Трамваи депо 1 города Омска в 1966 году

Виталий Демешко
Документальное эссе

Знак информационной продукции: 6 +

1.

О своём неподдельном интересе к истории и географии общественного транспорта города Омска я уже писал в одном из своих эссе [2]. В связи с этим я часто заглядываю на сайт городского электротранспорта «Трансфото» [1], где делятся фотографиями и комментариями все те, кому тоже близка и интересна данная тема. На этом сайте много людей, которые, помимо маршрутов, обсуждают различные технические детали и всевозможные нюансы троллейбусов и трамваев российских и зарубежных городов.
Именно для участников этого сайта я и написал данный очерк в первую очередь.

2.

В одном из дел Омского трамвайно-троллейбусного управления, посвящённом итогам проверки состояния  городского пассажирского транспорта Омским городским комитетом партийно-государственного контроля, мне попалось официальное письмо от начальника Управления Председателю Омского городского комитета народного контроля. Это был ответ на запрос от 28 декабря 1965 года, в котором трамвайное депо №1 упрекали в срыве подготовки подвижного состава к зиме [3, л. 3]. Приводились конкретные цифры: в ноябре 1965 года депо недодало на маршруты 98 поездов, 157 вагоноединиц, а с линий по техническим неисправностям было возвращено 147 вагонов [3, л. 1].
В этом письме перечисляются меры по улучшению  технического состояния подвижного состава в трамвайном депо №1:
1. Во второй декаде января 1966 года введена новая система ремонта подвижного состава. Трамвайные поезда закреплены за определёнными ремонтными бригадами. Закрепление произведено за тремя, созданными вновь ремонтными бригадами в зависимости от типа трамвая.
2. Руководство созданными вновь бригадами профилактического осмотра и нулевых циклов поручено наиболее опытным и грамотным бригадирам и мастерам.
3. Разработана, в связи с данной перестройкой, более совершенная система премиальной оплаты, которая поставлена в строгую зависимость от качества ремонта подвижного состава.
4. Принимается ряд конкретных мер по улучшению технологии ремонта и повышению ответственности ремонтного персонала за качество ремонта.
5. По рекомендации Ленинского районного комитета партии назначен новый директор трамвайного депо №1 Пеньков Владимир Феофанович и главный инженер ТТУ Уфимцев Юрий Николаевич, бывшие работники локомотивного депо Московка.
6. Принимаются меры к упорядочению графика движения поездов в моменты срыва его по тем или иным причинам.
Проведение в жизнь указанных выше мероприятий уже на первом этапе даёт некоторые результаты. Так, например, заходы трамваев на случайный ремонт резко сократились в последние дни.
Документ подписал начальник Омского трамвайно-троллейбусного управления И. Штепа [3, л. 13-14].

3.

Улучшение качества ремонта общественного транспорта – проблема извечная, и для Омского транспортного краеведения значительный интерес может представлять приложение к данному документу. Здесь приводится таблица под названием «Инвентарный парк трамвайных вагонов депо №1 по состоянию на 27/I-1966 г.». Из-за неё, собственно, я и решил написать данный очерк. Таблица хороша тем, что реально показывает полный список всех трамваев (включая спецтехнику), которые были в депо на тот момент, и их техническое состояние.
В 60-х годах по Омску ходили трамваи серии МТВ-82 и КТМ-1/КТП-1. Последние часто ходили в сцепке, и примерно в такой последовательности они и представлены в таблице. Двойной номер означает сцепку вагонов между собой.
Формат эссе не позволяет мне воспроизвести таблицу в обычной форме, поэтому я привожу информацию по трамваям следующим образом: номер вагона; техническое состояние; примечание (для сломанных вагонов в документе указана неисправность или характер ремонта).

Итак, информация из приложения №1.

