Ч. 50 История конвоев PQ-18 и QP-14

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/03/14/1182

Гитлеровское командование не знало о приостановке отправки конвоев на период арктического дня с июля по август и посылало на поиск конвоев PQ-18 и  QP-14 в патрульное плавание подводные лодки и самолёты-разведчики.

5 сентября около города Вардё в Норвегии разбился двухмоторный английский  бомбардировщик HP.52 Hampden. Обыскивая тела погибших лётчиков, немцы обнаружили документы, в которых сообщалось о приостановке конвоев.

Второе подтверждение они получили, перехватив и расшифровав переговоры штаба советских ВВС на Севере с авиационными частями.

Приостановка была вызвана тяжёлыми потерями англичан при проводке конвоя PQ-17 и необходимостью проведения операции «Pedestal» в Средиземном море по доставке на Мальту топлива и всего необходимого для обороны острова.

Предыдущий конвой на Мальту, «Harpoon», был разгромлен немцами. В отечественной литературе причины задержки отправки конвоев не объясняются, читай между строк, что, мол, плохо помогали нам союзники.

Несмотря на тяжёлое положение англичан, Рузвельт, опасаясь, что Красная Армия не выдержит натиска фашистских войск, договорился с Черчиллем о возобновлении конвоев в сентябре.

В южные регионы Советского Союза союзники продолжали посылать через Персидский залив и дальше через Иран по железной дороге истребители, бомбардировщики и другую технику и материалы.

Долго откладывавшийся конвой PQ-18 из 40 до предела загруженных транспортов вышел из Шотландии 2 сентября. Конвой имел ближнее и дальнее прикрытие.

Ближнее прикрытие состояло из авианосца, двух лёгких крейсеров ПВО, лёгкого крейсера, двадцати одного эсминца, четырёх корветов, семи тральщиков, девяти подводных лодок, четырёх противолодочных траулеров, двух танкеров и одного спасательного судна.
 
Дальнее прикрытие осуществляли три линкора, шесть крейсеров, эсминцы и два танкера. Итого конвой охраняли 77 боевых кораблей.

Черчилль пожаловался Рузвельту, что это огромная нагрузка для королевского флота, которому предстояло обеспечивать операцию «Torch» - высадку американо-английских войск во французскую Северную Африку.

Конвой QP-14 должен был выйти из Архангельска 13 сентября. Он состоял из пустых транспортов. Его охраняли английские корабли: два эсминца, четыре корвета, три тральщика и три противолодочных траулера. В советской зоне прикрытие осуществляли советские корабли и авиация.

Готовились и немцы. Командующий немецким флотом адмирал Отто Клюбер  планировал нанести удар по конвою QP-14, направив против него «карманный» линкор «Admiral Scheer», тяжёлый крейсер «Hipper», лёгкий крейсер «K;ln» и пять эсминцев. Линкор «Tirpitz» находился в это время на ремонте.

Однако при переходе линкора «Admiral Scheer» из Нарвика в Альтен-фьорд его заметили с английской подводной лодки «Tigris». Командир подводной лодки атаковал фашистский корабль, но промахнулся, все четыре торпеды прошли мимо цели.

Гитлер, узнав об атаке, запретил использовать большие корабли в операции, чтобы не рисковать ими. Интересно, что и другой диктатор, Сталин, примерно в это же время запретил использовать большие корабли на Чёрном море, тоже не желая ими рисковать.

Теперь немцы могли использовать против конвоев только подводные лодки и авиацию. 6 сентября немецкий самолёт-разведчик обнаружил конвой PQ-18. Адмирал Клюбер направил против конвоя PQ-18 одиннадцать подводных лодок, а против конвоя QP-14 – четыре.

Кроме того, командующий подводными силами адмирал Дёниц направил ещё семь подводных лодок против конвоя QP-14. На максимальной скорости они шли на перехват конвоя из Северной Атлантики.

Всего в операции участвовали 22 подводные лодки. Эта «волчья стая»  имела кодовое наименование «Traegertod». Первой подводной лодкой, установившей контакт с авианосцем, была U-405, средняя немецкая подводная лодка типа VIIC, которой командовал 36-летний корветтен-капитан Рольф-Генрих Хопманн.

Он сбросил буй, подававший автоматические сигналы, пойманные подводными лодками U-408 и U-589, которые также атаковали конвой. Командир подводной лодки U-408, тоже типа VIIC, 28-летний капитан-лейтенант Райнхард фон Химмен доложил в штаб, что потопил транспорт  водоизмещением 7000 тонн.
 
Два других командира доложили тоже о потоплении таких же транспортов, а командир подводной лодки U-589 типа VIIC  34-летний корветтен-капитан  Ханс-Йоахим Хоррер заявил, что две торпеды попали в авианосец «Avenger».

После войны по документам выяснилось, что в тот день Хопман никого не потопил, Химмен потопил американский транспорт 7209 тонн, а Хоррер потопил советский транспорт «Сталинград» 3600 тонн, но в авианосец не попал.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/21/1547