Призрак мятежного Ориона. 41 гл

Ольга Шельпякова
начало: http://www.proza.ru/2018/12/10/1596
предыдущее: http://www.proza.ru/2019/05/21/318

*Мемуары друга публикуются с его согласия.
Фамилия ЛГ вымышлена. События реальны.

«Новому поколению подводников России в память о тех,
кто погибал без боя и без славы,
но честь не потерял и Присяге не изменил.»

41 ГЛАВА

1.

- После просмотра «Маугли» я принял стиль рисования этих мультипликаторов. Ты сегодня напомнила мне пантеру Багиру,- признался Самарин, и с трудом произнёс «ты».
- Наконец-то, услышала «ты сегодня…». Шесть или семь лет разницы в возрасте - это у вас на флоте имеет значение, но не в отношениях мужчины и женщины,- она подошла к Виктору и прижалась,- Татьяна тоже прекрасно, но так и жду, что ещё и по отчеству назовёшь. Так Вы рисуете, Викто'р?

«Надо же, даже узнала, как меня на соединении называют»,- опять поразился он.
Поцеловав Виктора в щёку, Пантера грациозно пошла к полкам со спиртным:

- Что будешь пить? Есть коньяк, водка и вино,- спросила она.

Выбрал водку. Она достала Виктору «Посольскую», а себе бутылку итальянского вина «Чиро»:

- Я сейчас подойду, а ты открой, пожалуйста «Чиро». Штопор на камине.

Самарин открыл бутылку и разлил выбранный алкоголь по рюмкам и фужерам.
Через минуту, Татьяна принесла большую папку, положила на стол и присела напротив. Они подняли свои бокалы и ждали, кто первый произнесёт тост.

- Хочу выпить за нашу вторую, то есть - сегодняшнюю встречу. За первую позже. Я этой встречи ждала. Фантазировала, представляла, а она оказалась такой неординарной и романтичной. Пьём!?

Виктор отпил водки в ожидании реакции гортани...прошло без замечаний. Петров настойчиво требовал беречь горло от кашля.

- Можно я повторю день первого знакомства? Многое поймёшь, почему сегодня так случилось. Тебя привезли в лазарет в день «Введения в храм пресвятой Богородицы». Я ушла с работы и уехала в Собор. Только его посещаю. Кстати, через два дня Великий пост начинается. Помолилась за всех женщин, готовящихся стать матерями с грудничками. Набрала четыре бутылки святой воды и поехала в Балаклаву, чтобы занести её в наш роддом. Но старшая медсестра сказала, что не положено, а мне не хотелось убеждать и позориться. Думаю, пойду в лазарет к подводникам, Петров свой человек, позволит. А он меня чуть не выбросил - испугался, что его из партии выгонят. Выхожу через боковой вход, а тут тебя привезли и оставили в армейских носилках на слесарном столе с тисками. Лежишь вниз лицом весь в желтой марле, покрытый двумя армейскими одеялами. Голова повернута набок и как-то неестественно,- и она показала ужастик,- Пока искали кого-то или чего-то, я стала осторожно голову поправлять. Дотронулась, и тут ты открываешь глаза. Яркое солнце и голубые, голубые глаза…и больше ничего. Дырка для рта и носа ещё. Ресниц нет, вокруг глаз краснота. Вышла сестра-хозяйка тётя Вера и стала ругаться, что сразу не занесли. Я спрашиваю: «Что с ним? Пожар?». Она кивнула.
«Тёть Вер,- говорю,- водичка с церкви. Возьми мальчику, ведь ты беспартийная…» - тон снижался до самого тихого и она, отвернувшись, замолчала. Явно, пустила слезу.

- А я плохо помню, как привезли. Меня доктор усыпил, потому что беспокойным был. Сейчас что-то вспоминаю. Значит, это твои руки были. Хм. Ты мне ещё рот промокнула платочком. Спасибо,- ответил Самарин, вспоминая расплывчатые отрывки с отдалёнными голосами, прикосновение чьих-то рук и почувствовал к ней смешанное чувство нежной благодарности и обязанности,- Голоса слышал, но отдалённо…

- Да, у тебя слюна изо рта вышла,- вспомнила она,- Иду домой, и не могу вот эти глаза забыть. Думаю «кто он»? Почему-то, думала, что мальчик срочной службы, они чаще страдают. Зашла на рынок, а там то, что уже говорила. «Молодой лейтенантик с лодки…». Честное слово, что-то внутри сдавило, и дышать стало трудно, воздуха не хватало…Будто там родное что-то…моё. Сама до сих пор, не могу себе объяснить, почему вернулась. Тётя Маша дала мне твою корабельную медкнижку. Прочитала первый лист и последнюю запись врача с лодки, Юры Панько. Ожоги разной степени...шестьдесят пять процентов поверхности тела…
«Как он»,- спрашиваю. А она же, грубая. «В перевязочной. Обработали. Спит».
Я, как вор, потихонечку на второй этаж в перевязочную,- уже без трагики в голосе, озорно продолжила жестикулируя и изображая наблюдения,- Никого не было, зашла. Ты лежишь на животе под простынёй, одна рука вперёд для капельницы. Спиртом воняет и ещё чем-то. Простынь приподняла, а там ещё марля мокрая. Глянула на спину и обратно застелила. Ужасно, конечно. Такое только в кино можно увидеть. Услышала сиплый голос Панько, и на выход. Поздоровались. Он спросил, что здесь делаю, и как всегда комплиментов полный набор. Он-то знал, что мы с Лукьянчиковым разбежались. Потешный мужичок. Маленький, лысенький, походочка, как в море лодочка. Я его под руку подальше от кабинета Петрова и прямо в лоб:

