Тупик русскоязычных специалистов

Моисей Харитонов
Конкретный пример

1.Введение

На сайте http://haifainfo.com/?p=166478 27.10.2018 от имени каких-то «мы» Николай Голубев, профессор, выступил с призывом «начать общенациональное обсуждение состояния системы образования, в виде создания общественных педсоветов, публичных дискуссий, проведение конференций и пр. для получения консенсуса о путях дальнейшего развития образования».

В электронном журнале Олега Фиговского «Наука и жизнь Израиля» научная, преподавательская и общественная компетентности Николая Голубева представлены:
- образование. Факультет хорового дирижирования СПбГУКиИ + психологический факультет Ленинградского ГосУниверситета, в 1990-1992 году стажировался и читал лекции в Мэрилендском Университете (США),

- научное признание. Кандидатская диссертация в НИИ Художественного Воспитания (Москва, АПН СССР),

- научная и преподавательская работа. Ассистент, доцент, профессор РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург),

- израильский опыт. В Израиле с 2015 г. Действительный член академии ИНАРН, ассоциированный исследователь Института Евро-Азиатских Еврейских исследований (IEAEI, Израиль),

- публикации. 9 монографий и более 50 статей на русском и английском языках по психолого-педагогической диагностике и методологии педагогических измерений.

Моя гипотеза, уже сформированная проявлениями самого Николая Голубева:

а) русскоязычный ученый или специалист, новичок в Израиле, попадает в общину «русскоязычных», установившиеся отношения в которой повторяют «гетто» периода немецкой оккупации.
 
i.Есть подобие «юденрата» - признаваемая внешним окружением руководящая структура.
ii.Есть прильнувшие к персонам «юденрата» и зарабатывающие «жизненные блага» участием в задачах «юденрата».
iii.В отношениях практикуются ограбление, воровство, обман - иногда прямой, жесткий, иногда на уровне легкого лукавства, когда сам лукавящий самообольщается.
iv.Звенья внегеттовского Израиля (муниципальные, общегосударственные административные, партийные и пр.) поддерживают состояние «гетто», используют - через «юденраты» - людей «гетто» под свои задачи. 

б) Николай Голубев, как новичок (в Израиле с 2015), втягивается в имитационную деятельность «академиков» - вариант (аi) и, в свою очередь, пытается лукавством заполучить групповые проявления, на фоне которых может самоутверждаться.

Далее - цитирую и пытаюсь осмыслить общественную инициативу «действительного члена академии ИНАРН».

2.Концептуальное представление системной связки «национальная безопасность - человеческий капитал - подсистема *образование*»

Концепуальное представление сформировано несколькими выдержками из СМИ.

Цитирую

«Сегодня система образования в Израиле переживает не самые лучшие свои времена. Не случайно, что главный ученый министерства Интеграции Зэев Ханин ссылаясь на проведенное им исследование в числе основных проблем, которые «которые заставляют людей искать счастья за кордоном» указывает на проблемы с образованием детей в Израиле. (Вести 06.07.2017) https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-4972747,00»

Мой комментарий:

Система образования - очевидно важный элемент национальной жизни и, даже, если оно кажется в хорошем состоянии, имеет смысл напрячься и побеспокоиться сделать его еще лучше.
Если же есть признаки, вызывающие беспокойство за состояние и перспективы Системы, тем более обсуждать надо.

Зэев Ханин потому «главный ученый министерства Интеграции», что понимает, какие реалии надо обходить молчанием; он заведомо рассматривает не целостную, а инвалидную, урезанную систему «Израиль в мире, настоящее и перспективы». Образование «за кордоном» и образование в Израиле не существуют сами по себе: уровневое и содержательное соотношения между ними СИСТЕМНО ОБУСЛОВЛЕНЫ отношением «интересы + силы» обеих сторон.
«Закордон» сильнее Израиля во всех отношениях, включая географические качества, и заинтересован использовать Израиль в качестве жертвенного форпоста на пути иноцивилизационного наката. «Закордон» опирается в Израиле на эгоистичную часть израильского истеблишмента, сдающего остальной Израиль в обмен за «закордонные» возможности для себя.