20 исправный
21 исправный
22 исправный
23 неисправный; профремонт
24 исправный
25 исправный
26 исправный
27 исправный
28 неисправный; осмотр
29 исправный
30 исправный
31 исправный
32 исправный
33 исправный
34 исправный
35 неисправный; осмотр
36 исправный
37 плановый ремонт №4
38 плановый ремонт №4
39 неисправный; осмотр
40 исправный
41 неисправный
42-342 исправный; осмотр
43-343 исправный
44-344 неисправный; мотор-компрессор не работает
45-345 неисправный; покраска
46-346 неисправный; плановый ремонт №2
47-347 неисправный; клинит
48-348 исправный
49-349 исправный
50-350 исправный
51-351 исправный; профремонт
52-352 исправный
53-353 исправный
54-354 исправный
55-355 неисправный; не работает мотор-компрессор
56-356 исправный
57-357 исправный
58-358 исправный
59-359 исправный; плановый ремонт №2
60-360 неисправный; плановый ремонт №2
61-361 исправный
62-362 исправный
99-399 неисправный; не работает мотор-компрессор
100-400 неисправный; профремонт
100-101 исправный (так в документе, возможна опечатка, т.к. вагонов с одинаковыми номерами быть не должно – В.Д.)
102-402 неисправный; аварийный
103-403 исправный
104-404 исправный
105-405 исправный
106-406 неисправный; сломана п/сетка (предохранительная сетка – В.Д.)
107-407 неисправный; после схода
108-408 исправный
109-409 неисправный; плановый ремонт №3
110-410 профремонт
111-411 неисправный; 2-й тяговый двигатель
112-412 исправный
113-413 исправный
114-414 исправный
117-417 исправный
118-418 исправный
119-419 исправный
120-420 исправный
121-421 исправный
122-422 исправный
123-423 исправный
124-424 исправный
125-425 исправный
02-302 исправный; профремонт
126-426 исправный
127-427 исправный
128-428 исправный
03-303 исправный; трясёт
04-304 исправный; не работает м/компрессор (так в документе, возможна опечатка – В.Д.)
08-308 неисправный; не работает м/компрессор
09-309 неисправный; неисправен редуктор
11-311 неисправный
13-313 неисправный; плановый ремонт
14 неисправный; не работает м/компрессор
17 исправный
Безномерной прицепной не на ходу прибывший из г. Уфа – раскомплектован
Безномерной прицепной не на ходу прибывший из г. Уфа – раскомплектован

Всего 138 эксплуатационные вагонные единицы в том числе:
моторных – 80 вагонов
прицепных – 58 вагонов

Спецпоезда
ГС-1 №24 Снегоочиститель – исправный
ГС-1 №27 Снегоочиститель – исправный
РГС-2 №28 Снегоочиститель – находится на покраске
Серия «Х» №3 – учебный – на плановом ремонте
РТ-12 Рельсотранспортер – исправный
Серия «Х» №19 – э/вышка – исправный
Серия «Х» №21 – э/вышка – на плановом ремонте
Серия «Х» №22 – путейский – исправный
Всего 8 спецпоездов [3, л. 15-17]

Приложение подписано заместителем начальника депо №1 по ремонту Тимченко.

Согласно данным редактора «Трансфото» Ааре Оландера, с 1961 года нумерация вагонов в Омске была следующая:
трамваи серии МТВ-82 были с номерами от 20 до 41;
КТМ-1 с 42-342 по 98-398 и до 145-455;
сцепки 103-403, 107-407, 113-413 – это были трамваи КТМ-1, переданные в Омск из Горького.
О серийной принадлежности остальных пассажирских трамваев нам, к сожалению, ничего не известно.

В приложении №2 к этому же документу приведены данные по составу работников. Всего в трамвайном депо работало 638 человек, общий недокомплект составлял 4 сотрудника [3, л. 18].

Литература:
1. Городской электротранспорт. // https://transphoto.ru
2. Демешко В. Общественный транспорт г. Омска в 50-х годах. // http://proza.ru/2018/06/03/115
3. Итоги проверки состояния  городского пассажирского транспорта Омским городским комитетом партийно-государственного контроля. // Государственный исторический архив Омской области. Ф. 1100, оп. 1, д. 270, лл. 1, 3, 13-18.


Фото Омского трамвайного депо №1 (1968-й год) с сайта http://transphoto.ru (предоставлено Ааре Оландером). Оригинал – в альбоме «Наше ТТУ» (Трамвайно-троллейбусное управление – В.Д.)

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits