Одесская наступательная операция 1944 года

Олег Каминский
     11 марта 1944 года командующий войсками 3-го Украинского фронта генерал армии Р. Я. Малиновский получил из Ставки Верховного Главнокомандования директиву, которой фронту предписывалось выполнить следующую задачу:

     «3-му Украинскому фронту преследовать отходящего противника, не допустить его отхода за реку Южный Буг и захватить переправы через реку Южный Буг на участке Константиновка, Вознесенск, Новая Одесса, дабы не дать возможности противнику организовать на реке Южный Буг оборону.
     Города Николаев и Херсон освободить с ходу.
     В дальнейшем занять Тирасполь, Одессу и продолжать наступление с целью выхода на реку Прут и северный берег реки Дунай, т. е. на нашу государственную границу».

     Являясь уроженцем солнечной Одессы, Родион Яковлевич Малиновский давно мечтал об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков. И вот теперь ему представилась возможность лично участвовать в освобождении красавицы Одессы. План Одесской операции Малиновский разработал совместно с представителем Ставки ВГК Маршалом Советского Союза А. М. Василевским.

     Вскоре, 19 марта в Ставку был направлен доклад по дальнейшему ведению операции. Согласно плану, предусматривалось нанесение главного удара силами 46-й армии и 8-й гвардейской армии, подвижной конно-механизированной группы генерала И. А. Плиева и 23-го танкового корпуса в общем направлении на станцию Раздельная, в обход Одессы с северо-запада. Другие две армии – 57-я и 37-я – должны были наступать на Тирасполь, а 6-я армия, 5-я Ударная армия и 28-я армия – на Николаев и Одессу. Действия войск 3-го Украинского фронта должна была поддерживать авиация 17-й Воздушной армии, а также частично авиация и корабли Черноморского флота. Остается добавить, что задача разгрома противника между Южным Бугом и Днестром решалась в тесном взаимодействии с армиями левого крыла 2-го Украинского фронта.
   
     Ставка Верховного Главнокомандования, рассмотрев представленный план, утвердила его и приказала незамедлительно начать подготовку Одесской наступательной операции.

     К началу операции войска 3-го Украинского фронта насчитывали в своем составе 57 стрелковых и 3 кавалерийские дивизии, танковый и механизированный корпуса —  470 тысяч человек, 12678 орудий и минометов (не учтены 50-мм минометы), 435 танков и самоходно-артиллерийских установок, 505 самолетов.

     Противостояли фронту войска 6-й немецкой и 3-й румынской армий группы армий «А» (с 5 апреля «Южная Украина», командующий генерал-фельдмаршал Эвальд Клейст, с 1 апреля генерал-полковник Фердинанд Шёрнер). Они имели 20 дивизий (16 немецких, 4 румынские), 2 танковых батальона, 8 бригад штурмовых орудий и насчитывали 350 тысяч человек, около 3200 орудий и минометов, 160 танков и штурмовых орудий. На этом направлении противник мог использовать до 550 боевых самолетов 1-го авиационного корпуса Люфтваффе и 1-го авиационного корпуса королевской Румынии.

     Немецким авиакорпусом командовал генерал-майор авиации Пауль Дейхман, чей штаб находился с 16 марта по 5 апреля 1944 года в Одессе, а затем перебрался в румынский город Фокшаны. В состав корпуса входили части 52-й истребительной эскадры (JG.52), 2-й, 9-й и 10-й штурмовых эскадр (SG.2, SG.9 и SG.10), 4-й, 5-й и 6-й ночных штурмовых групп (NSGr.4, NSGr.5 и NSGr.6), 121-й группы дальней разведки (Aufkl.Gr.121) и других авиационных частей.

     Командиром румынского авиакорпуса был генерал авиации Эммануил Ионеску. В составе корпуса были 9-я истребительная группа (Grupul 9 vаnаtoare), 5-я бомбардировочная группа (Grupul 5 bombardament), 8-я штурмовая группа (Grupul 8 Asalt) и другие части.

     Хотя наши войска и обладали некоторым превосходством в силах, перед ними стояла сложная задача, так как противник занимал выгодные позиции. В глубине его обороны были подготовлены хорошо оборудованные в инженерном отношении оборонительные рубежи по рекам Тилигул, Большой Куяльник, Малый Куяльник, Днестр. Особенно сильно укреплялись подступы к Одессе. Трудности предстоящей операции усугублялись распутицей, которая ограничивала маневр войск подвоз материальных средств, а также деятельность авиации.

     Вот о вкладе лётчиков в освобождении Одессы и участии во всей Одесской наступательной операции, которая началась 26 марта и продолжалась по 14 апреля 1944 года, мы и расскажем в виде хронологии по всем дням. Для этого воспользуемся документальными материалами из «Журнала боевых действий 17-й Воздушной армии». Следует подчеркнуть, что с целью более простого и понятного изложения материала, тексты документов в процессе обработки существенно сокращены и отредактированы.    
   
     Что же представляла собой в то время 17-я Воздушная армия? Командующим армией был опытный военачальник генерал-лейтенант авиации В. А. Судеец – участник советско-финляндской войны и многих сражений Великой Отечественной войны.

     Армия располагала 1-м смешанным авиационным корпусом, в состав которого входили 5-я гвардейская штурмовая и 288-я истребительная авиационная дивизии, а также 9-м смешанным авиационным корпусом, который состоял из 305-й, 306-й штурмовых дивизий и 295-й истребительной авиадивизий. В состав армии входили также 244-я бомбардировочная и 262-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии. Кроме того, армия располагала ещё несколькими авиационными полками: 39-м разведывательным, 371-м ночным бомбардировочным, 282-м отдельным полком связи, 3-м санитарным и 14-м полком ГВФ. Дополняли группировку армии 34-я, 58-я, 63-я и 67-я корректировочно-разведывательные авиационные эскадрильи, из которых вскоре будет сформирован 96-й корректировочно-разведывательный авиационный полк.
   
     Количество боевых самолетов 17-й Воздушной армии к началу Одесской наступательной операции было следующим:
     Бомбардировщиков «Бостон» Б-3 исправных – 77, неисправных – 17;
     Ночных бомбардировщиков У-2, Р-5 исправных – 66, неисправных – 5;
     Истребителей Ла-5, Як-1 исправных – 162, неисправных – 17;
     Штурмовиков Ил-2 исправных – 107, неисправных – 34;
     Разведчиков Пе-2 исправных – 18, неисправных – 2;
     Всего насчитывалось 505 боевых самолетов: в том числе исправных – 430, неисправных – 75. Кроме того, в армии было ещё несколько десятков самолетов связи, санитарных, транспортных, учебных и других самолетов.   

     Продолжение следует…