Весенние заморозки

Ольга Боровикова 2
Из воспоминаний моего отца...

Лиене жила в своем придуманном мире: ждала своего принца,- так говорили за спиной любопытные соседки, мать ее, Анна, тоже была недовольна дочкой, - уж слишком та  долго замуж не выходит, всё выбирает... 
Лиене было двадцать пять лет.
Она была стройной, миловидной девушкой, с задумчивыми серыми глазами и тяжёлой русой косой, перекинутой за спину.
На голове серая холщовая косынка, всегда чистая и свежая, рубашка домотканая, белая, юбка длинная, в зелено-коричневую клетку.
Ходила Лиене быстро, делала свою работу ловко и споро... Не работница, а находка!

Хозяин, при случае, не упускал возможности похвалить Лиене за сноровку:
умела та и ткать, и прясть, и дом обиходить,рано утром, вставши в часа четыре,
(иначе ничего не успеешь вовремя!)работникам путру* сварить,а после скот прибрать, а в случае чего и лошадь хозяйскую запрячь, ничего, что другие батрачки косо на нее посматривали.
Лиене на это не обращала никакого внимания, ей хотелось заработать побольше латов, чтобы помочь больной матери, оставшейся рано без мужа - отца Лиене.

...Платил хозяин за работу мало - сантимы,- зачем жилы рвать на чужом хуторе,- так рассуждали за спиной ее товарки, а еще они завидовали Лиене, ведь на нее засматривались не только парни , которые работали у богатого хозяина. На деревенских посиделках у нее не было отбоя от ухажёров.
 
Только девушка была слишком серьезной, особо никого не привечала.
Нравился ли кто ей, она никому не докладывала, потанцует, пошутит и домой.
А то, что вздыхали по ней, в голову не брала. 
Но поговаривали, что у Лиене была неразделённая любовь с каким-то приезжим фельдшером, что лечил пастора в соседней волости...
 Но, правда ли это, никто до конца не знал.

Может, только знал пёс Дуксис, старый дворняга, который много тайн деревенских знает, да не скажет, на то он и верный друг Лиене.
Она всегда угощала его, то корочку хлеба вынесет, то шкварку кинет ему в ветхую будку.
Добрая Лиене, очень добрая и жалостливая девушка.   Мать сурова была к Лиене, часто выговаривала ей за это. Лиене только улыбалась да обнимала свою больную маму, знала, как той тяжело и одиноко.

А пожилой хозяин хутора Мартын, где батрачила девушка, не прочь был полюбоваться красивой Лиене, к тому же он был вдовый, ему перевалило за пятьдесят, с хвостиком.
Мужчина он был видный, крепкий, работящий, глаз на женщин у него был намётанный, лень и гордыню он не переносил, часто менял он экономок, которые больше клали в свой сундук, чем на стол, умели ловко прибрать то, что плохо лежало.
Вот мудрый Мыртын и задумался , чтобы взять Лиене в свой дом, пока только на правах горничной, а там время покажет.
 
Однажды вечером, после долгого трудового дня, когда на батрацкой половине все собрались на поздний ужин, туда заглянул вдруг хозяин.
Ложки, что стучали в деревянных мисках, замерли.
- Добрый вечер всем, - любезно поздоровался Мартын.
-А где же Лиене? - он осмотрел комнату, но симпатичной девушки среди ужинающих не заметил.
- Наверное, уже спит, - недовольно проговорила одна из батрачек, ревностно относившаяся к Лиене - Катэ! Она вечно наговаривала хозяину, что Лиене не справляется с работой, что в обед спит где-нибудь в скирде соломы.
Лиене не догадывалась, что у нее за спиной копятся сплетни, постепенно превращающиеся в недобрую молву. До матери Лиене тоже стали доходить плохие новости о том, что дочка плохо себя ведёт, уклоняется от работы, гуляет по ночам...
- Как это спит, когда все за столом,- Мартын не поверил ни одному слову Катэ.
Он давно догадывался, кто наводит тень на плетень, но пока что смолчал, не зная, как подступиться к Лиене, ведь девушка слишком молода и неопытна в житейских делах. Знал хозяин, чем могло кончиться все для Лиене, которая была слишком честной и гордой.
В это время Лиене вошла в батрацкую.
На щеках ее горел яркий румянец, в глазах стояли слёзы... Она слышала, что Катэ сказала!
- Добрый вечер, Лиене, почему ты не ужинаешь, - участливо спросил хозяин у смущенной девушки.
- Что-не хочется, я пойду в клеть - спать, - Лиене быстро повернулась и вышла.
- Постой,- я хочу поговорить с тобой, Лиене, - зайди в дом!

Мартын, наконец-то, решился  на разговор. Откладывать дело в долгия ящик он не хотел. Надоело жить в неприбранном доме, есть невкусный обед, да и переброситься словом не с кем. Если только со Скайдрой, но она глухая на одно ухо, вечно кричать надо.
Мартын поджидал Лиене в комнате. 
Чтобы особо не затягивать важный разговор, он с порога объявил ей, чтобы она с утра приступала к новым обязанностям по дому.
Он так решил и точка. Если что непонятно, Скайдра все объяснит.

Лиене стояла как громом пораженная,- она, простая батрачка,  будет жить в доме хозяйском, на виду у всех, что скажет ее мать, подружки, а если дойдёт молва и до него - любимого Яниса?
Лиене ничего не сказала Мартыну и вся бледная вышла во двор.
-Что-то будет теперь, - рой беспокойных мыслей пронёсся в голове у красавицы Лиене.
- Но что толку перечить хозяину?- тогда придётся искать другое место работы, а уходить с понравившегося хутора так не хочется... 
К тому же, дом такой богатый, красивая мебель, правда, все запущенное, но ей не привыкать чистить и убирать.  - Буду стараться, и Мартын заплатит больше, я скоплю денег на лечение матери,- так раздумывала Лиене, пока укладывалась спать на жестком ложе в клети.

Рядом уже храпели другие батрачки, только Катэ не спала, а поджидала Лиене.
Ей не терпелось узнать, зачем хозяин искал ту, а потом еще и в дом пригласил.
Её жгло любопытство и страшная зависть.

* путра - латышское национальное блюдо кашеподобного вида. Путры в отличие от каш, приготавливаемых всегда из одного вида зерна, являются сочетанием нескольких видов круп, в том числе и зерна. Обычным зерном в  путрах бывает перловка, а также серый горох.

Продолжение следует.