По Книге Иова

Ваня Сталкер
                =Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих Имя Твое.=


«Душа человека, созданного по образу и подобию Бога, - пишет архимандрит Георгий (Капсанис), - стремится к Нему, тоскует по единению с Ним. И нет ей покоя, пока не найдет человек Бога и не соединится с Ним, сколь бы высока ни была его жизнь и многочисленны добрые дела его – потому что Сам Бог Святой вложил в него эту святую жажду, этот божественный эрос, это священное вожделение обожения, единения с Богом. Внутрь человека насаждена сила вожделения, данная Создателем для того, чтобы любить истинно, сильно, самозабвенно – как Сам Святой Творец, влюблённый в творение, в мир Свой. Человеку дана сила влюбиться в Бога, возжелать Его всей крепостью святого вожделения. Не имей он в себе образа Божия, его поиск Первообраза был бы бесплоден. Каждый из нас облечён образом Божиим, имеет Первообразом Бога. Образ стремится к Первообразу, и только когда находит Его, упокоивается в Нём».

=И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.=

"Его подвиги превышают всякую человеческую мудрость; для его побед нигде не найдется достаточно венков.
...
Вот, ты изгнал первых людей из рая. Смотри же, попробуй, если сможешь, согнать этого борца хотя бы с навозной кучи." -святитель Иоанн Златоуст. "О праведном и блаженном Иове".

Всё же рискну сказать своё слово ничтожное об этой Великой Книге - Книге Иова.
Единственно, чтобы обратить на Неё внимание Ваше и сподвигнуть к прочтению вдумчивому, прочтению разумом через сердце, в безстрастной Любви…
Опора на инстинкты, страсти, гордость, тщеславие, лукавство и лицемерие не позволит ничего понять в этой Книге. Она от них "запечатана".

Разум человеческий способен строить иерархии в подсознании, сознании и сверхсознании, формируя человека плотского, душевного и Духовного.
В «переходный период», в процессе эволюции - человеческий разум составляет разнопроцентную смесь из этих трёх «компонентов».
Как только в мысли или слове, или деле появляется хоть малейшее лукавство, сознание саморазрушается - хватается за самооправдание, отчаяние, обиду и гнев ослепляющие и оглушающие, недоумение, осуждение и упрёки, гордость или зависть, ищет себе свободу, ищет себе справедливость... суетится.
Только безкорыстная и безстрастная Любовь со-творяет Свободного Человека Со-Знающего Замысел.

Сознание в процессе «эволюции» освобождается от зависимостей и видит, наконец, реальность в вечности.


=Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
И не бойтесь убивающих тело, душИ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.=

«Один из еврейских мудрецов однажды отказался делится полученным им пониманием книги Иова именно потому, что постижение этого уровня подразумевает ситуацию, когда человек не должен знать условий «игры/экзамена», чтоб обнаружились скрытые в нём ошибки в отношениях с Творцом и человек мог на личном опыте вырвать это с корнем. Показатель такого неразумия – недоумение, обида или гнев в ответ на кажущуюся несправедливость Творца в ответ на старания человека угодить Богу в том числе - приходом в церковь, крещением, исполнением заповедей, праведной жизнью, служением и т.д.. 
Понять книгу Иова правильно возможно только после поднятия человека на этот новый уровень.
Но позже этот же еврейский мудрец приходит к выводу, что, если Бог оставил нам эту историю для изучения в Торе, значит раскрытие её смысла тоже не противоречит плану Бога.» -"Моя тишина. О чем книга Иова?" Наталия Дементьева.

"И здесь Иов говорит удивительное слово, выражающее одну из тайн его сыновней души перед Богом. Он говорит: “Нет между нами (между Богом и им, человеком) посредника, который положил бы руку свою на обоих нас”. За две тысячи лет до Рождества Христова, нищий, прокаженный старик в Аравийской пустыни провидит и предчувствует то, в чем так жизненно нуждается человечество и что должно совершиться. Он провидит, что падший мир алчет посредника, который, как звено, соединил бы небо и землю. Иов провидит Богочеловека. Он мог это провидеть, потому что сам был близок Духу Христову, духу Посредничества между Богом и людьми. Он ведь молился за своих детей, когда понимал, что дети его далеко отстоят от Бога, и что им нужен человек, который протянул бы руку к Богу, а другою рукою взял бы этих несчастных детей; и что только так может совершиться спасение слепого человечества. Но в то же время он не видит человека, который стал бы между миром и Богом, был бы свят, как Бог, и причастился бы страдания земного, как человек. Он не понимает, что этот Человек уже действует в нем самом." - архиепископ Иоанн (Шаховской). "Тайна Иова. О страдании".