Цитирую

«Годом ранее другой Главный ученый Министерства науки и управления инноваций А. Хасон в газете Вести написал, что ситуация в израильской высокотехнологической промышленности будет только ухудшаться. «В ближайшие 10 лет в стране образуется дефицит специалистов, в первую очередь программистов и инженеров.» (Вести 23.06.2016) https://www.vesty.co.il/home
Подтверждением этих высказываний то, что с 2004 по 2014 год количество выпускников вузов по дисциплине компьютерные науки сократилось с 3000 до 2250 в год, а доля выпускников факультета точных наук с 13% до 8.7%.  
Не может не беспокоить, что в Израиле увеличивается число людей, имеющих очень плохое образование. Согласно данным министерства просвещения (2014г.) в Израиле 200 тыс. человек (3.4% населения) не умеют читать и писать, 10% имеют лишь неполное среднее образование (8 классов), 20% закончили обучение в школе до 10 класса, т.е. не имеют полного среднего образования. Более поздних данных на сайте министерства мы не нашли».

Мой комментарий:

Специализированная организация TAUB CENTER for Social Policy Studies in Israel оперирует впечатляющими процентными показателями, но приводит в своих публикациях характерные сегменты израильского населения и соотносит эти впечатляющие проценты с особенностями сегментов. Включая такие СУЩЕСТВЕННЫЕ сегменты (существенные - в количественном, политическом, безопасностном, культурном), как «арабы», «харедим», ... Тогда представления и эмоции, вызываемые этими впечатляющими процентными показателями - АДЕКВАТНЫ сути израильской ситуации.

При этих моих рассуждениях о «научных» статьях и докладах Николая Голубева, мне представляется, что:

1.не совсем счастливый человек, потому что давлением окружения низведен до неадекватности по отношению к реальной жизни. Пленен в своеобразном гетто ненужных Израилю бывших советских ученых и специалистов.
2.вовлечен в имитационные формы доживания, которые сформированы и поддеживаются активными имитаторами для манипулятивного использования более слабых «жителей гетто» в получении себе некоторых статусных выгод (типа самотитулования «академиками», навязывания непродуктивных контактов тем, кто занят в реальном Израиле) и самоудовлетворения. 

3. "Пристыживание" и стращание недостатками в качестве израильского "человеческого капитала"

Цитирую

«В Израиле ученики начальных и средних классов занимают самую низкую позицию среди развитых стран по стандартным экзаменам: математике, естественным наукам, чтению, несмотря на то, что они проводят в школе больше времени, чем учащиеся в других странах OECD (The Organization for Economic Co-operation and Development).
  
Эксперты OECD отмечают, что в «израильской системе школьного образования основной акцент делается на механическое заучивание учебного материала, а все основные методики сводятся к повторению и зубрежке. В результате, лишь примерно половина школьников в стране претендует на аттестат зрелости («багрут»), а профессиональное образование не поощряется в должной степени. Несмотря на высокую долю израильтян с высшим образованием, доступ к нему малообеспеченных слоев населения ограничен. Кроме того, постоянно падает число выпускников, претендующих на степень бакалавра».
   
Показателен доклад «Образовательная реформа в США и национальная безопасность», подготовленный Государственным Департаментом США для Конгресса США, в котором утверждается, что низкий уровень образования определяет пять угроз национальной безопасности: «1) стагнацией или даже падением экономического роста и конкурентоспособности; 2) ослаблением военной безопасности; 3) опасностью для интеллектуальной собственности; 4) угрозой глобальным интересам США; 5) потерей единства и сплоченности нации.

Самое главное — национальная безопасность  тесно связана с понятием « человеческий капитал». Человеческий капитал нации настолько же силен, насколько сильно образование.

Мы являемся свидетелями четвертой  технологической революции. Технологии растут быстрее, чем мы можем осознать это развитие.  Понимая это лучшие мировые системы образования на сегодняшний день – Сингапур, Финляндия, Южная Корея. Они создали свои новые модели образования, изменили их концепцию.  
По опыту стран с наиболее успешной системой образования (Финляндии, Южная Корея, Сингапур, Уругвай) толчком к началу реформ послужила организация  общенациональной дискуссии, обсуждение ее проблем и путей модернизации. Инициатором этой дискуссии может стать наша партия.
 
В современном конкурентном мире главным природным ресурсом Израиля продолжает оставаться мозги народа. Уровень интеллекта этих мозгов напрямую зависит от качества функционирующей в государстве системы образования и воспитания – фундамента, на котором строится человеческий капитал».

