О жене моряка. Часть 2. Глава 19. Рим

Михаил Бортников
Продолжение. Предыдущая глава – http://proza.ru/2019/04/13/1389

На следующее утро встали рано. Павел, по давно укоренившейся привычке, проснулся в семь. Элина, ранняя пташка, уже была на ногах, успела принять душ и стояла возле зеркала с феном и расчёской в руках, сооружая причёску. Павлу многое нравилось в жене, но особенно он восхищался её умением за считанные минуты превращаться из обыкновенной женщины в королеву.

А мужчине - много ли надо? Умыться, зубы почистить, а побриться можно и вечером, с утра лень. И если парижане, как говорят,  бреются по вечерам, почему одесситы должны от них отставать?

Позавтракав в отеле, направились к станции метро. Билеты на неделю на все виды транспорта они ещё вчера купили.  Сорок пять евро было жалко, но затраты себя со временем окупили. С Колизеем, ближайшей к Капитолию станции, Ватикан соединяла синяя ветка метрополитена, пересадки не требовалось. 

Через двадцать минут они уже были на площади Венеции с высоченным памятником королю Виктору Эммануилу, соратнику Гарибальди в борьбе за освобождение Италии. С площади  на Капитолийский холм вела широкая и удобная лестница с маршами, проект которой чертил сам Микеланджело Буонаротти. 

Он же, по заданию папы Павла  III, проектировал в шестнадцатом веке и всю Капитолийскую площадь, включая два дворца по ее бокам, установленные под небольшим углом друг к другу, раскрывая перспективу. Посредине площади была установлена конная статуя Марка Аврелия, а напротив лестницы, за памятником,  в конце площади, находилось здание Сенаторского дворца, над которым возвышалась Капитолийская Башня.

Небольшая группа туристов собралась у входа на площадь, у статуй легендарных братьев–близнецов Кастора и Поллукса Диоскуров. Анна, стройная молодая светловолосая женщина, пришла первой. Она поздоровалась, представилась, и повторила, что не является профессиональным гидом, но зарабатывает в Риме экскурсиями. Родом из Белоруссии, она с удовольствием покажет гостям города всё, что знает сама, а заплатить они могут столько, сколько считают нужным.

Рассказав об истории создания архитектурного ансамбля площади, Анна провела группу  на небольшую террасу, откуда открывался прекрасный вид на  Римский Форум, вернее, на его величественные руины. Минут пять она посвятила рассказу об истории Форума, а потом повела группу по лестнице вниз.

С площади Венеции, оставляя Колизей слева, они прошли к Форуму, с помощью Анны купили билеты, осмотрели всё, что осталось от старинных дворцов и храмов, затем поднялись по зелёному склону  Палатинского холма и часа за три обошли и его. Сооружения Палатина тоже были разрушены, но не так безнадёжно, а некоторые уже и отреставрированы. Анна на многие вопросы Элины ответов не знала, но о том, что знала, рассказывала интересно, и они закончили вечер, пригласив гида в кафе, по её выбору.

На другой день уже без экскурсовода, но с взятыми на прокат аудиогидами, осмотрели Колизей, все его галереи и трибуны, полюбовались видами города с верхней его части, а после обеда поехали на виллу Боргезе, где обоим больше всего понравилось собрание скульптур Джузеппе Бернини.

А вот в музеях Ватикана, куда Элина заказала билеты заранее, произошел конфуз. О Сикстинской капелле, и о росписях потолка самим Микеланджело они читали, и в интернете фрагменты росписи видели, но совершенно не были подготовлены к тому столпотворению, которое творилось в разделённом на две половины зале. Казалось, что внутри его на каждом квадратном метре находилось до десяти человек, стоявшие по стенам стулья были, конечно, заняты, а ходить предстояло с задранными до отказа головами. Было очень неудобно.

Разглядывая фрески, Элина и не заметила сразу, что Павла рядом нет. Такого случая они не предусмотрели, единственное, билет был у каждого на руках свой, и деньги у каждого были. Мобильные телефоны тоже были, но в музее они не работали, даже сообщения нельзя было послать.

Встретились они только через час после долгих блужданий по залам и коридорам, опоздав на автобус, который вёз экскурсантов куда-то дальше по Ватикану. В итоге, половину сокровищей папских дворцов они так и не увидели, и Элина расстроилась ужасно, а Павел был больше расстроен именно этим, и не знал, как её утешить.
Только к вечеру Эля успокоилась, и они пешком пошли на площадь святого Павла, чтобы хоть снаружи на собор посмотреть. Людей на площади, несмотря на мелкий дождь, оказалось много, а в центре площади было расставлено множество стульев, наверное, недавно папа выступал перед публикой.

Для знакомства с Римом у них оставался один полный день, и перед сном они вместе обсудили маршрут по городу, чтобы всё самое интересное успеть посмотреть. Полистали и распечатки о достопримечательностях, которые Элина готовила дома.