Краткое содержание «преодолений» по Книге Иова:

1. Проблемы с ближними.
=И отвечал сатана Господу и сказал: разве ДАРОМ богобоязнен Иов?=
=и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!=

2. Личные проблемы.
=И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?=
=похули Бога и умри.=
=неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.=

3. Отчаяние - духовная сущность самоубийства.
=погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!=
=Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.=
=На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?=
=Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье.=

4. Личные проблемы переживаются труднее общественного служения.
=Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом.=
=Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?=
=человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?=
=Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости.=

5. Эмоции и страсти оглушают уши и ослепляют глаза, не давая осознать реальность.
=Взывай, если есть отвечающий тебе.=
=Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.=
=Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло.=
=Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:=
=И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь. И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле.=

6. Взывание к справедливости ведёт к осуждению и только.
=О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня!
Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святаго. Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?=
=Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил.=

7. Борьба с самим собой за свободу.
=Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?=
=Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета. Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его? Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою?=
=Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?=

8. Будущее не утешает настоящее.
=Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю, и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей. И если вначале у тебя было мало, то впоследствии будет весьма много. Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их; а мы – вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень.=
=Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает рукИ злодеев. Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием. Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет.=

9. Оправдание - беСсмысленное и пагубное "занятие".
=И отвечал Иов и сказал: правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи.=
=Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признАет меня виновным. Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного.=
=Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня, – и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе.= («просьба» о явлении нам Иисуса. =Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,= –В.С.)

10. Осуждение и упрёки тоже ведут к отчаянию и только.
=Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей.=
=Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?=
=что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей?=
=пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб! Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной,=

11. Самооценка не бывает верной никогда.
=Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?
Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих. Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению. Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?=
=Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно.=

12 - 14. Гордость собою - унизительна.
=И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?
Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем – человек праведный, непорочный.=
=В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?=
=Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение.=
=В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает; но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает.=

15. Обличение - призыв к покаянию.
=Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу. Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых. Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя.
Разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан? Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?=
=Разве малость для тебя утешения Божии? И это неизвестно тебе? К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь?=
=Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя; звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель. Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч. Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы. Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве, за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю, устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими; потому что он покрыл лице свое жиром своим и обложил туком лядвеи свои. И он селится в городах разоренных, в домах, в которых не живут, которые обречены на развалины.
Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его. Не уйдет от тьмы; отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его. Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему. Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть. Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман.=

16. «Гордость прошлым» не даёт понимания вечности.
=Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня. Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя. Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою, пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец. Вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою. Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, при всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста.=
=О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!= (а в вечности - =возлюби ближнего своего= -В.С.)

17. БеСнадёжная смерть надежды - духовная сущность отчаяния.
=Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы предо мною.=
=Дни мои прошли; думы мои – достояние сердца моего – разбиты.=
=Если бы я и ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.=

18. Лукавство и лицемерие губит само себя.
=Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его.=
=Сократятся шаги могущества его, и низложит его собственный замысл его,=
=Со всех сторон будут страшить его ужасы и заставят его бросаться туда и сюда.= (дуальность, диалектика –В.С.).
=Снизу подсохнут корни его, и сверху увянут ветви его. Память о нем исчезнет с земли, и имени его не будет на площади. Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли. Ни сына его, ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилищах его. О дне его ужаснутся потомки, и современники будут объяты трепетом.
Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога.=

19. Стремление оправдаться беспочвенно.
=Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда.=
=Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими.=
=А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.= (опять про Иисуса –В.С.)
=Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд.=

20. БеСсмысленность само-оправданий.
=Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня.=
=Разве не знаешь ты, что от века, – с того времени, как поставлен человек на земле, – веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?=
=Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него. Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!=

21. Зависть - плохой помощник при анализе.
=Лишь только я вспомню, – содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое. Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них.=
=Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?=
=Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится? Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?=
=Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь.=

22. Следовать безкорыстно Закону Любви.
=разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?=
=Сблизься же с Ним – и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро. Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков – золото Офирское. И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя, ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет. Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем, избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих.=