Мой комментарий:

Эти ссылки являются сочетанием «пристыживания» (из интернета: Пристыживание – самое хорошее средство добиться от ребенка послушания. Часто родители используют пристыживание для управления поведением ребенка.) и «стращания». Для чего? Чтобы 1.казаться общественным лидером, поднявшим за собой «массы»? 2. получать морально и денежно оплачиваемые заказы на педагогическую диагностику?

Если говорить об израильском национальном человеческом капитале, то учитывая высокую относительную несамостоятельность Израиля параметры и уровни имеет смысл определять с учетом спектра влиятельных интересантов.
 
Население Израиля, которое может оказаться втянутым из региональных военных столкновений в противоборство глобальных гигантов уровня «Запад» - «исламизм» и которое не обеспечено возможностями жизнеспасительной эвакуации небойцов, - только один маловлиятельный интересант.

Поэтому, ставя вопрос о подключении к развитию «человеческого капитала», надо ясно определить - развитие под какого интересанта. Естественно, если цель такого подключения - циничная и корыстная, то декларации о целях будут ложными, манипулятивными. Для глупого радетеля о «развитии израильского человеческого капитала» такие цинизм и корыстность могут оказаться спрятанными в глубине души под приятным самовосхищением. Лукавая игра личностного мира.

Повторюсь. Израиль, ПРАКТИЧЕСКИ, не является самостоятельным, независимым сообществом - его существование обусловлено обстоятельствами противоборства цивилизационных гигантов. В этих обстоятельствах, исторически сложилась + доступный собственный выбор, зависимость от «Запада» с американским лидерством.
«Запад» с американским лидерством контролируют, прежде всего, способность Израиля и израильтян подступаться и решать проблему Стратегии Выживания - Стратегии жизнеспасительного маневрирования в контексте межцивилизационного противоборства. В этом контексте, для «Запада» Израиль и израильтяне - расходный материал. Израилю оставлена возможность заниматься прагматикой. При том разброде интересов, который имеет место и извне поддерживается в израильской элите (см., например, главку «Генеральский политический корпус», http://www.proza.ru/2019/05/24/1747), попытки поиска и осуществления проблем на уровне Стратегии Выживания требуют наличия и мобилизации особых интеллекта, ценностной ориентации, воли и коммуникабельности.

Без ясного рассмотрения механизмов работы «человеческого капитала» на осуществление Стратегии Выживания и на решение проблем прагматики публикации Николая Голубева не являются ни научными, ни добротно публицистическими.

4.Собственно предложение Николая Голубева

Цитирую:

«Для того, чтобы понять реальную ситуацию мы предлагаем начать общенациональное обсуждение состояния системы образования, в виде  создания общественных педсоветов, публичных дискуссий, проведение конференций и пр. для получения консенсуса о путях дальнейшего развития образования.

Проконсультируюсь у Гугла - https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/350/ВСЕНАРОДНОЕ:

«... Всенародные обсуждения относятся к консультативным формам непосредственной демократии, поскольку высказываемые в ходе В.о. позиции не имеют формально обязывающего значения для органов, которым предстоит принимать решение, закон, хотя и подлежат учету, если нашли поддержку у больших групп участников.

... при Всенародных обсуждениях не существует гарантий и механизма учета поступающих замечаний и предложений граждан, что открывает возможность для различного рода манипуляций с "мнением народа". Кроме того, считается, что общество и без проведения специальных массовых кампаний может довести свое мнение до демократического законодателя через различные политические и общественные организации, СМИ, лоббистские структуры».

Мой комментарий:

15 лет назад, например! в отношении России, констатировалось «нет центров по производству идей (кроме технологической и политической прагматики) и нет общенациональных механизмов их обсуждения. Это называется интеллектуальный кризис»,  https://rg.ru/2004/06/17/tretyakov.html.

Без ясного рассмотрения механизмов «общенационального обсуждения», предложение такого обсуждения, в лучшем случае, является поведенческой простаковатостью, хуже - содержит в себе некоторое лукавство, попытку самоутверждения путем манипулятивного взвинчивания людей.
 
Профессор Николай Голубев - явно человек неглупый, образованный, порядочный. Да, есть некая лукавинка в его поведении - лукавинка, обусловленная организационным и психологическим давлением среды.