«К Самарину пришла, принесла целительной воды с церкви. Расскажи мне о нём? Это всё заживёт?»

Он сначала обалдел, мол, салага совсем, а потом всё о тебе рассказал. Про волевой нелейтенантский характер, беременную жену, квартиру за зачёты. Сказал, что всё зависит от организма, но на месяц из строя выбыл. Потом медкомиссию пройти и если будет годен, сможет на лодку вернуться…сказал «если захочет»,- у Татьяны опять намокли глаза, и Самарин прижал её руку к губам, - Не успела узнать, что тебе кушать можно,- адмирал пришёл. Тоже спросил, что здесь делаю, и я ответила так же. Юра стал к нему приставать, что «Волгу» купить хочет.
Стас его и послал: «Лейтенанта поднимешь, я тебе свою отдам. Иди,- говорит,- Юра, иди делом займись».
Стас мне и сказал, что ты перспективный. На флоте отличился. Ключи от твоей квартиры в его столе лежат, а потом: «Как отец,- говорит,- тебя прошу. Не теряй голову, молодой он совсем. Женат, жена беременная. Во Владивостоке, и скоро приедет. Ну, не везёт же тебе с моими героями».
А передо мной, с тех пор, стояла только одна сцена, как ты глаза открыл. Спокойные и безразличные, как будто улыбаются. Я каждый день утром и вечером перед пресвятой Богородицей стояла и у Бога просила здоровья для тебя и твоей жены. Чтобы всё зажило. Ходила в ДОФ на твою фотографию смотреть. Ты там с мальчишеской улыбкой, совсем не мужественный, но симпатичный,- повторилась она и задумчиво посмотрела в сторону.
Хочу слегка изменить традицию подводников. Хочу выпить за эту встречу у лазарета и твою жену,- произнесла она, и Виктор разлил вино и водку.

- Спасибо ещё раз. Я представил эту встречу,- ответил он, - Наверное, я действительно выглядел жутковато.

Они звонко чокнулись, и выпили до конца. Виктор улыбнулся ей, и она тоже в ответ.

***

- Я уже сижу хорошо, и вспомнила, чего нам не хватает. В холодильнике виноград. Будь добр.
- Чауш. Виноград, завезённый из Турции в начале века. Из него делают изюм,- решив разрядить обстановку, Виктор поставил виноград на стол. Таня изобразила удивление, оторвала ягодку и, рассматривая, произнесла:
- Да-а? Это ты? Чауш. Люблю тебя сушённого,- улыбнулась и, глядя опять «доброй мамой» продолжила,- Витя, ты меня тоже удивляешь. Ведь, только приехал в Крым. Откуда познания?
- Был с бойцами на винзаводе. Читал умную книжку у технолога в кабинете.

2.

- Сегодня с утра было предчувствие чего-то неожиданного. В ДОФе обратила внимание на офицера в шапке. Ещё подумала «больной что ли?». А когда глаза увидела, сразу узнала. Даже без фотографии на первом этаже.

Она, помолчав, печалью заглянула Виктору в глаза:

- А как оно вообще с тобой произошло? Случайность?
- Почти. Это физика и химия. Аккумуляторная батарея - объект повышенной опасности на лодках.
Потому что, замкнутое пространство. При эксплуатации, внутри аккумулятора и при выделениях, происходит множество реакций. Главная опасность кроется в выделении самого лёгкого в природе газа - водорода. Он легко соединяется с кислородом, углеродом и разными соединениями. В общем, флагманский химик дивизии приходил ко мне в лазарет и показывал кучу химических формул. До сих пор все процессы активности водорода на лодках и угольных шахтах не изучены. Считается основной опасностью соединение его с кислородом. При четырёх процентах его содержания в воздухе образуется, так называемая «гремучая смесь». Достаточно маленькой искорки и происходит объёмный взрыв. Температура взрыва обеспечивает плавление меди.
Когда мы с электриком откручивали вентиляционные крышки аккумуляторов, где скапливается водород, он и произошёл на моём борту. Я оказался в эпицентре. Сознание потерял, а в изолирующий противогаз не включился, мешал и не думал, что такое может случиться. Электрик первым очнулся и меня сначала руками тушил, потом пеной и выкатил тележку к лазу. Вытащили.
Официально комиссии по расследованию не создавали, своими специалистами разбирались.
Несколько версий. Светильники на соплях оказались. Закоротило, возможно. Шина на батарейный автомат подплавилась и изоляция подгорела. Краска оказалась не антикислотная и протечки воды из-за борта, а это - сероводород. Комбинезон давно нестираный, уайт-спиритом пропитанный, и вещи бойцов были зашхерены с кальками, картами. А главное - ацетон в плохо закрытой бутылке...Много сопутствующих причин для самовозгорания и горения.
  Я очнулся на столе в кают-компании. Сначала далёкие голоса услышал. Открываю глаза. Когда резкость появились, передо мной красивые карие глазки Асамбекова. Он узбек. Слышу, он говорит:
«Товарищ капитан. Лейтенант глаза открыл». Ни боли, ни рук, ни ног, ничего не чувствую. Видимо доктор постарался. Начинаю думать. Что, где, почему? Что они делают? Когда доктор стал со мной разговаривать, включилась память и стала постепенно картина всплывать. Как по яме на тележке катался, и крышки с аккумуляторов снимал…Лодка старая, вентиляция батареи не принудительная. Ремонт дерьмовый был в заводе…- вспоминал Самарин картину выхода из коматоза.

***

- Не хочешь покурить? - внимательно выслушав его, прошептала Татьяна.
- Хочу, - ответил Виктор.

Она принесла его китель. Вышли на балкон. Снегопад прекратился, и было светло от него, луны, уличного освещения и прожектора на кочегарке с той стороны бухты.

- Никого нет. Постоим,- сделала исключение Татьяна,- Хочешь, приятно удивлю?

Отлучилась на минуту, принесла футляр и протянула настоящий цейсовский бинокль.
Виктор посмотрел на третий причал с дежурными по флоту лодками. Было пусто. На палубах лодок и причале стояли вахтенные автоматчики. В рубке дежурного по живучести, сидел боец и болтал по телефону. Была возможность менять кратность на «шесть» или «десять». Видно было всё прекрасно с какой-то подсветкой. Можно было, так-же, менять светофильтры.

- Когда Лукьянчикова ревновала, попросила папу хороший бинокль прислать. Его выглядывала. Засекала время, когда на катер сядет и когда домой придёт. Ох, врал. Он, до последнего, не знал о бинокле. Когда терпение лопнуло, и решила разводиться, всё высказала и показала,- легко рассказывала она о неприятных вещах.
- А пока ты был в коматозном состоянии, тебе ничего не виделось или снилось? - продолжила она начатую тему. Виктор повернулся и положил бинокль в футляр.
- Я уже вспоминал в лазарете. У меня есть две особенности. Первая, это хорошая зрительная память, поэтому что-то отложилось. Бабушка вела меня за руку сначала в огород, потом на гумне дед бросил косу и весело что-то беззвучно говорил. Мы прошли поле с пшеницей так легко, будто она ковыль. Потом овцы, коровы, колхозники знакомые. Дед Прошка с лошадью стоял и поздоровался. А потом яркий белый свет и всё пропало. Асамбеков появился…- и Самарин усмехнулся, вспоминая глаза своего спасителя.
_____________________________________

Мои стихотворения по теме «Призрак»

1.

«А ты напоминаешь мне пантеру.»
Он, наконец, сказал Багире «ты».
Оставьте эту светскую манеру.
Есть в каждой даме хищные черты.

Но, кто-то коготки подальше прячет.
Котёнком льнёт к доверчивой груди.
Запас их нежной ласки не растрачен.
Попался, если встанешь на пути!

Поднимет грациозно тост «за встречу».
Расскажет со слезами на глазах,
Что видела, как был ты покалечен,
И как потом молилась, пряча страх.

2.

В углу икона, свечи и лампадка.
Всё по канонам...«Библия» лежит.
Скорее, это тоже для порядка.
Здесь правила диктуют куражи.

Ей в госпитале чётко доложили:
Квартира. Перспективен и...женат.
Так хорошо, что раны все зажили.
«Я о жене твоей молилась, лейтенант.»

А ты поверил свято, в эту сказку.
Рассказывал, как всё произошло.
Про водородный взрыв, вгоняя в краску,
Прекрасное лицо от жгучих слов.

3.

Так обгореть...кошмар, две трети тела.
Восстановиться - чудо из чудес.
Вы вместе, и кому какое дело.
«Так выпьем же за то, что ты воскрес!»

Молитва здесь немалою заслугой,
А может крепость духа, младость сил?
Следы печали запорошит вьюгой.
«Ах, как же лейтенант, ужасно мил...»

Ну, неужели, снова на подлодку?!
Скажи, что помнишь, видел ли ты сны?
И просто, выпей «за здоровье» водку,
За светлое предчувствие весны.

*фото: Балаклава
*продолжение: http://www.proza.ru/2019/05/23/163