23, 24. Само-праведность мешает пониманию Замысла.
=О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне.=
=Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила. Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его. Так, Он выполнит положенное мне, и подобного этому много у Него. Поэтому я трепещу пред лицем Его; размышляю – и страшусь Его. Бог расслабил сердце мое, и Вседержитель устрашил меня. Зачем я не уничтожен прежде этой тьмы, и Он не сокрыл мрака от лица моего!=
=Если это не так, – кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?=

25. Бессмысленность «противостояния».
=И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?=

26 – 31.  Упрямство "праведника" в своей непогрешимости основа «прелести духовной».
=Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои. Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник.=
=Но где премудрость обретается? и где место разума?=
=Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.=
=и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум.=
=После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им – они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих.=
=Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их. Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим.=
=Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако.=
=Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных? Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма. Мои внутренности кипят и не перестают; встретили меня дни печали.=
=Я стал братом шакалам и другом страусам.=
=Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, – пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность.=
=Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?=
=Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много?=
=Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его. Не говорили ли люди шатра моего: о, если бы мы от мяс его не насытились?
Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему. Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня, и я молчал бы и не выходил бы за двери. О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись.=

32-37. Нечестием не спастись от страданий.
=Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова.=
=На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану, потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой.=
=Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.=
=Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя.=
=Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда.=
=Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его.
Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою.=
=К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду.=
=По твоему ли рассуждению Он должен воздавать?=
=Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?=
=Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому.=
=Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.=

38 - 41. В «тишине» самости услышать Слово Истины.
=Где был ты, когда Я основал землю? скажи Мне, если обладаешь ведением.=
=Обличающий Бога пусть отвечает Ему.=
=Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?=
=Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя.=
=Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое.=
=Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.=

42. Покаяние и смирение создают тот свет, в котором видна Истина.
=Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.=
=И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.=
=И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери.
И нарек он имя первой Емима, имя второй – Кассия, а имя третьей – Керенгаппух.
И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.
После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями.=


=И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.=


=цитаты= из Библии.


///////////////////////////////
Наталия Дементьева. "Моя тишина. О чем книга Иова?" http://proza.ru/2019/03/07/695

Цитаты из "Моя тишина. О чем книга Иова?":
«…Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» /Матф.7:7,8/ -  вовсе не об упрямом вымаливании здоровья и других благ мирских говорил в этом месте Господь. Хотя это вовсе не означает, что нельзя совсем обращаться к Богу с просьбой. Здесь уточнение только по поводу НАСТОЙЧИВОСТИ в молитвах. Когда она уместна…  Потому, что об остальных нуждах сказано: «…ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения…» А вот УВИДЕТЬ Бога возможно только тому, кто будет неотступен в этом поиске…
 Иов постоянно приносил искупительные жертвы Творцу, даже не зная ничего за собой или своими детьми.
На всякий случай.
Это было следствием не достаточного знания о Боге. Он имел все блага этого мира, и чтоб не потерять это (ради этого), он приближался к Творцу в молитвах и через жертвоприношения.
НО ПРИБЛИЖЕНИЕ К ТВОРЦУ ДОЛЖНО БЫТЬ ЦЕЛЬЮ, А НЕ СРЕДСТВОМ. 
Это предстояло ещё понять Иову.
Иов ещё не знал на тот момент Творца (не видел Его лица) и потому мог достичь только уровня механического исполнения законов ради получения благ от Него.
Тем не менее, все, что делал Иов до этого момента было одобряемо Богом: «…нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла».
На своём уровне он вполне удовлетворял справедливости Божьей. Просто однажды настал момент, когда он был готов подняться на следующую ступень. И Творец дал «добро» для начала уроков.
Бог лично участвует в поднятии человека на новый уровень. И в истории Иова для такого поднятия потребовалось личное вмешательство Бога с экзаменом «на засыпку» когда правила «игры» перестают быть очевидными.
Почему? Для этого нужно понять в чём вообще суть познания добра и зла.

 ПОЗНАНИЕ ДОБРА И ЗЛА ЧЕЛОВЕКОМ.

Путь постижения добра и зла, на который встал Адам и всё человечество вместе с ним, отражен, бесконечно повторяясь, в историях Ветхого Завета.


ПРИМЕР №1

Однажды Бог представился Моисею: Я Бог Авраама, Исаака, Иакова.

Авраам был тем, кто воплотил в себе Милосердие Божие (он совершенно уничижил себя в служении Творцу, падая ниц перед каждым путником, чтоб иметь возможность прославить Создателя перед людьми. В этом милосердии Творца находился Иов в начале своего пути).

