Немецкая литература 19в реализм Г. Гейне, Г. Эберс

Валерий Орлов-Корф
К 40-м годам 19 века в Германии происходят существенные изменения в экономической и политической жизни – развитие промышленности. Возникает литературное движение «Молодая Германия», активное участие в котором приняли писатели Мундт, Гуцков, Лаубе, Кюне, Винбарг и др. Для этих писателей был характерен интерес к социально-политической проблематике. Просуществовав около пяти лет, организация прекратила свое существование.
Значительную роль в немецкой литературе этого времени сыграла публицистическая деятельность Людвтга Берне – автор «Писем из Парижа», которые затрагивали общественно-политические проблемы.
Немецкий драматург Георг Бюхнер в драме «Смерть Дантона», показал события французской революции 1789 года. В 40-е годы 19 века расцветает творчество трех поэтов: Георга Гервега, Фердинанда Фрейлиграта, Георга Веерта.

ГЕЙНЕ
Одно из самых значительных мест в истории немецкой мировой литературы принадлежит Генриху Гейне (1797-1856). Генрих Гейне – поэт, публицист, критик родился в Дюссельдорфе на Рейне, учился в университете Бонна, Берлина, Геттингена юридическим наукам.
Свой творческий путь Гейне начал как романтик, но поэт не уводил своих читателей в мир идеализированного средневековья, не увлекался мистицизмом, не погружался в призрачную фантастику. Гейне чувствовал реальную действительность, широко использовал народное творчество. В 1827 году вышел из печати один из лучших поэтических сборников поэта – «Книга песен», в которой лирический талант представлен во всем многообразии и богатстве поэтических средств, где чудесные стихи о любви, проникнутые искренним чувством и блестящие образцы пейзажной лирики дополняются стихами с несравненным гейневским юмором. Борьба за любовь и счастье у поэта тесно связаны с борьбой со всякой несправедливостью («Горная идиллия», «Сумерки богов»). Произведения, вошедшие в этот сборник, характеризуют четкость и конкретность, краткость и динамичность небольших стихотворений, разнообразие размеров и ритмов, совершенство  художественных средств, яркий сочный язык.
В сентябре 1824 года Гейне, студент Геттингенского университета, отправился путешествовать по Германии, где им было написано прозаическое произведение  «Путевые картины». В первой части этой книги «Путешествие на Гарц» он восхищался красотой природы этой местности.
Во втором томе «Путевых картин» - в «Книге Ле Гран» - Гейне приветствовал  французскую революцию 1789 года.
Третья книга - «Италия» - посвящена описанию общественной и литературной жизни Италии, где он побывал.
Четвертая книга «Путевых заметок» - «Английские фрагменты» - была написана им после поездки в Англию.
В прозе Гейне нет четких жанровых границ, и все же он тяготел к роману. Об этом нам говорят фрагменты незавершенной повести «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского» - это дневник путешествия одного легкомысленного господина. Писатель показывает сатирическую картину вольного государства, где царствует банковский дух. В 1843 году Гейне издал сборник лирики «Современные стихотворения» и немного позже – поэму «Германия» («Зимняя сказка»).
Г. Гейне. Отрывок из поэмы «Германия»:
«… Я много лет не встречался с ним,
     Приходил он, казалось, бесцельно,
     Но вдруг я снова увидел его
     В полночь на улицах Кельна.

     Мечтая, блуждал я в ночной тишине
     И вдруг увидал за спиною
     Безмолвную тень. Я замедлил шаги
     И стал. Он стоял за мною.

     Стоял, как будто ждал меня,
     И вновь зашагал упорно,
     Лишь только я двинулся. Так пришли
     Мы к площади соборной.

     Мне страшен был этот призрак немой!
     Я молвил: "Открой хоть ныне,
     Зачем преследуешь ты меня
     В полуночной пустыне?..»

ШТОРМ
Теодор Шторм (1817-1888) – проявил себя тонким лириком и новеллистом («Иммензее», «Поль-кукольник»).

ФОНТАНЕ
Теодор  Фонтане (1819-1898) – в литературе проявил себя сначала  как поэт и очеркист и лишь в зрелом возрасте обратился к жанру романа и повести, показав, что и мир семьи чреват глубокими коллизиями («Пути-перепутья», «Госпожа Женни Трайбель», «Эффи Боист»). Авторская позиция во всех этих произведениях остается натуралистически бесстрастной, ибо она строится на представлении о человеке, как существе, фатально зависящем от обстоятельств.
Отрывок из произведения Фонтане «Эффи Брист»:
«…Яркие лучи полуденного солнца  освещали тихую  в  этот  час деревенскую улицу  и  фасад господского  дома  в  Гоген-Креммене, где  со  времен Георга Вильгельма* проживала семья фон Брист. Построенный под прямым углом  к дому, флигель отбрасывал широкую тень в сторону парка, на аллею, выложенную белыми и зелеными плитками, и на круглую  площадку с солнечными  часами  посредине, обрамленную  индийским тростником и кустиками  ревеня. Шагах в двадцати  от флигеля, в том же направлении, тянулась кладбищенская стена, сплошь заросшая мелколистым плющом, за которым белела маленькая железная калитка.  За стеной поднималась гоген-кремменская башня, увенчанная блестящим, свежевызолоченным флюгером-петухом.  Дом,  флигель  и  кладбищенская  стена  подковой  огибали маленький парк. С открытой  стороны ее примыкал пруд с  мостками,  к которым была  привязана лодка. Рядом с  прудом стояли качели. Их столбики успели уже покоситься, а сиденьем служила простая деревянная доска, подвешенная на двух веревках.  Между  прудом и  круглой  площадкой, полускрывая качели, высилось несколько могучих старых платанов…»

РААБЕ
Вильгельм Раабе (1831-1910) – его произведения адресованы «маленьким людям», где художник показал духовный голод по знанию, и душевный голод по любви («Аптека», «Лесной великан»). Писатель обращается и к историческим темам «Секрет», «Последнее право».

ЭБЕРС
Георг Эберс (1837-1898) – он был учеником египтолога Рихарда Лепсиуса. В своих книгах Эберс хотел сделать научную мысль достоянием широких кругов читателей (роман «Уарда»). В этом романе он обратился к 14 веку. до н.э., к эпохе царствования египетского фараона Рамсеса 2. Свое произведение писатель  снабдил обстоятельными комментариями.
Г. Эберс. Отрывок из произведения «Уарда»:
«…Шумной и оживленной была жизнь на улицах столицы фараонов.
Иная картина представлялась взору на западном берегу Нила. Здесь тоже не было недостатка в красивых домах, и всюду сновало множество людей. Однако, если на восточном берегу дома стояли сплошными рядами и жители суетливо и весело спешили по своим делам, то на этой стороне виднелись лишь отдельные великолепные сооружения, вокруг которых теснились маленькие домишки и жалкие лачуги, точно дети, прильнувшие к матери в поисках защиты. Все эти группы строений никак не были связаны между собой…»