Весенние заморозки - 5 часть

Ольга Боровикова 2
http://www.stihi.ru/2019/05/05/4532

Анна не спала, все крутилась на кровати, обдумывая, правильно ли она поступила, отправив записку с соседским  мальчишкой к Мартыну.
Она знала добрый и отзывчивый характер Лиене, знала, что примчится та к матери по первому зову!

Правда, дочку она и не обманывала, чувствовала себя Анна не лучшим образом, весенние работы опять подорвали ее хрупкое здоровье, хотя брат Язеп и помогает, как может, но справиться без дочери, ох и сложно, не хватает ее ловких рук и сноровки.
А тут еще и предложение от Мартына - продать кусок земли у речки, который выкорчевывал некогда муж с дочкой…
Ох, и хитёр этот Мартын, ох, и хитёр.
Знает, что заступиться некому на Анну, даже если и по судам  пойдёшь: кто богат, на той стороне и правда.
О том, что Мартын хочет откупить за бесценок надел земли им же и проданный семье Звайгзне, Анна никому еще не говорила, даже брату Язепу. А вдруг еще сговорятся они: Анна и Мартын.  Последняя надежда – Лиене!
А то пойдут по миру две женщины, разве только Лиене согласится стать женой богатого соседа.

Когда, дочка вбежала в дом, Анна сидела на кровати, седые волосы были всклочены, глаза красные, рот скорбно сжат.
Лиене бросилась к матери:
«Мама, как ты себя чувствуешь?  Я попрошу Мартына отвезти тебя в Розене, к врачу!
Собирайся!»
Анна покачала головой:
« Лиене, я не поеду никуда. Хочу поговорить с тобой… Мне уже лучше, правда.,.»
Анна с трудом подбирала слова:
- Дочка, прости меня, я не знаю, как сказать, всё так запуталось в последнее время… 
Дело в том, что Мартын попросил твоей руки.
Мы с ним виделись в прошлое воскресение, после службы.
Он расхваливал тебя на все лады,  говорил, что лучшей жены для себя и не найдёт.. Ты будешь полной хозяйкой в его доме, владеть всем его имуществом…
Нравишься ты ему очень! Соглашайся, лучшей партии ты не найдешь никогда. Да, и нет у тебя никого, что тут думать, Лиене! И я умру спокойно, зная, что у тебя – дом полная чаша, что ты всем обеспечена.-
Анна тараторила без остановки, не давая Лиене даже слово вставить.
 
А дочка, изумленная красноречием обычно молчаливой матери, наоборот лишилась дара речи. Она все больше понимала, что мать загнала ее в угол, откуда уже не выбраться. А в сенях топтался Мартын, за тонкой дверью все было слышно…

- Я ничего Мартыну  не обещала, как я могу за тебя что-то решать, дочка, ты уже взрослая, самостоятельная барышня, а у тебя, как у простой мужички всегда будут грязные руки, ты никогда не будешь свободной и счастливой. Бедной родилась, бедной и умрёшь, как твой отец, как я… А Мартын – крепкий хозяин, столько земли, столько денег!
Ты будешь, как сыр в масле кататься. Подумай, разве плохо быть хозяйкой, а не батрачкой. Выйдешь замуж за кого-то голодранца, всю жизнь будешь пахать как лошадь, и дети твои вечно будут есть один чёрный хлеб.
Я знаю Мартына давно, он сосед наш, но одно дело соседствовать, а другое – жить рядом, характер ведь не скроешь! - Анна задохнулась от волнения, сердце у нее вдруг застучало с бешеной скоростью, будто хотело выпрыгнуть из груди.
Она резко побледнела и покачнулась.

Лиене подхватила мать на руки и осторожно положила на подушку:
- Мама, успокойся, пожалуйста, тебе нельзя волноваться, не рви себе сердце, и мне тоже… Ах, если бы был жив папа! Мартын много сделал, чтобы спасти нас от бедности? Вспомни, именно он пальцем о палец не ударил, когда отец горбатился на этом клочке земли и подорвал здоровье на нём.
А теперь и меня закабалил, а ты, ты быстро забыла отца… 
Я знаю, что Мартын не равнодушен ко мне, не зря же он предложил мне работу в его доме. Только не люблю я его, он же старый! Да ты и сама всё видишь и знаешь.
Да еще и Скайдра эта на меня косится всё время, если что, она меня съест с потрохами.
Лиене то краснела, то бледнела…

- Эх, дочка, нам ли быть гордыми, когда нужда вынуждает идти на поклон к Мартыну. Он никогда не отказывает нам, вот и сейчас привёз тебя, как узнал о моем нездоровье, - Анна  нетерпеливо покачала головой, будто вопрос со свадьбой был уже решён!
-Мама, я же…-  у Лиене чуть не сорвалось с языка, что она любит Яниса!
Но тут же его и прикусила. Нет, мама не благословит их, никогда этого не сделает, проклянёт, прогонит с глаз – да! 
- Неужели я сейчас должна дать ответ Мартыну, мама, можно подумать, - Лиене умоляюще взглянула в глаза матери.

- Неужели мне суждено  стать хозяйкой ненавистного хутора,  лечь в постель с нелюбимым  мужчиной,  -Лиене даже передёрнуло от этих мыслей.
Надо выиграть время, написать письмо Янису, поговорить с крестным  Язепом, - ухватилась она за последнюю ниточку надежды.
А Анна тяжело дышала, громко сморкалась и неумолимо смотрела на упрямую дочь.
В эту минуту в комнату постучали: вошёл Мартын!
По виду и не скажешь, что на уме у него!
Вежливый и спокойный, он, участливо поинтересовавшись здоровьем Анны, неожиданно предложил Лиене несколько дней побыть у матери, помочь ей по хозяйству, если надо, то и доктора привезти из местечка.
«Нельзя торопить девушку, - решил хитрый Мартын, пусть всё идёт своим чередом.
 Куда ей деться от меня, попалась птичка в сети. Ох, и хороша девушка, глаз не отвести!»

05/05/2019/
Продолжение следует.