Цитирую:

«Предлагаем обсуждать не вчерашнее, а то, каким будет будущее, где будут наши дети. Израиль занимается экспортом мозгов. Причем бесплатно. А человеческий интеллект нужно сохранять и создавать условия для приращивания нашего дома. Иначе мы будет жить в стране даун-шифтеров.

Нас приведенные факты беспокоят, так как мы все являемся родителями.
Мы полагаем, что эти проблемы волнуют всех жителей Хайфы. Предлагаем принять участие в обсуждении данной проблемы.
 
Предлагаю всех заинтересованных и неравнодушных писать свои предложения и размышления. Давайте вместе подумаем, что недостает в нашем городе, какие кружки, какие направления дополнительного образования недостает».
 
Мой комментарий:

Предлагается решать проблему «модернизировать, улучшать систему школьнго образования в Израиле; сократить или пресечь экспорт изаильских мозгов» на конкретной территории - в отдельно взятом городе Хайфа?

Цитирую:

"Надо подумать о будущем.
  
Образование нации – это показатель, характеризующий державное достоинство, как государства так и граждан. В конкурентном мире мы должны понимать, что мозги народа( человеческий капитал)  – наше главное богатство, а уровень интеллекта этих мозгов напрямую зависит от качества системы образования и воспитания.
Нельзя больше заниматься демагогией о школьном  образовании в Израиле. Эту систему надо модернизировать, улучшать.
Еврейская пословица гласит: *Если жизнь не меняется к лучшему, подожди – она изменится к худшему*».

Мой комментарий:

В случае честного предложения проведения «общественных педсоветов, публичных дискуссий, конференций и пр.» нужны:

- Вводный материал (подборка хорошо структурированных материалов - статей из интернета),
- Комплекс определений/таксонов. Этот комплекс предстоит обсуждать на вводных этапах «общественных педсоветов, публичных дискуссий, конференций и пр.» с тем, чтобы могла состояться коллективная работа, в которой люди понимают сказанное друг другом.
- Вводный комплекс гипотез.
- Ясные целенаправленные и целесообразные процедуры, чтобы работа была ясной и организованной.
- Ясность в целях и обслуживающих цели задачах. Иначе, предложение Профессора, члена академии ИНАРН оказывается неким лукавством. У него-то самого цель есть - осознанная или подсознательная, - 1.занимать лидерскую позицию в процессе, 2.аккумулировать наработки, 3.предявить себя где-то общественным Лидером, автором ценных наработок, обладателем сформировавшейся «команды» исполнителей. При таком результате народ, вовлеченный в «общественных педсоветов, публичных дискуссий, конференций и пр.», оказывается поработавшим «на лукавого дядю» - обворованным. Нехорошо так.
- Концептуальное определение искомого продукта всей этой деятельности. Изначальное определение (хотя бы, на концептуальном уровне) Адресата продукта. Это - те социальные звенья, которые почему-то могут осуществить или  побудить/организовать осуществление наработанных предложений.
- «передатчика» наработок Адресату. Чаще всего, таковым инициатор подобной «общественной» деятельности видит себя. И инициативу он проявляет, чтобы стать таким «доносителем» полезных материалов Адресату - для того, чтобы заработать, прославиться, почувствовать себя «крутым». Таков Михаил Козлов, вице-президент «академии» ИНАРН с его проектом израильского протяженного искусственного острова в Средиземном море: призывает нарабатывать материалы проекта и напрашивается быть принятым в ряде высо-о-оких инстанций (см. «Явные признаки аферы»).

Мне не сложно было сообразить эти пункты - я уже многажды здесь, в израильской русскоязычной среде встречал указанное лукавство: «шустрик» пытается побудить народ на движение, на творчество, не поясняя - зачем все это самому шустрику надо, - а, в действительности, намеревается таким образом где-то предъявить СЕБЯ крутым политиком/ученым/лидером/патриотом ...

Среда - сообщество русскоязычных репатриантов - бывших советских ученых и специалистов, оказавшихся неспособными интегрироваться в реальный Израиль. Пока существует такая среда, надо снова и снова встречаться между собой, обсуждать проблему интеграции, кооперировать в дееспособные комплексы наши взаимодополняющие компетентности. Но ... быть настороже в отношении тех, кто промышляет обкрадыванием наших способностей, наработок, оставшегося жизненного ресурса.