Исаак (сын Авраама) спустил в мир Суд Божий (из еврейских источников – Исаак был воплощением силы, строгости и справедливости Божией до самопожертвования. Это состояние Иова на момент прохождения испытаний. Суд. Строгость.)
(Показательно и символично, что Авраам ради Бога практически принес в жертву эти качества в себе в образе сына Исаака. /Милосердие (Авраам) готово принести в жертву строгость и справедливость /Исаака/)

В Иакове же Бог спустил в мир красоту, равновесие между судом/строгостью и милосердием/любовью. (Это искомый уровень постижения добра и зла человеком - то, что должен был постичь Иов через выпавшие ему испытания, чтобы приблизится к Творцу и уподобится Ему).

Если бы Бог избрал в управлении миром только строгий суд, то мир давно бы был уничтожен.
Если - только милосердие, то человечество бы дошло до самого дна в своём грехопадении.
Поэтому Бог – Бог и Авраама, и Исаака, и Иакова.

ПРИМЕР№2

в истории Авеля и Каина:

Каин принёс жертву от плодов земли (в еврейских источниках – лён… прообраз строгого Суда).  Почему суда? Потому, что труд на земле требует постоянного личного участия человека «в поте лица». И это личные заслуги человека.
Когда человек предстаёт перед Господом, принося свои заслуги, он невольно ожидает и заслуженной награды…  это ожидание подразумевает справедливый суд и оценку.  Но никакие личные дела человека не являются заслугой перед Богом.  Дела человека – это его прямые обязанности: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что; должны были сделать» /(Луки 17:10/.
Каин получил то, что искал и ожидал – справедливый суд… и как следствие - никакой награды и одобрения.

Авель же принёс жертву от стада (в евр. источниках – шерсть… прообраз милосердия) так как все, что дают человеку животные – «растет» по воле Божией. Это милость Бога. Шерсть ли, тук ли животного, мясо ли – всё это не требует ни посева, ни подготовки земли, ни других усилий человека… Это прообраз ДАРА ОТ БОГА (хотя и за животными требуется уход). Но человек, принимающий всё как дар Бога, учится благодарить и любить Творца, не ожидая оценки своих трудов, а значит, не нарываясь на суд, получает милосердие и одобрение Бога. Что и получил Авель.

В этом суть познания добра и зла: совершенство не ради награды. Совершенство и есть цель и награда.
(Ребенку в первом классе ставят оценки и покупают велосипед за хорошую учёбу, но не в этом окончательная цель получения знаний. Знания важнее оценок и велосипеда. В увеличении мудрости и знаний СВЫШЕ – взросление и духовный рост.)

В законе Божием для еврейского народа заповедано строго-на-строго никогда не смешивать эти две вещи (лён и шерсть) как символ того, что, служа Господу, ни в коем случае нельзя даже отчасти рассматривать свои заслуги (лён) как право на какие-то дивиденды от Бога, и смотреть на то, что дарует тебе Господь как на заслуженное вознаграждение.

Очевидно, что Каин, принося жертвы Богу (плоды от тяжелого труда на земле), имел ожидания. Иначе не был бы разгневан, не получив должного (по его мнению) одобрения от Господа.  Обида и зависть всегда результат не сбывшихся ожиданий. Реальных или мнимых. 
Все то же касается и абсолютно всего остального, получаемого нами в жизни. Любая обида на человека – тоже претензия к Богу потому, что ничего не случается с нами без Его воли, без Его попущения.

Схожая ситуация и у Иова.  Иов тщательно исполнял все повеления Творца и не получив ожидаемого был крайне растерян: "Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма /Иов 30:26/ ...Вот, я кричу: обида! и никто не слушает..." /Иов 19:7…»/


ПРИМЕР №3

история Евы:

«…она зачала, и родила Каина…» и говорит: «приобрела я человека от Господа…»
Ева, конечно же, помнила о Божественном обетовании «вражду положу … между семенем твоим и между семенем ее…оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту..» /быт.3:15 /. 
Все сходилось: Ева, родив Каина в болезни, как и сказал Господь /быт. 3;16/, «отработала» предсказанное, и не без оснований имела надежду на то, что сын/семя, рожденное только что ею, должен стать обещанным избавителем, поражающим змея в голову, и назвала его «Каин»  (от "Ликнот" - покупать, приобретать»)…  по сути, давая имя, она сказала, что «покупкой» оплатила, «приобрела» своё избавление. Заслужила…

