в 16 лет, за Петра, наследника трона царицы Елизаветы Петровны (1709-1762).  А сама к власти Екатерина  пришла в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III, поцарствовал который всего полгода.

Екатерина II была очень умна, образована. Когда судьба привела её в Россию, быстро освоила в совершенстве русский язык, справедливо полагая, что без знания языка не сможет понять и полюбить страну.

Став императрицей, она напишет в своей Особой тетради:

«Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня
    Господь; Он мне в том свидетель. Слава страны - создает мою славу.
    Вот мое правило: я буду счастлива, если мои мысли могут тому
    Способствовать».

При Екатерине Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа).

В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Екатерине – II  многого удалось достичь в плане государственного управления, но счастья в личной жизни обрести, похоже, не удалось. Семейная жизнь с сыном Елизаветы Петром не заладилась с самого начала. Молодой супруг не скрывал, что не любит жену и открыто увлекался другими особами.

 «…я старалась из самолюбия заставить себя не ревновать к человеку, который меня не любит, но, чтобы не ревновать его, не было иного выбора, как не любить его. Если бы он хотел быть любимым, это было бы для меня нетрудно: я от природы была склонна и привычна исполнять свои обязанности, но для этого мне нужно было бы иметь мужа со здравым смыслом, а у моего этого не было», - напишет позднее императрица в своих Записках.

Законный супруг Екатерины после смерти своей матери и восшествии на престол в качестве императора и вовсе привёл во Дворец свою любовницу Елизавету Воронцову.
С Екатериной супружеские отношения совсем прекратились, всем было ясно, что беременная Алексеем императрица не от него ждёт ребёнка.

…О том, что сама императрица бывала в Богородицке, сведений не сохранилось. Но монумент ей, воздвигнутый спустя века, органично вписался в ландшафт и архитектуру города.

продолжение http://www.proza.ru/2019/06/10/1092