Из гостиницы вышли сразу после завтрака и поехали на автобусе к замку святого Ангела.  Снаружи замок выглядел внушительно. Первоначально он был выстроен, как мавзолей  императора Адриана Публия, но с течением времени побывал и крепостью, и темницей, в которой шесть лет просидел, между прочим, Джордано Бруно, и резиденцией римских пап, пока не превратился в начале двадцатого века в музей.

Замок соединялся с центром города мостом через Тибр, построенным еще до рождения Христа.  В семнадцатом веке мост Святого Ангела украсили десять скульптур, созданных великим Бернини и его учениками.

Попасть в замок было довольно просто, десять евро вход, и без очередей. Везде висели стрелки-указатели, и следуя им, Павел с Элиной за час поднялись на самый верх замка, где наверху, во дворике Ангела,  была установлена огромная каменная статуя архангела Михаила.  Другая скульптура архистратига, бронзовая, изготовленная в восемнадцатом веке, стояла ещё выше, на верхней веранде, и венчала собой замок. Её можно было рассмотреть со многих точек города, но лучше всего, конечно, её можно было осмотреть вблизи.

Следующим крупным объектом на пути одесситов стал Пантеон, огромнейший Храм Всех Святых, самое древнее сооружение Рима, сохранившееся  еще со времён Римской Империи. Вход в храм свободный, в порядке живой очереди, кажущейся со стороны  довольно длинной, но быстро и непрерывно двигающейся.

Верхняя часть Пантеона имеет форму купола. В высшей его части находится единственное окно, отверстие, так называемый Глаз Пантеона. Говорят, что через него раз в год в самый длинный день лета солнечные лучи освещают главный вход.

- Интересно, а как же лужи здесь убирают? - в Павле проснулся инженер. - Дождевая вода ведь прямо в храм через окно льётся?
- Рядом с нами гид, по-моему, по-русски говорит. Можешь у  него спросить. - Павел, не долго думая и спросил.
- Пол в середине зала немного выпуклый, и дождевая вода уходит в канализацию, -ответил экскурсовод с ходу, даже не обратив внимание на задавшего вопрос и продолжил разговор со своей группой, - а теперь я вам покажу, где хранятся останки великого Рафаэля, расписывающего этот храм.

Обедали в уютном ресторанчике, столики которого стояли на улице.
- Элечка, сильно устала? Может, домой на пару часов поедем, отдохнёшь?
- Очень устала, честно говоря. Но сегодня последний наш день в Риме. Утром уже в аэропорт ехать, так что потерплю. Посмотри по карте, где-то рядом площадь де Треви, а на ней знаменитый фонтан Треви , пойдём на него посмотрим.
- А чем он так знаменит?
-  Во-первых, размером, это самый большой из римских фонтанов. Во-вторых, огромной скульптурной композицией в стиле барокко. И расположен он необычно, не по центру площади, а примыкает к дворцу. А потом сходим на площадь Навона, это бывший античный стадион. А оттуда уже домой, хорошо?

- Хорошо, Эля. Я и сам уже устал по городу шагать. Один замок чего стоит! - он развернул карту. - Фонтан Треви справа, Площадь Навона - слева,
но всё рядом. Куда пойдём?
- Давай на площадь Треви сначала, а от Народной площади - на метро домой, там станция метро рядом.

На Народной площади (по итальянски - пьяцца Навона), установлены по её длине три фонтана: ровно посредине - самый большой, фонтан Четырёх рек, по краям площади - фонтаны поменьше - Мавра и  Нептуна.

Центральный фонтан в аллегорической форме изображал реки четырех частей света. Азию представлял Ганг – изображенный, как мужчина с веслом, символизирующим судоходство. Африка была представлена Нилом, статуя изображена с закрытыми глазами, якобы потому что в XVII веке исток реки не был известен. Открытой Колумбом Америке посвящена статуя в честь реки Ла-Платы на горе монет – символа богатства. Европа представлена Дунаем, оформленным с использованием геральдики папства.

Все фонтаны были выполнены гениальным Джованни Бернини, фонтан Четырек рек он сам создал, а другие два, более старые, модернизировал.

Элина  и Павел долго ходили по площади среди других туристов, любуясь фонтанами и другими сооружениями, наконец стали собираться домой, вечерело. При выходе с северной части площади они заметили неприметную дверь в католическую церковь и решили заглянуть.

За дверью оказалась церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, которая до 1807 года являлась национальной испанской церковью в Риме. Как большинство католических церквей, она была богато украшена картинами и скульптурами, находящимися в альковах. Павел с Элиной рассматривали изображения различных святых, когда прозвучало негромкое объявление на итальянском языке. Люди потянулись к выходу, а Павел с Элиной на объявление не обратили никакого внимания. Наконец, они заметили, что церковь опустела и пошли к выходу. Дверь, однако, была уже закрыта на замок и рядом с ней никого не было. Только  минут через пять их обнаружил священник, который показал выход через боковую дверь в переулок. Ночь в церкви провести не удалось.

* - На иллюстрации - Капитолийская площадь. Оригинальные узоры на булыжниках мостовой тоже задуманы Мекеланджело.
** - продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/05/08/1206.