Следующая дверь из комнаты родителей ведет в гостиную комнату, которую хозяева называли зальцем.
Вот как описана Александром Сергеевичем эта комната в черновике «Евгений Онегин»:
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Портреты дедов на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
По музейной «легенде» эту комнату и воссоздавали, учитывая пушкинские строки.
В 1972 году экспозиция зальца несколько отличалась от современной.
На фото 1972 года из книги «В краю великих вдохновений» отображено, что видели мы в зальце – гостиной.
Борсаються сразу в глаза «портреты дедов на стенах, и печи в пестрых изразцах», описанные поэтом в «Евгении Онегине»: изображения И.А. Ганнибала и его родственников, прадеда, сестер и братьев поэта.
Дверь в прихожую открыта. Слева от нее «приютилась» изразцовая печь, а не камин.
На стене, со стороны соседней столовой, висит большой портрет И.А. Ганнибала - двоюродного деда поэта. Под портретом тогда стояла горка с предметами из семьи Пушкиных и Ланских: блюда, бокалы, подставки, бильярдные шары, кий. У горки два кресла стариной работы. На горке - скульптурные часы.На дверной стене висели портрет Н.О. Пушкиной, и Е.П. Ганнибал - троюродной сестры поэта.
Стена общая с «комнатой родителей» была украшена портретами: А.Ф. Пушкина - прадеда поэта, В.Л. Пушкина - дяди поэта и акварельной картинкой «Две собаки», предположительно работы сестры Пушкина.
Гостевой уголок отдыха установлен у этой же стены.
Пол гостиной украшал большой ковер.
Илл. к гл. 9.2 http://www.proza.ru/2016/09/18/1077 Фото из книги 1972 года «В краю великих вдохновений».