Но и её постигло ¬разочарование: ее ожидания не сбылись.
Более того, Каин (покупка /отношение: ты мне – я тебе/) убил Авеля (возможность спускаться в мир милосердию Бога, дару) …

В продолжение мысли, в противовес рождению Каина, при рождении Авеля (имя Авель «суета, тщета») — отсутствует выражение «и зачала», но употребляется специфический оборота речи «и еще родила» буквально «и продолжала родить», что порой толкуется, что Авель был близнецом Каина. Возможно это так, но такое заключение не несёт никакой смысловой нагрузки или назидания, а в Писании каждое слово не случайно.
Но зато такой оборот речи подводит к логической и важной мысли, что дальше Ева, разочаровавшись, уже «рожала» без ожидания награды, но… суета, тщета… просто продолжала рожать, плыла по течению. Это другая крайность…

И только гораздо позже, после этого урока, у Адама и Евы рождается то самое долгожданное, обещанное семя /быт. 3;15/, сын, который так и назван - Сиф,  (имя Сиф букв. «семя»; то же что Иаков в уровнях Авраам-Исаак-Иаков (равновесие, золотая середина)). Здесь равновесие в том, что усердие/труд, но не ради награды…


Все эти истории Писания отражают самое главное на пути постижения добра и зла любым человеком. Первый этап – когда человек служит Богу, чего-то ожидая взамен: помощи в этой жизни, вознаграждения в мире грядущем или искупления грехов и т.д...
По сути – делая все ради себя самого…
(См. "Эволюция веры." http://proza.ru/2019/03/12/1999 -В.С.)
И Бог в самом деле дарует много благословений и поддержки любому человеку, даже полному греха и эгоизма, не требуя ничего взамен, давая свободу выбора. Это период открытия Бога со стороны совершенного, абсолютного милосердия. Период Авраама.
И как раз в этом разница между Богом и человеком, которую предстоит понять и преодолеть творению. Альтруизм.
Поэтому однажды наступает срок, когда Бог начитает преподавать уроки, через которые человек может научится добру, альтруизму в РАВНОВЕСИИ С МУДРОСТЬЮ И СУДОМ.  НЕ зависимым ни от похвалы, ни от порицания.
Переживания подобные тому, что выпало Иову, в человеке может обнажить обиду, растерянность, разочарование…  обида и недоумение «праведников», идущих за Господом, - их ахиллесова пята, о которой они, как правило, не подозревают.
И единственная цель таких уроков – постичь нечто очень важное, чего до этого человек не понимал, и как результат - подняться на более высокий уровень в отношениях с Творцом и приблизится в уподоблении Ему в любви. 
Именно эти уроки описывает история Иова.

Разумность творения в глазах Бога измеряется способностью непрерывно поддерживать ОСМЫСЛЕННУЮ связь с Творцом. И чем меньше эта способность творения удерживать Творца в своем сознании, тем меньше личное участие Создателя в его судьбе и тем в большей степени он находится под общими законами природы и, значит, на более далёкой ступени от Творца.
Как итог всего выше изложенного - в очень глубоком смысле слов Господа: «ВСЕГДА радуйтесь, НЕПРЕСТАННО молитесь, за все благодарите» /1 Фес. 5: 16–18/.
(Каким видит тебя Бог? http://proza.ru/2018/08/09/1586 -В.С.)


примечание:
В Иове три вида собственных мыслей:
1. Софар (щебетание) – свободный поток мыслей
2. Бильдад (сын спора) мысли произвольные, направляемые…
и
3. Иовав (крик, вопль) мысли особо эмоциональные, от избытка сердца.

И три уровня приближения Творца (голос Бога в человеке):
Елифаз – это уже первый уровень вмешательства Бога, голос Бога (самый тихий).
За ним - Еелиуя – его появление сопровождается эмоциональным подъёмом и волнением духа (характерно для пророков и для научных открытий тоже).
И в конце - Божественное откровение, когда Бог открывается сам (самый высокий уровень пророчества… уровень Моисея)…


Триада свыше и триада человека. Невольно вспоминается звезда Давида.»
-конец цитат.



/////////////////////////////////////

Архиепископ Иоанн (Шаховской) "Тайна Иова. О страдании". http://proza.ru/2019/08/04/1682

"Любителям психоанализа". http://proza.ru/2019/05/05/833